search
main
0

Урок в семье? Это здорово! Лев Толстой был не прав

Одна из крайних точек на юге нашей страны – Нововаршавский район Омской области. По сути, здесь заканчивается Россия и начинается Казахстан. О том, как налажено образование в районе, известно далеко за его пределами. Причиной тому – председатель местного комитета по образованию, заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук Зоя ХАЛЮТА. С потоками романтически настроенных, целеустремленных целинников она когда-то приехала покорять местные природные просторы, да так и осталась.

– Зоя Аркадьевна, расскажите немного о вашем районе. Есть здесь какие-то особенности?- Наш район образовался предпоследним в области. Сегодня ему уже 75 лет. Пережил несколько «съезжих» этапов – сто лет назад здесь появились крестьяне из Украины, Поволжья и с Дона, в конце сороковых – начале пятидесятых – комсомольцы-целинники, а в девяностые годы – беженцы из Казахстана, Узбекистана. Говорить о сложившихся образцах культуры было сложно. Здесь сосуществовали разные менталитеты, разные обычаи… Особое влияние оказали, конечно, целинники. В большинстве своем сегодняшние бабушки и дедушки, несмотря ни на что, остались жить в той эпохе, когда они строили новую жизнь и даже сформировали два-три поколения с тем же образом мышления. У нас и поселки названы «по состоянию души» – Победа, Ермак, Дружба и т. д. И всему этому надо как-то соответствовать. Именно поэтому перед образовательными учреждениями стоит задача, с одной стороны, сохранить наши особенности, с другой – создать что-то консолидирующее. Мы пытаемся выстроить воспитательную работу так, чтобы дети опирались на традиции старшего поколения, создавая при этом свои. – Вы ведь тоже были в числе тех, кто поднимал целину?- Я сама из северного района, Тюкалинского. Еще студенткой Омского педагогического института я приехала сюда строить элеватор и буквально влюбилась в эту атмосферу. Все новое – село, дома, школа. И при распределении попросилась в Нововаршавку. 32 года отработала в школе учителем русского языка и литературы, затем организатором внеклассной работы, заместителем директора, директором. Уже восемь лет в комитете по образованию. И жизни без Нововаршавки давно не представляю.- Вы многое сделали для своей школы. Благодаря вам она стала одной из первых в стране сельских гимназий. Теперь это образовательный центр района. А что этот опыт дал вам как управленцу? – Годы, которые прошли в школе, позволили мне увидеть ее в развитии. Когда началось становление городских гимназий и лицеев, стало понятно, что перспективы у наших детей ограниченны, если ничего не менять в образовании. Педагог-ученый, совершивший переворот в омском образовании, Иван Михеевич Чередов сыграл решающую роль в жизни Нововаршавки. На одном из семинаров я спросила его, что делать нам, сельчанам, мы тоже хотим, чтобы наши дети были конкурентоспособны. И он ответил: «А кто вам не дает?» Начатое нами движение по созданию модели сельской гимназии спасло нас и в духовном плане. Когда прошел век романтиков и не было видно перспектив, мы – учителя, родители, дети – занимались содержанием образования. Если бы мы не выполнили тогда своей миссии, трудно сказать, что было бы сейчас с нашими сельскими школами, с районом вообще. Мощную поддержку мы получили от гимназий и лицеев Омска, они приняли нас в свое сообщество. Знаковый для нас человек – доктор педагогических наук, преподаватель Омского педагогического университета Надежда Викторовна Чекалева, она поверила в нас. Институт повышения квалификации рекомендовал Нововаршавскую гимназию на статус федеральной экспериментальной площадки. Затем вместе с 15 школами страны мы получили серьезный грант. Это позволило вести экспериментальную работу, в том числе такую, которой нет аналогов в России, – мы создали сельский университет. – Вы решили дать сельским ребятам возможность получить высшее образование не хуже городского?- Да, к тому же областные власти поддержали нас морально. Так возник межвузовский центр, то есть услуга пошла туда, где была более всего необходима. В 90-е годы сельчане не имели возможности обучать своих детей в городе. Мы работали с четырьмя вузами Омска – педагогическим, аграрным, техническим университетами и физкультурной академией. К сожалению, спустя несколько лет поняли, что нельзя существовать без правовой базы: была напряженность с военкоматами, с налоговой службой. Тем более что работали мы на общественных началах. Затем вмешался еще и демографический кризис, поэтому из четырех вузов остался сначала филиал Омского педагогического университета, потом и он был перенесен в головной вуз. Эксперимент не может быть вечным, но он был смелым, а главное – социально востребованным, показавшим, что у села есть интересные перспективы. Мы, сельчане, люди «заземленные», но именно близость к земле и позволяет нам добиваться желаемого. Мы всегда думаем о том, что останется на земле после нас. 400 сельских ребят благодаря этому эксперименту получили высшее образование. И многие из них возвращаются в село. Лидер профсоюзной организации образования района Елена Иванова вышла именно из нашего сельского университета. Вообще мы много размышляли над тем, что такое сельское образование. Обычно исследователи ограничиваются только территориальными определениями. А ведь село – мощная образовательная среда, в которой воспитывает все: и наша скромная природа, и семья, и школа. Все это понимание, все эти находки мы перенесли из гимназии в район, когда я стала руководителем комитета по образованию, а мои коллеги по школе – коллегами по управлению. Мы создали издательский центр, сейчас выпускаем книги о развитии сельской школы, о сотрудничестве с акционерными обществами. Эти книги – духовно-нравственное наследие для современной молодежи: «Земля и люди: вместе навсегда», «Жизнь на земле: судьба и победа», «Славянские были», «Любовь и жизнь тебе, Ермак», «Летопись героического подвига». Они стали основой виртуальных школьных музеев, с их помощью дети изучают родную историю. Для меня особенно ценна книга «Сельская школа как культурно-образовательный центр», написанная в соавторстве с Надеждой Чекалевой.- Удалось ли каким-то школьным традициям стать по-настоящему районными? – Безусловно. Например, мы создали в гимназии научное общество учащихся, команда которого ездила на Всероссийские юношеские чтения имени Владимира Ивановича Вернадского. Сейчас на чтения отправляются команды практически всех школ района. Традиции формируются повторяемостью, иначе не будет создана система. Прижились «Уроки в семейных гнездах». Это такая форма работы с семьей, когда к одному из учеников в гости приходит целый класс. Этому предшествует большая подготовка и в семье, и в школе. Семья просматривает свои реликвии, вспоминает свою историю, а гости готовят сувениры. Ребята приходят в дом сверстника, где не только пьют чай и слушают рассказы, но и делают вместе с хозяевами дома то, что те умеют лучше всего, – ткут ковры, ухаживают за животными, вяжут, мастерят. Бабушки и дедушки тоже принимают в этом активное участие, и это очень радует. Дети видят образцы семейного опыта, могут понять, по каким из них они будут строить свою жизнь. Увы, далеко не у всех детей личный опыт положительный. А как это возвышает образ семьи! Лев Толстой утверждал, что все счастливые семьи счастливы одинаково. Но, судя по нашим урокам, он был не прав.Первое время мы еще просили родителей поучаствовать в таком мероприятии, а сейчас у нас масса желающих, причем семьи разные – и полные, и неполные, и многодетные, и опекаемые. У нас есть аул Каразюк, где любят проводить такие уроки не только в один день, но и в один час. От школы к домам двигаются потоки детей – вот самая наглядная живая связь. Важно, что весь этот опыт мы прописываем, сохраняем и, конечно, совершенствуем. Недавно провели мероприятие под названием «Методический парк», где педагоги района делились друг с другом своими технологиями. Массовые мероприятия мы тоже перенесли из гимназии: Первое сентября, Последний звонок. Сейчас уже у всех есть понимание того, насколько эти события важны для села. Участвуют тысячи людей – от младенцев до пожилых. Создается ощущение причастности каждого, формируется эстетическое восприятие праздника. Это эмоциональное действо. По стадиону степенно движутся мамы с колясками, звучат имена тех, кто появился на свет в этом году. Представляете, как это поднимает значимость родительства? – Традиции традициями, но эксперименты все равно у вас в ходу? Взять хотя бы ваш мобильный детский сад, я о таком еще никогда не слышала.- Эксперимент – необходимый шаг на пути к совершенствованию. А в образовании без этого никак нельзя. При детском образовательно-оздоровительном центре мы открыли мобильную группу, которая выезжает к малышам отдаленной Богдановки. Воспитатели, психологи берут с собой игровые модули, компьютеры, развивающие игры. Многие деревенские малыши не только на ноутбук смотрят как на чудо, но даже на кисточку для рисования, они ее ни разу в руках не держали. Периодически привозим ребят в центр для занятий в специально оборудованных спортивном и танцевальном залах. Надеюсь, что число мобильных детских садов у нас будет расти и мы сможем поехать в другие деревни.- Район у вас небольшой – всего 15 школ. Но при этом все инновационные, а 5 даже победители национального проекта «Образование». Как вам это удается?- Конечно же, благодаря педагогам. 20 человек из 210 у нас получили гранты. Вообще творческие учителя крайне важны в системе. Я предлагала лучшим педагогам из Черлака, Ермака, Большегривки перейти на более высокие должности, но они не хотят. Они понимают, насколько значимы для своих школ, на которых, по сути, и держатся села. Но благодаря сетевой школе нам удалось сделать их опыт доступным каждому ученику района. У нас хороший директорский корпус, все получили второе высшее образование, прошли курсы переподготовки. Работаем в едином образовательном пространстве, взаимообогащаемся. А как иначе? Ведь с нас начинается Россия, а это большая ответственность.с. Нововаршавка, Омская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте