Москва, как известно, один из крупнейших музейных городов мира, при этом огромный образовательный потенциал музеев не всегда используется в образовательных целях. Введение федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования нового поколения требует от педагогов нового подхода к обучению будущих специалистов.
Будущим педагогам важно знать московские музеи, уметь работать в них самостоятельно и в группах, получая и закрепляя необходимые знания. В свою очередь московские музеи могут стать важной составляющей в воспитании и образовании педагогов нового поколения.В апреле 2012 года в педагогическом колледже №18 взял старт образовательный проект «Музейный день-2012». Двадцать учебных групп I – III курсов всех четырех специальностей (более 300 студентов) отправились в 20 столичных музеев выполнять различные по целям, задачам и формам учебные задания. Систематические поездки студенческих групп в музеи Москвы и Подмосковья существовали всегда. Принципиальное отличие от предшествующих акций нынешнего Музейного дня заключалось в том, что цель поездки в музеи была не только общекультурной, а в первую очередь образовательной. Преподаватели различных учебных дисциплин разработали специальные задания для работы студентов в музеях. Проблемные, поисковые задания были рассчитаны, как правило, для их выполнения малыми студенческими группами. Многие задания подкреплялись обсуждением в ходе мастер-классов, организованных сотрудниками музеев. Например, студенты I курса (специальность «дошкольное образование») для посещения Музея народной куклы получили задание по классификации кукол. Экскурсия в музей, совмещенная с выполнением самостоятельного задания, завершилась мастер-классом по изготовлению традиционных народных кукол. Будущие воспитатели получили не только теоретические знания, но и практические навыки, которые будут необходимы в их профессиональной деятельности. Умение работать с игрушкой, знать ее возможности для развития и образования ребенка – одна из необходимых профессиональных компетенций воспитателя.Будущие учителя физической культуры формировали профессиональные компетенции в залах Третьяковской галереи, ребята выполняли задание по возрастной психологии – составляли психологические портреты детей, изображенных на портретах XVIII- XIX веков.Не менее интересные задания студенты выполняли в залах Политехнического музея, Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина, Музея спорта, в Дарвиновском музее, Музее В.Высоцкого, Музее медицинской академии, Бородинской панораме, на выставке «Гений Леонардо». Реализация подобного проекта требует серьезной предварительной подготовки от преподавателей – участников проекта: от разработки маршрута, подготовки учебного задания, предварительной консультации и инструктажа студентов до соблюдения всех мер безопасности.Но даже столь массовый выезд в музеи студентов Педагогического колледжа не мог бы претендовать на звание образовательного проекта, если бы не существовал заключительный – постмузейный – этап. Этот завершающий этап проекта не менее ответственный, чем работа в музеях. Именно от продуманности и правильной его организации зависел реальный результат всего проекта: какие знания и впечатления вынесли из музеев студенты колледжа, станет ли музей привычным местом времяпрепровождения будущих педагогов и естественной частью образовательного процесса, смогут ли ребята привить вкус к посещению музеев своим будущим учениками и правильно организовать экскурсионную работу с детьми.В заключительный этап образовательного проекта входило анкетирование студентов – участников проекта психологами колледжа с целью выявления первых впечатлений и пожеланий. Преподаватели же по результатам посещения музеев провели итоговые занятия различных форм: семинары, диспуты, круглые столы, литературно-музыкальную гостиную. Практические работы студентов, выполненные по результатам посещения музеев, были оформлены в виде студенческих проектов. Двенадцать проектов приняли участие в конкурсе «Музейный день-2012», победителями которого стали студенты I курса (специальность «преподавание в начальных классах») с проектом «Владимир Высоцкий» (руководитель В.Тришкина). Общие результаты Музейного дня были проанализированы на педагогическом совете преподавателей колледжа.Мнения студентов и преподавателей о Музейном дне оказались во многом схожими и самыми положительными. Ребята высказали пожелание проводить такие дни один раз в каждом семестре, назвали музеи, которые им понравились больше всего, и те музеи, где им хотелось бы побывать. Преподаватели согласны с мнением студентов, но, по общему мнению, задания для работы в музеях и последующего обсуждения необходимо готовить еще более тщательно, с использованием различных методик, с учетом требований учебных программ и потребностью формирования конкретных профессиональных компетенций каждой педагогической специальности. Образовательный проект «Музейный день-2012» в педагогическом колледже №18 завершен. Педагогический коллектив уверен, что он станет естественной и необходимой частью учебного процесса в колледже, а также доброй долгой традицией в воспитании будущих московских педагогов.О.АНАНЬЕВА, руководитель структурного подразделения педагогического колледжа №18 «Митино»
Комментарии