search
main
0

Урок в музее – интересно и познавательно

Городская конференция «Школа и музей: возможности и перспективы сотрудничества» была посвящена обсуждению перспектив современного школьного образования, которые раскрывает перед учителями взаимодействие с московскими музеями.

Н​е случайно конференция состоялась в одном из старейших музеев столицы – Государственном геологическом музее им. В.И.Вернадского Российской академии наук. Кажется особенно знаковым, что музей, носящий имя одного из крупнейших российских ученых, гостеприимно встретил представителей основного школьного образования в своих стенах. Городской методический центр и геологический музей решили объединить свои усилия и предложить московским педагогам новую образовательную площадку, которая позволит специалистам в разных предметных областях проводить уроки в залах музея, используя материалы проектов «Урок в Москве» и «Юбилейный урок». Как отметила заместитель директора Городского методического центра Елена Кузнецова, обучающиеся столичных школ имеют неоспоримые преимущества: московская образовательная среда обладает неограниченными возможностями для развития предметных и метапредметных навыков, направленных на то, чтобы помочь раскрыть потенциал каждого ученика, проявиться его индивидуальности. «Уроки, проведенные в рамках проекта, позволяют расширить предметное содержание изучаемой дисциплины, способствуют формированию не только предметных, но и метапредметных умений, помогают учащимся освоить навыки исследовательской деятельности, – отметила Елена Кузнецова. – Однако мы привыкли делить музеи по областям знания: литературные музеи посещают учителя гуманитарных предметов, музеи естественно-научного цикла – преподаватели биологии, химии, физики, географии. Мы же предлагаем преодолеть этот стереотип и хотим предоставить возможности Государственного геологического музея им. В.И.Вернадского для представителей разных предметных областей». С приветственной речью выступил директор ГГМ РАН академик Юрий Малышев, который отметил особую значимость взаимодействия московских образовательных организаций с музеем. Елена Кузнецова вручила Юрию Малышеву почетную грамоту и благодарственные письма от Городского методического центра, выразив надежду на дальнейшее плодотворное сотрудничество и уверенность в том, что опыт и преданность делу всего коллектива музея послужат дальнейшему развитию столичного образования. На примере нового образовательного проекта «Юбилейный урок», структуру которого представила координатор проекта, методист по русскому языку и литературе Екатерина Кирьянова, участники конференции ознакомились с возможностями проведения в залах музея занятий в рамках разных предметных областей. Подготовленный Городским методическим центром юбилейный урок к 255-летию со дня основания музея имени В.И.Вернадского вызвал живой интерес у собравшихся педагогов. Первую страницу юбилейного урока открыла участникам конференции методист по географии Светлана Жукова. Она рассказала о крупнейшем русском ученом XX века В.И.Вернадском, в круг интересов которого входили геология и кристаллография, минералогия и геохимия, научная и общественная деятельность, радиогеология и биология, биогеохимия и философия. «Деятельность Вернадского оказала огромное влияние на развитие наук о Земле, на становление и рост Академии наук СССР, на мировоззрение многих людей. Труды В.И.Вернадского насчитывают более 700 наименований. Его творческие интересы были очень широки; он был не только геологом – Вернадский занимался биологией, изучением почв, природных вод, метеоритов, проблем радиоактивности. 20 лет (с 1891 по 1911 год) Вернадский проработал в Московском императорском университете, заведовал минералогическим кабинетом, много сделал для приведения музея в порядок, соответствующий его положению одного из лучших минералогических музеев России», – отметила Жукова. Предметный мир музея не только занимает ведущее место в образовательном процессе в качестве наглядного пособия, но и знакомит обучающихся с окружающим миром, расширяя их кругозор. Как же провести урок географии в музее? Какой зал выбрать, чтобы было интересно и школьникам, и учителю, чтобы была достигнута та образовательная цель, которая поставлена педагогом? Светлана Жукова предложила один из вариантов проведения урока географии в зале постоянной экспозиции «Планета Земля» Геологического музея им. В.И.Вернадского, представила рабочие листы, содержащие разнообразные и увлекательные задания для практической деятельности обучающихся на уроке. Музей сегодня – это один из институтов культуры, который хранит, изучает, популяризирует культурное наследие страны. Литература – неотъемлемая часть культуры, искусство слова. Именно литература отражает эстетические, нравственные и духовные ценности и представления, стала нашей философией, способом постижения мира. Русская литература стала неотъемлемой частью мировой культуры. Возможно ли проведение уроков литературы в геологическом музее? Методист по русскому языку и литературе Светлана Гончарук в своем выступлении показала, какие огромные возможности предоставляет зал музея «Мир минералов» для проведения уроков литературы на всех ступенях обучения, ведь русская литература буквально блещет драгоценными камнями! «В 5-6-х классах мы изучаем сказы П.П.Бажова «Малахитовая шкатулка», «Хозяйка Медной горы», «Каменный цветок» и многие другие произведения Павла Петровича, в которых рассказано о камнях и минералах; в 7-м классе школьники знакомятся с «Песней про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», где царь Иван Грозный советует Кирибеевичу немедленно послать драгоценности Алене Дмитриевне, чтобы купить ее расположение, уверенный, что никакая женщина не сможет устоять перед великолепными дарами; в балладе В.А.Жуковского «Светлана», в сказках А.С.Пушкина, в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети», в рассказах А.И.Куприна упоминают изумруд, жемчуг, опал, яшму, гранат, коралл, золото, серебро и многие другие минералы и камни, которые ребята могут найти в залах музея», – рассказала Гончарук. Она предложила несколько возможных вариантов заданий для рабочих листов, которые могут использовать для организации работы обучающихся в залах музея. «Подобные уроки литературы помогут озарить художественное произведение новым светом, поразить читателя бездонной поэтической глубиной, создадут возможность наглядного, эмоционального постижения произведения современными школьниками», – отметила Светлана Юрьевна. Провести урок биологии в зале «Геологический очерк окрестностей Москвы» предложила педагогам методист по биологии Галина Кулягина. Она ознакомила участников конференции с материалами, представленными в зале: «В экспозиции очень широко представлены образцы полезных ископаемых Московской области: чудесные агрегаты серого, белого, бледно-сиреневого кварца, голубоватого халцедона, желтоватого агата, самый распространенный минерал кремнезема – кремень, гипс, пирит и другие, а также изделия из них. Ознакомившись с экспозицией зала, каждый человек, несомненно, обогатит свои знания интереснейшими фактами из геологической истории Москвы и Подмосковья». В зал «Исторические коллекции конца XVIII – начала XX века» пригласил участников конференции методист по истории Павел Котов: «За каждой коллекцией стоит своя история. Экспозиция зала условно разделена на две части: коллекции, купленные или подаренные музею, и экспонаты, экспроприированные у частных собирателей после 1917 года. Это вносит в экспозицию некую долю трагизма, напоминая о драматических страницах русской истории. Тем не менее общее впечатление от зала походит на волшебную сказку: сразу представлены алхимики, проводившие в своих уютных кабинетах манипуляции над металлами и минералами в надежде получить золото, а также ученые-собиратели более поздних эпох, скрупулезно отыскивающие новые виды полезных ископаемых». Об особенностях проведения урока химии в зале «Геологическая кунсткамера» сообщила методист по химии Марина Усиченко. Зал «Геологическая кунсткамера» хорош тем, что камни разложены не по химическому составу, а по другим принципам, например, по видам кристаллов (витрина «Геометрия природы») или по удивительному перемешиванию неорганических образований с органическими (витрина «Живое и косное»). А рядом собраны каменные образования, похожие на цветы. Или на башни! Или на шары! «Лейтмотив экспозиции – единство явлений живой и неживой природы, подчинение и тех и других единым природным законам. Экспозиция зала вызывает вопрос: почему многие растения, животные, камни, минералы имеют сходную форму?» – обратила внимание участников конференции Усиченко. Задания специально разработанных рабочих листов для проведения урока химии в музее помогут обучающимся понять, как предметы экспозиции зала «Геологическая кунсткамера» доказывают сходство элементарного химического состава клеток разных организмов и структур минералов, подтверждая единство живой и неживой природы. Конференция в музее завершилась замечательным гала-концертом, подготовленным директором Центра развития творчества детей и юношества «Твоя природа», преподавателем Академического музыкального училища при Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского Татьяной Донской-Назаревской.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте