Близкая гибель классно-урочной системы таится в противоречиях, которые она не в силах разрешить. Во-первых, современность требует от школы учить мысли, а урок учит только знаниям. Само понятие «знания» себя исчерпало. Как можно учить знаниям, если информация каждые семь лет обновляется на 50% и при этом удваивается. То, чему мы учим, устаревает раньше, чем дети покидают школу! Учить знаниям – учить заранее ненужному.
Во-вторых, современность стремится к индивиндуальному подходу в обучении, а урок основан на фронтальном методе. Фронтальность превращает учеников в учебное «пушечное мясо». Фронт хорош для изучения строевых команд, правил «жи-ши» и таблицы умножения. Осваивать другие знания ученикам приходится не благодаря, а вопреки урочной системе.
В-третьих, современность превращает ученика в субъект обучения, а урок оставляет его объектом. Объект – мертвое тело, а субъект – это личность. Каждому учителю хочется быть творцом, а не паталогоанатомом.
Какая форма передачи знаний придет на смену пятисотлетнему уроку, вопрос десятилетия. Сотни педагогов-новаторов, тысяч творческих учителей ищут новые формы, творят методики будущего, совершают открытия, переживают успехи и разочарования. Но единого и универсального метода, достойной замены уроку пока нет. Секрет неудач прост. Считается, что на смену старому должно прийти новое. Но ведь новое есть хорошо забытое старое, и, значит, на смену уроку должно прийти нечто еще более древнее и более вечное. Может быть, это ИГРА?
Игра – древнейшая форма передачи знаний. Играя в «дочки-матери», мы учимся семейным отношениям; раскладывая кубики, становимся строителями; расставляя солдатиков, воспитываем в себе полководцев. Можно утверждать, что игра – универсальная форма дидактического взаимодействия с учеником. И поэтому она превосходит урок:
1. Игра не обусловлена особыми учебными навыками (внимание, дисциплина, умение слушать).
2. Игра не знает возрастных границ.
3. Игра полиэтнична и может даже преодолевать языковой барьер.
4. Игра – более активная форма работы с учениками. Она позволяет играющим чувствовать себя субъектами процесса.
5. Игра подключает все каналы восприятия информации (и логику, и эмоции, и действия), а не опирается на одну лишь память и воспроизведение.
6. Игра есть сочетание теории и практики, а значит, является более объективным отражением действительности.
7. Наконец, игра более надежный способ усвоения знаний. Согласитесь, все освоенные нами в детстве игры, в отличие от освоенных знаний, мы помним всю жизнь.
Так что осмелимся утверждать: урок умер, да здравствует игра!
Этапы игры. На мой взгляд, она дает очевидные преимущества на всех этапах проведения дидактического взаимодействия.
I. Мотивация познавательной активности. Игра мотивирует ученика очень эффективно, ибо нацелена не на результат, а на процесс. Даже пассивный ученик быстро подключается к игре. Играть любят все, даже те, кто не любит учиться. Но в том-то и секрет, что, играя, они учатся, даже не зная об этом.
II. Активизация познавательных действий. В игре активны все, потому что участниками движет азарт. Дети могут играть часами, опрокидывая все представления о физиологической утомляемости. У преподавателя скорее возникнут проблемы с излишней активностью, нежели с обычной пассивностью.
III. Организация дисциплины. Правила игры сами определяют рамки необходимых запретов. Игроки и команды соблюдают их играя. Естественно, что игры шумноваты для поборников послушания, но дисциплина и послушание – разные вещи.
IV. Содержание преподавания. Выстраивая игру, учителю не приходится беспокоиться о популяризации содержания материала, ибо игра содержательна настолько, насколько ее может понять каждый. Большинство игроведов называют это свойство игр «демократичностью». Не слишком удачный термин не умаляет качество всеобщей понимаемости игры. К примеру, в суперинтеллектуальный бридж научиться играть может каждый, закономерности игры уловят немногие, а в теории бриджа разберутся только гениальные единицы. Игры на уроках позволяют одним усвоить материал на уровне предметных действий, другим на уровне знаний, третьим на уровне логических выводов. Но в целом понимаемость материала – 100%.
V. Оценка успешности. Оценка знаний и действий ученика на уроке – обязательный элемент, а в игре желательный. Но форма оценки в игре предпочтительна игровая. На моих уроках сама собой сложилась система ценных знаков «травинок». Денежные знаки заменяют жетоны, которые часто используют учителя при опросе учеников. Я использую «травинки» номиналом в 1, 3, 5 баллов, что позволяет дифференцированно оценивать ответы. Помимо балльной «стоимости» каждый жетончик имеет альтернативную стоимость: разрешение на подсказку, освобождение от домашнего задания, индульгенция за прогул, право на подсказку и многое другое. Ученик может использовать «травинку» либо по основной стоимости и получить отметку, либо по альтернативной и пожертвовать отметкой ради блага. Такая система оценки имеет и дидактические, и экономические преимущества.
Стоит отметить, что игровая форма не всегда укладывается в пространство урока.
Во-первых, алгоритм процесса игры не совпадает с алгоритмом урока. Урок базируется на 4 этапах: актуализация усвоенных знаний (опрос по прошлому материалу), передача знаний (объяснение нового материала), закрепление (тренировка и выполнение домашнего задания) и оценивание. Игра развивается по-иному: организация игрового пространства (объяснение правил, организация команд), игровые действия (в ходе игры происходит и актуализация необходимых знаний, и тренировка необходимых навыков, и активное познание), подведение результатов (организация ситуации успеха) и анализ игры (теоретические выводы).
Во-вторых, различен сам механизм получения знаний. На уроке ученики получают теоретические знания, чтобы потом обратить их в свой опыт, а в игре получают опыт, чтобы вывести из него теоретические знания!
В-третьих, временные рамки урока четко соответствуют установкам психики: 5-10 минут на организацию устойчивого внимания при опросе, 15-20 минут устойчивого внимания на объяснение нового и 10-15 минут остаточного внимания на тренировку; а рамки игры соответствуют ее внутренней логике и времени физиологической утомляемости. В каждой игре интенсивность физиологических и психических процессов различна, и потому различно время их проведения. Так, в спортивные игры трудно играть более полутора часов, а в шахматы играют часами. Некоторые учебные игры пролетают в 5 минут, а иные затягиваются надолго. Потому бывает трудно вписать игровую методику в рамки школьных звонков, тем более что игру нельзя прервать на полуслове.
Но если эти трудности вас не пугают, а преимущества привлекают, спешите разрабатывать игры и проводить их!
Приемы игростроительства.
В разработке оригинальных игр вам помогут простые алгоритмы.
Необходимо понимать, что игра есть модель реального процесса, а потому простейшим приемом игростроительства становится моделирование процесса в классе. Этот прием дидактически универсален – это делают физики и химики ставя опыты, историки и обществоведы, проводя соцопрос. К примеру, урок-игра по теме «Полезность и редкость» основана на моделировании экономических процессов первоначального накопления, обмена, равновесия.
Вторым приемом изобретения игры является адаптация. Под дидактическую (обучающую игру) можно модернизировать любую игру – от шахмат до пряток. Главное запрограммировать в условиях тренировку тех умений, которые необходимы. Например, игра по теме «Справедливые цены» создана путем адаптации известной психотерапевтической игры «Кораблекрушение».
Третий эффективный прием в разработке игр – усложнение уже существующих дидактических игр.
Но не стоит бояться самодеятельных сценариев игр. Кто знает, может, вслед за автором знаменитой «Монополии» вы станете миллионером.
Евгений ТРАВИН, учитель истории и экономики, суперфиналист конкурса «Учитель года России-2000»
Комментарии