…Эта история «прогремела» в начале весны. Ситуация, которая сложилась в одном из учебных заведений Екатеринбурга, затронула многих. В Интернете появился видеоролик из Свердловского мужского хорового колледжа, который затем был процитирован местными и центральными телеканалами. Учащиеся десятого класса (одновременно они являются студентами третьего курса) издеваются над преподавательницей сольфеджио – палкой отбирают у нее сумочку, перекрывают дорогу, демонстративно не слушают, смеются и снимают происходящее на камеру, приговаривая: «Вот такой наш класс, Оксана Геннадьевна, с этим вы ничего не поделаете». Довершающий штрих фантасмагории – один из учеников продолжает отвечать у доски, прилежно пропевая ноты. Увиденное не может не вызвать шок, возмущение и цепочку мыслей типа: что происходит с нашими детьми, если такое творится в приличном учебном заведении, и куда катится мир?..
Когда естественные человеческие эмоции удалось чуть-чуть остудить, появилась потребность разобраться в ситуации. Зафиксированное электронными носителями безобразное поведение шестнадцатилетних подростков мощно держит внимание на изображении. Попробуем же посмотреть вглубь, «сквозь кадры», потому что произошедшее имеет массу уровней и пластов.Эффект шуткиЧто же случилось? Представлю свою версию, которая основывается не только на впечатлении от просмотра видео или на знании официальной информации, транслируемой из колледжа, но и на личном общении со многими участниками конфликта. Я не собираюсь этих детей обелять. Но не буду больше употреблять негативные эпитеты – потому что их прозвучало достаточно, потому что многие из вас и сейчас произносят их про себя. Ребята не шли на урок с заранее спланированной акцией – ни с намерением поиздеваться над более слабым человеком (Оксана Марченко считается специалистом высокого уровня, но в последнее время ей стало трудно удерживать внимание учеников), ни с решением провести «репетицию капустника». Имела место шутка, спонтанно возникшая и развившаяся под влиянием стадного чувства, дурная, жестокая, с проявившимися элементами агрессии. Эффект шутки в том, что она может стать бесконтрольной и далеко зайти. И она действительно зашла дальше, чем предполагали ее участники. Однозначно негативная реакция сверстников, посмотревших видео на страничке в социальной сети, привела ребят в чувство – подростки увидели себя со стороны. Сюжет был удален через 10 минут после размещения. Педагоги узнали о случившемся не от пострадавшей, а от старшекурсников. Учительнице были принесены извинения. С детьми, их родителями проведены беседы, их «разобрали» на классных собраниях, на общешкольной линейке, лишили стипендии. С провинившимися встречались священнослужители (у колледжа давние связи с Екатеринбургской епархией, в этом году хор СМХК номинирован на премию губернатора области с концертной программой «Литургия Иоанна Златоуста»). Факт не замалчивался (хоть и не афишировался), дети были наказаны, воспитательная работа проведена. А вот пришло ли осознание? Судя по тому, как сильно ребята переживали, да. (Родители рассказывали даже о суицидальных настроениях, но это, возможно, преувеличение.) Каждый переживал содеянное по-своему, можно лишь подозревать, кто в какой степени. Кто-то испытывал стыд, кто-то больше переживал за пострадавший интерфейс, кто-то благодарил судьбу, что ему достало разума не поддержать «коллективный идиотизм» (не все находившиеся в тот момент в классе участвовали в мерзкой шутке). Были и попытки анализа: «Начиналось-то с мелких подколов, «крючочков», и вот до чего дошло», и самонаказание: «Не сплю нормально полтора месяца, но не разрешаю себе успокоительное и в церковь не хожу, сам должен разобраться, без помощи». То, что они сделали, они сделали. Это уже никуда не денется, не сотрется нажатием компьютерной клавиши «Delete». Но бесконечно топтаться на одной страничке жизни нет смысла, нужно идти дальше, усвоив уроки. А дальше началась совсем другая история…Эффект «утки»Вышеописанные события произошли в конце января. Новый виток ситуации стал раскручиваться во второй половине марта и уже по сугубо «взрослым» причинам. Кто именно выложил видео в Интернет для широкого просмотра, точно неизвестно. Но у мальчика, осуществившего запись, ее вымогал конкретный человек – он и его жена два года находились в состоянии судебной тяжбы с администрацией колледжа. В результате «внутренний стыд» стал достоянием общественности. То, из чего уже были сделаны выводы, начали искусственно раздувать в целях, далеких от воспитательных. Щедро подлили масла в огонь средства массовой информации. Не только каждый местный телеканал продемонстрировал кадры «урока сольфеджио», но и большинство центральных. Главные испытания для учительницы пришлись на этот постсобытийный период. Оксана Марченко намеревается подать в суд на тех, кто обнародовал видеозапись. О роли СМИ в жизни современного общества хочется сказать особо. Если на концерты, часто инициируемые колледжем культурные мероприятия прессу не собрать, то на скандал слетелись все. Понятно, любовь к сенсации в крови у репортеров. Со времен университетского ученичества помню золотое правило журналистики: если собака укусила человека, в этом нет ничего интересного, а вот если человек укусил собаку, это хороший информационный повод! Газетный термин «утка» (дезинформация) я использовала для утрирования ситуации. Не могу сказать, что в журналистских сюжетах не было правды – там была не вся правда. Но ведь половинная правда так же уводит от истины, как и полная ложь. В данном случае СМИ стали не только наблюдающей и констатирующей стороной, но и действующей, при этом не взяв на себя ответственности за результат собственных действий. На новом этапе ситуация вышла на уровень правоохранительных органов. «Шутники» давали показания в прокуратуре. Их разбирали в комиссии по делам несовершеннолетних, стоял вопрос о постановке на учет, что способно повлиять на всю дальнейшую жизнь. Оксана Геннадьевна в форме письменных заявлений доказывала, что ребят она простила – «мы все обсудили задолго до придания огласке и публичности событий, записанных на видео» – и просила оградить ее от излишнего внимания общественности. К слову, об общественности. Горячо откликнулась самая активная часть общества. Уху секретаря колледжа пришлось выслушивать такие лексические пассажи, содержание которых женщина затруднялась пересказать, так как требовался перевод с блатного на человеческий. Началась кампания клеймения ребят и всего учебного заведения. Ситуация уже касалась каждого сотрудника, каждого родителя, который водит сюда детей. Агрессивные выпады против СМХК развернули события в противоположную сторону – теперь колледжу потребовалась защита.Эффект защитыОдно событие, насколько негативным по сути оно бы ни было, не должно зачеркивать все достижения. Свердловский мужской хоровой колледж 20 лет демонстрирует успешное сочетание музыкальных дисциплин с серьезным постижением общеобразовательных предметов. Он гордится победными выступлениями на многих международных фестивалях, а главное – своими выпускниками, все они стали достойными людьми. Об этом не уставало напоминать руководство учебного заведения. Но кое-что в запале борьбы оно упустило. Наверное, общество подсознательно ждало публичного покаяния. Оно его не сразу услышало.Выбор методов защиты стал едва ли не самым сложным испытанием для коллектива. Обороняясь, можно незаметно (а иногда и продуманно) перейти в нападение. В какой-то момент стало казаться, что здесь перегибают палку справедливости, вот-вот она сломается: провинившиеся активно трансформировались в пострадавших. Уловив возникшие перемены в настроении, родители одного из героев видеозаписи позволили себе пафосные слова обвинения в адрес тех, кто повинен в страдании их детей. Лукаво устроена человеческая память! Да, те, кто обнародовал запись, преследовали отнюдь не благие цели. Но не они разыграли дикий с этической точки зрения сценарий. Прошедший по горячим следам событий педсовет стал не способом разобраться, «как мы докатилось до жизни такой», что было бы педагогически правильно, а поиском внутреннего врага. Вместо консолидации коллектива в трудной ситуации наметился его раскол. Урок сольфеджио ни для кого не прошел даром. Кто-то научился выкручиваться, кто-то – брать ответственность на себя, кто-то усвоил, что цель оправдывает средства. И все же в целом здоровые тенденции взяли верх. У художественного руководителя СМХК заслуженного деятеля искусств России Сергея Пименова есть любимое изречение: «Талантливый человек талантлив во всем». Обычно он адресовал эти слова детям, но их можно применить и к нему. По мнению большинства людей, его знающих, Сергею Юрьевичу хватило и таланта, и разума понять, что каждый человек попадает в ту ситуацию, которую создает сам. Что не случайно возглавляемый им коллектив вот уже несколько лет лихорадит конфликтами. Что внутренний враг куда страшнее внешнего. И что успех колледжа, равно как и провал, – общее достижение либо общее упущение. Когда страсти немного улеглись, в коллективе стала формироваться «программа внутренней реабилитации». «Главная задача сегодня – не озлиться, не искать виноватых, а стремиться к единению», – говорит Сергей Пименов. У творческих людей существуют свои действенные методы решения психологических, отношенческих и прочих проблем. Появилось предложение создать музыкальное произведение, в подготовке и исполнении которого примут участие все члены коллектива – и дети, и взрослые, и мужчины, и женщины. Музыка может стать средством понимания, прощения. И покаяния.Эффект бабочкиА его не будет. Это только в фантастических романах существует возможность попасть в прошлое и внести в него коррективы. В реальности мы способны менять только будущее. Лишь оно важно, и лишь оно имеет варианты. Свердловская область
Комментарии