Цели урока: – дать учащимся представление об эпохе короля Людовика XIV, способствовавшей небывалому подъему французской культуры, и новом стиле в искусстве – классицизме, сформировавшемся в это же время; – продолжить обучать самостоятельной работе с книгой, текстом; умению вести заинтересованный грамотный разговор; – воспитывать у учащихся интерес к истории, искусству, познавательную активность вообще; – развивать интеллект, речь и память, а также артистические способности учащихся, их коммуникабельность.
Оборудование урока.
1) Магнитофонная запись фрагментов произведения Ж.Б.Люлли «Турецкая церемония» (комедия-балет). Марш К.В.Глюка «Орфей и Эвридика». Хор и танцы фурий.
2) Планшеты «Век короля-солнца», «Классицизм в живописи и архитектуре», «Регулярный (французский) парк».
3) Портреты композиторов Люлли, Глюка, драматургов Мольера, Расина, Корнеля.
4) Репродукции картин Н.Пуссена «Автопортрет», «Соборование», «Аркадские пастухи», «Святое семейство» и К.Лоррена «Утро в гавани», «Итальянский пейзаж», «Заколдованный замок».
Действующие лица «путешествия»:
Путешественники (ученики класса).
Эксперты-искусствоведы (2).
Первый горожанин (из числа ребят класса).
Второй горожанин.
Ход урока.
Вступительное слово учителя:
– Вы любите путешествовать?
Я тоже люблю. Путешествия не только дают возможность обогатиться новыми впечатлениями, но и позволяют по-новому взглянуть на себя, на тот мир, в котором мы живем. А может быть, даже преобразить свой мир, сделать его, нет, не наподобие того, что увидели, а привнести в него нечто особое, неповторимое, т.е. путешествия помогают нам творить себя и свой мир.
Предлагаю вам сегодня перенестись в пышную и блистательную Францию времен правления Людовика XIV, «короля-солнца».
Первый «эксперт-искусствовед».
Людовику XIV было 5 лет, когда умер (1643 год) его отец. В течение 8 лет до 1651 года государством управляла его мать, Анна Австрийская. В 1661 году в возрасте 22 лет Людовик лично начал заниматься управлением Францией, годом раньше он женился на Марии Терезии Испанской. Один из министров того времени писал: «Он все видит, все слышит, сам все решает, сам всем распоряжается». Хорошо известна его фраза – «Государство – это я», имевшая реальное подтверждение. Вся жизнь Франции вращалась вокруг короля, как планеты вокруг Солнца. Поэтому его и называли «король-солнце».
При нем Франция превратилась в богатую державу, диктовавшую свою волю всему континенту. Политическая стабильность и экономический рост создали благоприятные условия для расцвета искусств и ремесел. Здесь творили величайшие люди искусства, которые умножили славу французской империи.
Учитель:
Именно правительством абсолютистской Франции был признан в качестве официального художественного стилевого направления классицизм, получивший преимущественное развитие и наиболее законченное выражение на французской почве.
Вот почему наш путь лежит в мощную державу Западной Европы XVII века – Францию эпохи Людовика XIV.
Учитель просит ребят закрыть на время глаза.
Звучит музыка Люлли.
Раздается звон колокольчика – и в класс входят 2 горожанина, одетые по моде того времени. Они тихо переговариваются между собой.
Ребята, представим, что мы находимся во Франции, в Париже, и на одной из его улиц встречаем двух горожан. Попробуем задать им несколько вопросов об их времени, чем оно интересно.
Здравствуйте!
(Далее следует разговор учащихся с двумя «горожанами» – вопросы и ответы к ним готовили учащиеся, учитель редактировал их. Вопросы задают учащиеся класса).
1-й вопрос: Мы живем в демократическом государстве с законодательным органом Думой и президентским правлением. Что представляет собой ваше государство?
Первый горожанин: Франция XVII века – централизованное государство с особой формой государственного устройства – абсолютизмом, когда королевской власти подчиняется все, даже религия.
2-й вопрос: Что вы скажете об экономике, политике, культуре вашей страны?
Второй горожанин: Феодальные отношения собственности разваливаются, развивается широко мануфактура, идет образование капиталистического рынка.
Первый горожанин: В политике все подчиняется интересам дворянства – оно становится господствующим классом, и государство в первую очередь защищает интересы этого класса. Дворяне как бы призваны на военную службу: они должны являться ко двору в пудреных париках, в костюмах согласно принятой моде. При дворе соблюдаются правила вежливости мужчин по отношению к женщинам.
Учитель: Эти правила, кстати, на долгие годы переживут век Людовика XIV.
Второй горожанин: Что касается культуры, искусства, то здесь господствует классицизм, который сменил барокко; именно в классицизме нашли отражение общенациональные художественные интересы, классицизм олицетворяет блеск и славу нашей эпохи. При Людовике XIV искусство стало особым предметом его заботы, так как он видел в нем средство возвеличения и прославления своей власти.
3-й вопрос: С барокко мы немного знакомы. А вот что такое классицизм и как он себя проявил в различных видах искусства?
Первый горожанин: Что такое классицизм? Термин происходит от латинского classicus – образцовый, это художественное направление и стиль; одна из важнейших его черт – обращение к образам и формам античного искусства как к идеалу, эталону, художественному, нравственному; в античности они видели фундамент для развития собственного творчества.
4-й вопрос: Но ведь эпоха Возрождения, Ренессанса, тоже обращалась к античности. В чем же отличие?
Второй горожанин: Гуманисты Возрождения видели высшую ценность в свободно проявляющей себя естественной природе человека. В центре внимания классицизма – героический, физически прекрасный человек, находящийся в гармонии с окружающей средой.
Второй эксперт-искусствовед:
Добавлю, что важнейшей чертой классицизма являлось требование абсолютной ясности содержания и формы, господство разума над эмоциональными ощущениями:
Учитесь мыслить вы,
затем уже писать,
Идет за мыслью речь;
яснее иль темнее.
И фраза строится
по образу идеи;
Что ясно и понятно,
то четко прозвучит…
Так в поэтических строках выразил кредо стиля ведущий идеолог классицизма Никола Буало.
Для художников этого стиля, в каком бы виде искусства они ни работали, идеалом всегда являлись порядок, разумность, гармония, ведь в основе их эстетики лежало убеждение, что все в мире разумно, что на земле, и в природе, и в жизни царит установленный свыше порядок.
Соблюдение принятых правил и норм стало основным мерилом художественной ценности, а личные интересы всегда должны были находиться в подчинении у интересов общественных.
Первый горожанин: Классицизм проявился во всех известных в то время видах искусства, так как искусство должно было нести (по мнению классицистов) высоконравственный идеал, призывающий к воспитанию нравов. Порядок, разумность, гармония особенно ярко проявились в архитектуре. Вершиной развития нового направления в архитектуре стал Версаль.
5-й вопрос: Но ведь у королевской власти уже были дворцы – Фонтенбло, Лувр, например? Зачем еще один?
Второй горожанин: О! Это интересная история! По одной из версий, 17 августа 1661 года министр финансов Фуке устроил в своем новом дворце Воле-Виконт пышный прием в честь короля Людовика XIV. Юный король, увидев ослепительную роскошь и размах празднества, не смог погасить в себе зависть и той же ночью покинул дворец. Король был возмущен. Его, «короля-солнце», затмил роскошью недостойный подданный.
Первый горожанин: По другой легенде король решил удивить наибольшей роскошью, чем дворец Фуке, мадемуазель де Лавальер, благосклонности которой добивался Фуке. Как бы то ни было, но тщеславный монарх призвал к себе архитекторов, скульпторов, садовников, поручив им на месте королевского охотничьего замка возвести дворец и парк, достойные «короля-солнца» и равных которым не было бы в мире.
Первый эксперт-искусствовед
Королевский дворец служит средоточием всей архитектурной планировки Версаля.
Средняя часть дворца образует в плане букву П. Центр дворца – спальня короля, здесь к утреннему вставанию собирались знатные люди Франции. Для того чтобы в нее попасть, нужно было пройти через ряд богато украшенных парадных залов. Залы эти были выстроены в ряд.
Самый большой зал – Мраморная (Зеркальная) галерея, достигавшая 73 м длины и 10,5 м ширины; ее окнам на одной стороне отвечали зеркала на другой стене. Они поразили венецианского посла, свидетеля одного праздника. «В большой галерее, – пишет он, – зажигались тысячи огней, и они отражались в зеркалах, в бриллиантах кавалеров и дам. Было светлее, чем днем». «Зеркальную галерею называют чудом Версаля. Она ошеломляет и размерами, и колоритом, и роскошью убранства, и в солнечные дни – обилием света и воздуха. Во фресках галереи художник Ш.Лебрен использовал сюжеты важных исторических событий и мифологию. Главный герой каждой композиции – король. Галерею украшали апельсиновые деревья в огромных серебряных вазах, массивная серебряная мебель и т.п.
В интерьерах дворца много барочной пышности: все плоскости, все простенки заполнены резьбой, мрамором, зеркалами, бюстами, гобеленами, живописью.
Второй горожанин: Да, Версаль по праву считается жемчужиной дворцово-паркового искусства, это настоящий памятник эпохи абсолютизма.
6-й вопрос: Нам известно, что у современных политиков очень мало свободного времени, так как они заняты выполнением своих гражданских и общественных обязанностей. А чем был заполнен день «короля-солнца»?
Первый горожанин: Подписанием бумаг, совещаниями, приемами – не без этого. Но часто важные государственные дела решались во время прогулок по парку, тем более что многие иностранцы специально приезжали в Версаль, чтобы увидеть этот шедевр садово-паркового искусства. Кстати, в Европе ни один стиль не оставил такого яркого следа в садово-парковом искусстве, как французский.
Версальский парк был самым замечательным украшением Версаля. Особенная красота его заключалась в широкой обозримости. Прямо перед дворцом лежали два блистающих, как зеркала, бассейна. В планировке парка чарует безупречная чистота и ясность форм. От главной террасы парк отлого спускался во всех трех направлениях, слева от дворца шла стоступенчатая лестница с краю оранжереи; вид замыкала вдали огромная масса воды Швейцарского озера. Направо от главной террасы шла тенистая аллея к бассейну Дракона и к фонтану Нептуна. С главной террасы лестница спускалась к фонтану Латоны (Латона, Лето – в античной мифологии мать бога Аполлона); оттуда шла окаймленная деревьями королевская аллея к фонтану Аполлона; все завершалось большим каналом.
Трехлучевая система версальских улиц соответствует солнечной символике: улицы расходятся от спальни короля и от статуи Аполлона, символизирующей монарха наподобие солнечных лучей.
Весь Версальский парк своей протяженностью достигал почти 3 км.
Парк ориентирован по оси «запад – восток», поэтому, когда восходит солнце и его лучи отражаются в воде, возникает удивительно красивая и живописная игра света. Бассейны, спроектированные Ленотром, имеют четкую геометрическую форму.
Газонам придавались такие же четкие очертания геометрических фигур.
Впечатление царящего везде порядка усиливается парковой скульптурой, причем образы античного искусства перекликаются с изваяниями царственных особ французского двора.
Таким образом, главные идеи эпохи – прославление монарха и мечта об идеально упорядоченном мире – воплотились в архитектуре классицизма в следующем: это четкость в выделении главного, осевая композиция с главной центральной осью, упорядоченность, строгость, величавость, праздничность и нарядность при господстве античной традиции. (Можно здесь показать учащимся фильм «Версаль» из серии «Величайшие творения человечества», 8-10 мин.).
7-й вопрос: А в свободное от государственных дел время что интересовало короля?
Второй горожанин: В Версале постоянно жили тысячи придворных, и Людовику приходилось заботиться об их развлечениях. Популярностью пользовались театральные представления новых пьес или балеты, кстати, сам король неплохо танцевал и часто принимал участие в балетных спектаклях. Великими мастерами комедии и трагедии были Мольер, Расин, Корнель.
Жан-Батист Мольер сумел создать реалистические, брызжущие весельем, жизнерадостностью и в то же время исключительные по глубине мысли комедии. Он был проницательным психологом и мастерски выставлял напоказ лицемерие, ограниченность, сословные предрассудки общества. В своих пьесах («Мещанин во дворянстве», «Мнимый больной», «Тартюф, или Обманщик», «Скупой» и др.) он блестяще раскрыл средствами комедии глубинные мотивы, движущие поступками людей.
У Жана Расина мы видим тонкий анализ психологии любви и движений человеческого сердца.
Пьер Корнель сосредоточивал внимание на внутренних переживаниях героев, на борьбе между страстью и долгом.
Учащиеся показывают сцену из комедии Корнеля «Лжец».
Первый горожанин: Будучи знатоком и покровителем живописи, Людовик любил рассматривать картины и пополнил собрание картин, начало которому положил еще Франциск I (1494-1547), купивший «Мону Лизу» и другие шедевры Леонарда да Винчи. В Версале тоже не было недостатка в первоклассных полотнах: королевскую опочивальню, например, украшали «Св.Иоанн» Рафаэля и «Царь Давид» Доменикино. «Официальным стилем» живописи в эпоху «короля-солнца» стала видоизмененная версия итальянского барокко, насаждаемая в стенах академии живописи. Но в Риме еще в начале и в середине XVII века работают французские пейзажисты Клод Лоррен и Никола Пуссен, чья живопись в классическом стиле оказала сильное влияние на вкусы конца XVII – начала XVIII века.
Первый эксперт-искусствовед:
Персонажи полотен Лоррена (как правило, мифологические или исторические) словно растворены в атмосфере поэтического пейзажа.
Пейзаж в творчестве Пуссена также населен мифологическими героями, мудрыми и совершенными людьми. Мировоззрение художника проявляется в его произведениях: в сдержанных движениях и жестах героев, в благородстве их чувств, в отсутствии резких порывов страстей, в спокойном ритме и четком делении композиции на отдельные группы.
Именно Пуссеном были основаны нормы классицизма, принятые и развившиеся в творчестве других художников.
Так, например, требовалось, чтобы сюжет картины содержал серьезную духовно-нравственную идею, способную благотворно воздействовать на зрителя. А такой сюжет можно было найти только в истории, мифологии или библейских текстах. Во всем художнику необходимо было ориентироваться на античных мастеров, прежде всего на древнегреческих скульпторов. Композиция картины делилась на четкие планы, не допускались резкие цветовые контрасты – таковы основные нормы классицизма в живописи.
Первый горожанин: Людовик XIV обожал музыку. Он просыпался под звуки капеллы, игравшей во дворе Версальского дворца. В Версальской часовне исполнялись мотеты (хоровые произведения с инструментальным сопровождением) Люлли, королевский ужин проходил под нежные мелодии скрипок, а летними вечерами король со свитой катался в гондоле по Версальскому каналу, а за ними следовали играющие музыканты.
При дворе «короля-солнца» важное место заняли опера и ее разновидность – лирическая трагедия. Создателем этого жанра стал композитор Жан Батист Люлли. Его крупные 5-актные произведения отличались пышностью декораций и костюмов, изысканной красотой в музыке, как того требовал двор, – это типичные для эпохи барокко черты, но в операх происходили героические события, им были присущи классицистическая уравновешенность и стройность построения. И, конечно, сюжеты брались из античной мифологии и эпических поэм эпохи Возрождения.
Звучит фрагмент произведения Люлли.
Главное в музыке Люлли – это развернутые арии-монологи, в которых песни и танцы чередуются с речитативом (напевной речью), тонко передающим чувства персонажей.
Развитие жанра оперы, основанной на художественных принципах классицизма, связано в дальнейшем с творчеством Кристофа Виллибальда Глюка.
Для своих опер композитор, как правило, выбирал античные сюжеты, в которых воспевался подвиг во имя любви и исполнения долга. Действующими лицами его произведений являлись обобщенные символические фигуры, олицетворяющие нравственные понятия – любовь, верность, самоотверженность и т.д. Ясно была выражена связь с традициями античного театра: количество персонажей минимально, происходящее комментирует хор. Основное внимание композитор уделял слову и стремился к тому, чтобы музыка точно выражала дух и настроение поэтического текста. Глюк отказался от виртуозных приемов и украшений, отвлекавших слушателей от содержания текста.
Таким образом, творческие принципы композитора – ясность драматургического развития, цельность образов, классическая строгость и выразительность музыки, естественность и красота мелодий, благородство чувств героев – выразили художественные принципы классицизма в музыке.
Звучит хор и танцы фурий из оперы Глюка «Орфей и Эвридика».
Татьяна Россохина, учитель русского языка, литературы, МХК СШ № 18, Киров, участник конкурса «Сто друзей-2004»
Комментарии