Цели урока: повторить и обобщить знания, которые дети получили в ходе изучения пропедевтического курса русского языка; развивать внимание, восприятие, речь учащихся; воспитание интереса к урокам русского языка.
I – запишите только те буквы, которые обозначают гласные звуки. – л, к. I – о, у. .. : лист, лиса, лисенок, лисица. I: лес, лесник, лестница, лесок. Иллюстрация с сайта: http://garmoniazhizni.ru/post182657343/
Оборудование
1. Магнитофон с записью физкультминутки, письма от мышки, прощания.
2. Мягкие игрушки.
3. Картинки с изображением игрушек.
4. Индивидуальные листы с изображением игрушек для каждого ученика.
Ход урока
1. Сообщение темы и цели урока.
Ребята, освоить родной язык – трудное дело, но нужное. Надо внимательно относиться к своей и чужой речи, хорошо понимать все оттенки значения слова, в совершенстве владеть родным языком.
К. Паустовский писал: «Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск».
Мы с вами сделали первые шаги в изучении русского языка. Вместе с нами учились наши игрушки. Сегодня мы их пригласили на урок.
Давайте вспомним, чему мы научились, что узнали.
2. Игра «Узнай игрушку».
Сегодня к нам пришли игрушки. Чтобы узнать их, вам нужно отгадать загадки.
На том ряду, где дадут правильный ответ, и будет сидеть эта игрушка.
Как интересно учиться
с ней было!
Только вот имя сказать
позабыла.
Любит она про буквы гадать,
Когда их по правилу надо писать.
(Обезьянка)
Этот франт частенько спал,
Ведь ночами он гулял.
Нет, мышей он не ловил,
С ними дружбу он водил.
Как зовут ученика?
Кто подскажет мне пока?
(Кот)
Он мило всегда улыбается.
И все у него получается.
В ушах его длинных успех,
Ведь ими он слушает всех.
(Зайка Тиша)
Каждая игрушка пришла с заданием. Давайте посмотрим, что приготовила обезьянка. (Повторить правила посадки при письме и напомнить об аккуратности при работе в тетради.)
3. Обезьянкин конкурс.
Назовите буквы, которые видите (л, к, о, у, ь).
I вариант – запишите только те буквы, которые обозначают согласные звуки.
II вариант – запишите только те буквы, которые обозначают гласные звуки.
Проверяем:
I вариант – л, к.
II вариант – о, у.
Какая буква осталась и почему? (ь, потому что не обозначает звука).
Обезьянка радовалась и шумела и рассыпала слова. Помогите их восстановить:
К О У Р (урок)
Л О Н С (слон)
А И Л С (лиса)
Определите количество слогов в словах. Но сначала выберите из перечисленных признаков тот, который является главным для понятия «слог» (4):
1. Состоит из одной буквы.
2. Состоит из двух или трех букв.
3. Находится в начале слова.
4. Имеет гласную букву.
5. Имеет согласную букву.
Какое слово лишнее и почему?
(Слон – состоит из одного слога. Урок – не является животным.)
За каждый правильный ответ ряд получает балл.
4. Конкурс кота.
Беру лист с заданием, которое снимаю с хвоста кота.
Запишите буквы слова кот в столбик. На каждую букву напишите словарные слова. Кто больше и правильно?
К – класс, карандаш, корова, корзина, капуста.
О – обед, огород, орех.
Т – топор, тетрадь.
При проверке показывают жестами, какую букву запомнить в слове.
За правильное слово ряд получает балл.
5. Зайкин конкурс.
Достаю лист с заданием из кармана одежды зайца.
Помогите вставить нужную букву, заглавную или строчную.
З – *има, *оя.
А – *нна, *рбуз.
Я – *ма, *ша.
Ц – *аплин, *апля.
Физкультминутка: Если пишем большую букву, то встаем на носочки и поднимаем руки вверх. Если маленькую, то приседаем.
Запишите через запятую только те слова, которые пишутся с заглавной буквы. За каждое правильно записанное слово ряд получает балл.
6. Конкурс дракончика.
Дракончик прислал письмо. (Открываю конверт и читаю письмо.)
Здравствуйте, ребята!
Попросить я вас готов
Собирать как можно больше
слов!
Буквы из слова «дракончик»
возьмите,
Слов новых побольше скорей
соберите.
Ваш Дракончик
Слово записано на доске. (Рак, кон, кончик, кок, кино, ар и т.д.).
7. Мышкин конкурс.
Письмо записано на магнитофоне:
«Дорогие ребята! Я самый маленький ученик школы игрушек. Составьте обо мне предложение, но слов в нем должно быть столько, сколько букв в слове «мышка». Можете дать мне кличку. Желаю успеха всем!
Мышонок без имени».
Ученики составляют предложение из пяти слов. Выбираются лучшие. За лучшие предложения получают балл.
Как на пишущей машинке
Туки – туки – туки – тук.
Две хорошенькие свинки
Да на пишущей машинке
Туки – туки – туки – тук…
8. Свинкин конкурс.
Вот свинки нам отстучали телеграмму.
Найдите в каждой строчке лишнее слово.
I вариант: лист, лиса, лисенок, лисица.
II вариант: лес, лесник, лестница, лесок.
Объясните почему. Запишите только однокоренные слова и выделите корень в этих словах.
За каждый правильный ответ – балл.
9. Подведение итогов.
Ученики подсчитывают свои баллы. Определяется победитель. Затем звучит в магнитофонной записи прощание – инсценирование.
Русский учить начинали
мы с вами,
И незаметно стали друзьями.
Вы – молодцы!
Скоро во второй.
А нас вы возьмете дальше
с собой?
– Я, обезьянка, желаю
веселья!
– Кот, ваш знакомый,
успехов, терпенья!
– Самая маленькая ученица
Желает вам никогда
не лениться.
– Дракончик не хочет с вами
прощаться.
Мечтает учиться, играть,
кувыркаться!
Мы, свинки, желаем новых
побед!
– Я, Тиша, – здоровья
на множество лет!
Все вместе хотим
вам сегодня сказать:
«До встречи! Давайте
учиться на «пять»!
Вы нас не забывайте,
Мы с вами всегда.
Игрушки – зверята.
Дополнительно: Раскрасить рисунки игрушек на индивидуальных листочках.
Домашнее задание: Сделайте рисунок «с секретом», в котором были бы спрятаны буквы русского алфавита. Подпишите под рисунком, какие буквы вам удалось в нем спрятать.
Ольга Кудряшова, учитель начальных классов Сайгинской Средней Школы, участница конкурса «Сто друзей»
Комментарии