Цель: подвести учащихся к мысли, что в единстве людей – сила, способная изменить мир, на примере главы из сказочной повести Джанни Родари «Приключения Чиполлино».
Задачи:
формирование у учащихся умения сопоставлять свое видение проблемы с авторским замыслом, развитие у учащихся способности критически мыслить, рассуждать, предполагать, анализировать, обосновывать свою точку зрения по данной проблеме, применяя выборочное чтение.
Оборудование: учебник, тетрадь с печатной основой, портреты писателей Д. Родари, К. Коллоди, Г.-К. Андерсена, С. Я Маршака, детские рисунки, оформленные в выставку, книга Д. Родари «Приключения Чиполлино».
Ход урока
1.Актуализация знаний.
Чтение загадки учителем.
Папа – лук и мама тоже,
Дети все на них похожи.
Старший – верный друг и малый,
Сделал добрых дел не мало.
(Чиполлино)
В какой сказочной повести он живет?
Кто придумал его и весь овощной народ?
Мы сегодня еще урок гостим в этой сказке и все вместе сделаем важный вывод об этом персонаже.
Какое домашнее задание вы получили? (Краткий пересказ сказки, иллюстрации к сказке).
2. Введение в тему.
Артикулярная разминка.
Чистоговорка:
Ом-ом-ом – отобрали милый дом.
Прочитать медленно орфографически, орфоэпически.
Кому из сказочных героев могут принадлежать эти слова? С какой интонацией их надо прочитать? (Скорби, грусти и вздохнуть в конце фразы, как это делал кум Тыква). Найти на выставке рисунок, иллюстрирующий чистоговорку.
Кого называют героем в литературе?
Есть ли другой смысл у этого слова?
Герой (1 значение – главное действующее лицо литературного произведения, 2 значение – человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости).
Кого можно, на ваш взгляд, в произведении назвать героем во втором смысле этого слова?
Тема открывается на доске: «Чиполлино – настоящий герой».
Тема, действительно, так и звучит.
А что нам предстоит доказать?
Цель: убедиться, что Чиполлино – настоящий герой.
А как будем убеждаться? (Опираясь на текст).
Значит, какое чтение мы сегодня применим? (Выборочное).
3. Работа по раскрытию темы урока.
Посмотрите, на доске написаны имена героев – действующих лиц.
Чиполлино – сын принц Лимон
Чиполлоне – отец синьор Помидор
Мастер Виноград графини Вишни
Кум Тыква
Кто они в своей стране? (Народ и правители).
Каким был народ? (Бедный, необразованный, униженный).
А правители? (Спесивые богачи, неуважающие, притесняющие, угнетающие, обижающие свой народ). Докажите чтением отрывка (с. 154).
А когда народ долго обижают правители, он поднимается на борьбу. И у него всегда будут свои герои, лидеры.
Может быть таким лидером кум Тыква? (Нет – он стар, слаб).
Выборочное чтение в подтверждение ответов.
Ну, тогда мастер Виноград? (Нет, он будет стоять в стороне).
Доказать словами из текста.
Чиполлино – отец? (Нет, он тоже стар и к тому же посажен в тюрьму).
Тогда кто же? (Чиполлино).
И вот с чего он начал свою борьбу.
Чтение диалога «Первая встреча Чиполлино и синьора помидора у домика кума Тыквы» (сцена с зеркальцем) по ролям заранее подготовленными детьми. Выбор на доске рисунка – иллюстрации этого диалога.
Что возмутило Чиполлино? (То, как синьор Помидор разговаривал со стариком).
Что стало его оружием? (Его слово).
А каким надо быть, чтобы так разговаривать с синьором Помидором? (Смелым).
Работа в тетради. Страница 21 – заполнение характеристик Чиполлино.
Только ли словами боролся Чиполлино против угнетателей? (Поступками).
Какой поступок – как борьба против несправедливых правителей – описан в главе? (Краткий пересказ). Он показал этим поступком, что не будет мириться с несправедливостью. Какая черта его характера выходит в этом эпизоде на первый план? (Справедливость). Выделение новой характеристики героя из предложенных в тетради, нахождение к сюжету рисунка на выставке детских рисунков.
Какими еще чертами обладает Чиполлино? (Веселый, с чувством юмора, добрый, умеет пожалеть всех, кто страдает, даже Мастино – прислужника синьора Помидора).
Зачитать отрывок о том, как Чиполлино расхваливал перед Мастино чистую питьевую воду в бутылке. Найти рисунки – иллюстрации.
Вот такой наш герой Чиполлино.
Начал как одиночка с высмеивания господ, а закончил тем, что с помощью друзей освободил народ из тюрьмы. Освобожденный народ поднялся на борьбу против угнетателей.
Чего же они добились?
Зачитывает отрывок – окончание сказки – подготовленный ученик. (Чиполлино находит себе верных друзей и с их помощью освобождает из тюрьмы отца и других узников – всю бедняцкую огородную братию. С криком «Долой принца Лимона» вся овощная деревня в конце концов загонит в темницу своих мучителей и дармоедов Помидора, Лимона и Вишен, а замок злых графинь превратится в весёлый дворец детей. Там есть и комната для рисования, и театр кукол с Буратино, и кино, и настольный теннис, и множество игр. Там есть и самая лучшая, самая интересная и полезная для ребят игра – школа. Чиполлино и Вишенка сидят рядом за одной партой и изучают арифметику, грамматику, географию, историю и все остальные предметы, которые надо знать, чтобы защищаться от разных плутов и держать их подальше от родной страны).
Мы смогли доказать, что Чиполлино – настоящий герой? Что нам удалось узнать?
Как писатель относится к своему герою?
А наше отношение к нему?
Чему учит сказка? (Полнее можно ответить, прочитав ее полностью).
4. Обобщающая беседа.
Джанни Родари давно нет в живых, но по этой сказке мы можем понять, каким он был человеком. Каким же?
Доклады о Джанни Родари, подготовленные детьми.
5. Итог урока.
Кому можно поставить отметки? Дать самооценку.
Елена Кочетова, учитель начальных классов лицея №4 города Саранска Республики Мордовия
Тогда кто же? .
Комментарии