Каждому человеку дано свое дело, и каждому делу – свое время.
Эзоп
Всякому делу учиться хорошо, но нужнее всего учиться жить…
Сократ
Не правда ли, интересны по глубине мысли древних философов? А ведь в них ответы на сложные вопросы нашей современной жизни…
Моя профессия – учитель. Школа – мой второй дом. Просто не представляю себя без моих учеников, без четкого ритма уроков, без родного шума школьных перемен…
Как хочется, чтобы в доме этом всегда было уютно, комфортно, тепло от добрых улыбок, дружеской поддержки, взаимопонимания всем: и взрослым, и детям.
– В чем истинный смысл работы педагога? – часто сама себе задаю такой вопрос. – Дать знания? Сформировать умения, навыки? Научить каждого ребенка познавать самого себя? А может, важнее научить его человеколюбию?
Как-то в одной из газет я прочитала строки, близкие мне по духу: “Учителя работают с детьми, оттого они и сами отчасти дети – в этом их профессиональная сила… Только сохраняя некоторую детскость, детское самолюбие, ранимость, способность к воодушевлению, тонкость чувств, можно понять ребенка, почувствовать детей, принимать каждого мальчика, каждую девочку как личность…”.
Воспитание личности – это искусство. Где искусство – там талант, там сердце, там интуиция, там вдохновение…
***
Урок… Как много хочется сказать!
Как много хочется успеть!
Как души детские понять?
Как все всегда предусмотреть?
I
Звонок… С улыбкой в класс я захожу,
– День добрый, ребятишки!
На лица детские гляжу –
Читаю их, как книжки…
У Саши с Мишею была,
Конечно, потасовка –
Взъерошен чуб, горят глаза,
Кулак запрятан ловко…
Грустит Наташа у окна,
Я знаю, бабушка больна…
Вниманьем светятся глаза
У доброй половины…
Что ж, начинать урок пора!
Вдруг плач… А в чем причина?
Я не заметила Ирину,
Не заглянула ей в глаза,
Она к портфелю наклонилась,
Нарочно взгляд свой отвела…
И вдруг посыпались слова:
– Максим ее обидел.
– Иринка сдачи вмиг дала…
– А как? Кто это видел?
– Он “неумехою” назвал
Иринку за работу,
Ее тетрадку полистал,
Сказал плохое что-то…
– Стоп! – говорю сама себе. –
Не начинай урока…
Как равнодушье в класс вошло?
Зазнайство? Лень? Упреки?
А где сегодня доброта?
Скажите мне на милость.
Забота, Дружба, Красота?
Неужто заблудились?
Беру Иринину тетрадь…
Бегут неровно строчки.
Не подчеркнула орфограммы
И пропустила точку.
Но знаю, здесь причина – Спешка!
Уроки музыки и хор,
Пропела два часа на сцене,
А ей в глаза такой укор?
Талантами щедра Природа,
Нам каждому досталось что-то:
Один поет, другой рисует,
А третий… Только критикует?
Опущены глаза Максима,
Он понял все, он покраснел…
– Прости Ирина… Я обидел…
Пойдем, я помогу тебе.
И на последней парте вместе
Исправили ошибки все,
Довольные, сияют оба,
И в классе Равновесие!
– Какие мы дадим советы
Иринке нашей как друзья?
– Когда садишься за уроки,
Поверь, спешить никак нельзя!
– Внимание включай, Иринка,
И проверять не забывай.
– И время рассчитать старайся,
Уроки сделав, погуляй!
– Пусть буквы ровною строкою,
Как песенки, поют с тобою…
– Ты душу всю вложи в работу,
Как будто ты поешь по нотам!
– И кулаки не распускай,
Обиде волю не давай…
– Хорошие советы дали!
Себе на ус их намотали?
Мы можем начинать урок?
(Я знаю, все пойдет им впрок).
II
– Поговорим о сказке, которой
много лет,
В ней Андерсен желает
услышать наш ответ.
Скажите, ну зачем же,
чтобы счастливым стать,
Герою нужно мучиться,
прощать все зло, страдать?
– Страдая и спасаясь, со злом
не примирясь,
Растет Утенок Гадкий, за жизнь
свою борясь.
– Герою в этой сказке
“досталося” всего,
Но доброе, отважное сердечко
у него!
– Быть может, мучаясь, страдая,
Мы лучше Счастье понимаем?
– А в чем же смысл жизни,
Хочу я вас спросить?
Что ценится Героями?
Каким же нужно быть?
– Одни, мы видим, ценят
Породу, красоту,
А бедного утенка
Все гонят за версту!
– Другой всю жизнь пускает
искры…
– И в этом счастье? Смысл
всей жизни?..
– Нет, счастье – быть самим
собой,
С большой и гордою душой!
– Да, сказка разбудила чувства…
Не в этом сила ли Искусства?
Спасибо, Андерсен, тебе.
Нас тропы жизни ждут теперь…
Мы сможем Счастье отыскать
И в путь не позабудем взять
Сердечность, Пониманье,
Доброту,
Сочувствие и Мысли Красоту!
Звонок… Закончился урок…
(Я знаю, все пойдет им впрок).
Нина ПОЛЯК,
учитель средней школы N 1
Радужный,
Владимирская область
Комментарии