Задачи: обеспечить усвоение модели конфликта; показать какие пути выхода из конфликтов существуют; развивать умения отстаивать и аргументировать свою позицию; работать в группах; анализировать документы; публично выступать; развивать умения частично-поисковой деятельности; сформировать конфликтную компетентность и способность толерантного поведения.
Какое историческое событие взято за основу произведения? ( между властью и народом – Крестьянская война под предводительством Пугачева). – всегда разрешается в результате нахождения компромисса карточки «Виды конфликтов», текст «», презентация, рабочая карта.
Ход урока.
Учитель: Здравствуйте!
Обратите внимание, все записи сегодня на уроке мы будем делать в рабочей карте.
«Когда в товарищах согласья нет
На лад их дело не пойдет,
А выйдет из него…».
Демонстрация видеофрагмента из фильма «Русский бунт».
Учитель: Вы вспомнили произведение, по которому снят этот фильм?
Ученики: А.С.Пушкин, «Капитанская дочка».
Учитель: Назовите главных героев. (Гринев и Швабрин).
Что лежит в основе взаимоотношений главных героев? (Разногласие, ссора из-за Маши, т.е. конфликт).
А как разрешился этот конфликт? (Дуэлью, на которой Швабрин ранил Гринева).
Но это не единственный способ разрешения конфликта.
Тема нашего урока – «Конфликт и пути его разрешения».
Что мы должны знать в соответствие с темой урока:
– что такое конфликт,
– виды конфликтов,
– причины конфликтов.
Что уметь: отличать один вид конфликта от другого.
Это будет цель нашего урока.
В соответствии с целью, какой будет первый шаг? (Узнать, что такое конфликт).
У вас на столах лежит карточка с текстом и заданием. У каждого ряда свое задание. Прочитайте текст «Конфликт» и ответьте на поставленный вопрос, который находиться внизу. Можете делать пометки в тексте. Хотите ли вы, что-нибудь уточнить, прежде чем приступить к выполнению задания? Если необходима моя помощь, поднимите руку, и я к вам подойду. Приступайте.
Первый ряд, прочитайте задание.
Что такое конфликт?
Как вы ответили?
Ответ записали в рабочую карту.
Конфликт – это столкновение интересов различных групп, сообществ, отдельных индивидов.
Второй ряд – ваше задание?
Какие причины конфликта названы в тексте?
Причины конфликта:
1) Социально-психологические черты человека.
2) Различия в уровне доходов, власти, культуре.
3) Накопление неудовлетворенности существующим положением дел.
4) Возрастание притязаний.
5) Кардинальное изменение самосознания и социального самочувствия.
Третий ряд – прочитайте задание.
Назовите источники конфликта.
Существует бесконечное разнообразие конфликтных ситуаций. Рассмотрим некоторые виды конфликтов. Обратимся к карточкам, которые лежат у вас на столах.
Послушайте задание.
Внимательно рассмотрите предложенные иллюстрации, вы их видите и на слайдах 6-7 (см. презентацию). Что объединяет все эти иллюстрации? (Они изображают конфликт).
Сравните эти же иллюстрации по количеству участников и назовите получившиеся группы.
Какие группы получились?
1 группа – участник один человек.
2 группа – участники 2 человека.
3 группа – участники группы людей.
Как можно назвать конфликт, где участвует один человек, одна личность? (Внутриличностный).
Как называется конфликт, где участвуют два человека, две личности? (Межличностный).
Как можно назвать конфликт, где участвуют группы людей? (Межгрупповой).
См. схему (слайд 8 презентации).
Запишите в рабочую карту.
Зная виды конфликта, дайте определение каждому. Для этого воспользуемся схемой построения определения понятия.
Внутриличностный – …
Межличностный – …
Межгрупповой – …
На основании определения видов конфликта, по какому признаку будете отличать один конфликт от другого? (Надо посмотреть на число участников).
Рассмотрим поподробнее межгрупповой конфликт. Для этого обратимся к произведению «Капитанская дочка» А.С.Пушкина.
Какое историческое событие взято за основу произведения? (Конфликт между властью и народом – Крестьянская война под предводительством Пугачева).
Назовите дату войны (карточка с датой – на доску).
Между какими группами произошел конфликт?
Вспомните причины Крестьянской войны.
Какие из названных нами являются причинами данной войны?
Такого рода межгрупповые конфликты в обществознании называются социальным. Это наиболее масштабный конфликт.
Давайте найдем отличительные черты социального конфликта. Проанализируйте данные определения и назовите отличительные черты социального конфликта.
Социальный конфликт – это столкновение общественных интересов, взглядов, стремлений, направлений общественного развития.
Особенность: Затрагивает интересы всего общества в целом, а не отдельные личности.
Запишите определение социального конфликта в рабочую карту.
Какие примеры социальных конфликтов вы можете привести?
Жизнь без конфликтов невозможна, но любой конфликт требует разрешения.
Как разрешился конфликт между Гриневым и Швабриным? (Дуэлью).
А был ли иной способ разрешения конфликта? (Да, Гринев предлагал Швабрину извиниться).
КАК легко можно было избежать кровавого исхода. Всего лишь требовалось извиниться. Но подчас трудно пойти на компромисс с самим собой, сделать шаг навстречу….
Как бы вы охарактеризовали путь разрешения конфликта между Швабриным и Гриневым? (Слайд 11 презентации).
Гибельный, разрушительный, не приносящий пользы. В обществознании такой путь разрешения конфликта называют деструктивным. Запишите.
А если вы подберете антоним к слову деструктивный, то назовете еще один путь решения конфликта – конструктивный. Запишите.
Ребята, существуют разные варианты поведения при конфликте. Давайте назовем их особенности. Давайте рассмотрим и охарактеризуем их.
Ситуация
Варианты поведения
1. «Никто не выигрывает в конфликте, поэтому я ухожу из него»
А. Избегание
2. «Чтоб я победил, ты должен проиграть»
Б. Конкуренция
3. «Чтоб ты выиграл, я должен проиграть»
В. Приспособление
4. «Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть»
Г. Компромисс
5. «Чтобы выиграл я, ты должен тоже выиграть»
Правильный ответ:
1В 2Д 3Г 4А 5Б
Д. Сотрудничество
Можно однозначно сказать, какой из вариантов поведения самый лучший? (Нет. Многое зависит от конкретной ситуации и характерных особенностей участников).
Что мы узнали на уроке? Чему учились?
Используя полученные знания, выполним практические задания
Искать пути выхода из конфликта нельзя научиться за один урок, этому надо учиться постоянно.
Что же является определяющим в разрешении конфликта?
ЧЕЛОВЕК
«Все споры разрешает не война,
Как пережиток варварской эпохи,
В человек, чья мысль и речь сильна,
Чье сердце откликается на вздохи».
Игорь Северянин
Верны ли суждения о социальном конфликте?
– Нежелание учащегося выполнять домашнее задание по требованию учителя является примером социального конфликта.
– Социальный конфликт всегда разрешается в результате нахождения компромисса
Ответы учеников.
Учитель: Ребята, вы активно, плодотворно поработали на уроке. Спасибо вам за сотрудничество.
Домашнее задание написано в рабочей карте.
Елена Пичугина, учитель истории и обществознания средней школы №48 Рязани
В прикрепленных файлах: карточки «Виды конфликтов», текст «Конфликт», презентация, рабочая карта.
Видеофрагмент из фильма «Русский бунт».
Комментарии