Блеск орденов и медалей, торжественная музыка, строгие и серьезные глаза почетного караула, застывшего у знамени. Так начался общегородской урок Мужества в нижегородском лицее №40.
Педагоги, классные руководители присутствуют здесь, но сегодня не они будут стоять за школьными кафедрами. О Великой Победе расскажут те, кто ее помнит, кто сам пережил войну, – ветераны, участники и дети войны. Им в ту пору было совсем немного лет, но День Победы в их памяти запечатлен прочно и ярко. Так же как и многие из 1418 дней, предшествовавших радостной дате.Ученики и ветераны возложили цветы к установленному у входа в лицей памятнику. Герой Советского Союза Георгий Масляков, отличившийся в боях за переправу через Днепр и погибший от смертельной раны, учился в школе №40. Правда, до войны она располагалась в другом месте. Лицей сохранил традицию чтить память о герое.Нынешние гости лицеистов отмечены не так высоко, но каждый из них внес свой вклад в достижение победы.Капитаном закончил войну Владимир Алексеевич Герасимов. Потом он отслужил в армии еще семь лет и, мобилизовавшись, поступил в педагогический институт. Всю дальнейшую жизнь посвятил воспитанию молодежи и юношества.В лицее Владимир Алексеевич пересказал семиклассникам наиболее драматичные эпизоды своей службы в пехоте. Вместе со своей дивизией ему пришлось прошагать тысячи километров через разрушенные города и села, нередко без связи и без полевой кухни. «Случалось, не было возможности в жаркий день напиться воды, – вспоминал Владимир Алексеевич. – Когда подошли к какому-то заросшему болоту, утомленные солдаты бросились к воде, процеживали ее через пилотки. И только напившись, заметили невдалеке плавающий труп фашиста».В составе 308‑й латышской стрелковой дивизии Герасимов дошел до Восточной Пруссии, принимал участие в боях за взятие крепости Кенигсберг, был награжден орденом Красной Звезды. На парадной форме, которую Герасимов надевает по праздникам, обращает на себя внимание еще и орден Отечественной войны I степени. Кроме орденов есть у Владимира Алексеевича и медали: за взятие Кенигсберга, за отвагу, за победу над Германией и другие. Обычно школьники расспрашивают ветеранов о самых памятных боях, о встречах с врагом. Владимира Алексеевича спрашивают также и о возрасте. Молодцеватый, подтянутый, энергичный и остроумный – никто не даст фронтовику 92 года.Урок Мужества у восьмиклассников вела Александра Алексеевна Нестеренко. В Нижнем Новгороде ее называют сталинградкой. Она не только была защитницей волжского города-героя, но и родилась там, жила до войны. В 1942 году ей исполнилось 17 лет. Когда активной комсомолке поручили разведать обстановку в занятых немцами деревнях, она без страха согласилась. Маленькая ростом Саша оделась в ветхие одежды, в холщовую сумку положила несколько ломтей хлеба и отправилась в путь. Встречным немецким патрульным она говорила, что беженка, лишившаяся родителей, ищет родственников, которые проживают в здешних местах. Сама же зорко примечала, где стоят их части, где скопление военной техники. Бывало, что домой к ночи вернуться не удавалось, опасностей на пути встречалось немало. Но дерзкой девчонке, откликнувшейся на призыв к молодежи «Комсомольцы, вставайте на защиту родного Сталинграда!» все было нипочем. После того как враги были отброшены далеко на запад, Александру демобилизовали и направили на учебу, поскольку освобожденной стране нужны были грамотные кадры. Александра Алексеевна окончила финансово-экономический институт и работала всю жизнь по специальности. А еще разыскивала сталинградцев, проживающих в Нижнем Новгороде, объединила их и многие годы организует встречи ветеранов со школьниками.К четвероклассникам на урок пришел последний в нашем городе кавалер ордена Славы III степени Евгений Иванович Макаров. Ему не было восемнадцати, когда он начал учиться в спецшколе на радиста. Попал в пехотные части, участвовал в освобождении Смоленска и Ельни, на 2‑м Белорусском фронте принимал участие и отличился в операции «Багратион», в ходе которой была освобождена Белоруссия. Шел тяжелый бой, радист Макаров старался уберечь от пуль и снарядов полковую радиостанцию, но сам был тяжело ранен. Санитары пытались увести его в санитарную палатку, но он отказался и продолжал держать связь с командованием. Это во многом помогло успешному исходу боя.Ребята спросили Евгения Ивановича про степени боевых наград. «Степени три, но каждая важна для того, кто заслужил ее в жестоком бою», – ответил ветеран.Людям любого возраста тяжело слушать о блокаде Ленинграда. Детям особенно. Но совсем другое дело, когда об этом рассказывает бывшая ленинградская школьница, пережившая вместе с матерью и сестренкой все 900 суровых дней. Наталья Юрьевна Курепина – ветеран войны и член международной организации блокадников. Нижегородские педагоги хорошо знают ее, так как она много лет возглавляет городское общество блокадников и регулярно проводит встречи в учебных заведениях. Когда началась война, Наташа училась в шестом классе, была активной пионеркой. Голод, смерть подруг, вражеские налеты, встречи с земляками, везущими трупы на детских саночках, – много горя пришлось ей повидать. Однажды после занятий в школе дети долго не могли уйти по домам из-за вражеских авианалетов, учительница предложила ребятам переночевать прямо в классе. Наташа отказалась, ведь мама будет беспокоиться – телефона не было, никак нельзя ее предупредить. А наутро она узнала, что школы не стало – бомба разрушила все здание почти до основания. Погибли несколько учеников.В памяти, конечно, остались не только страдания. Радость освобождения, совместного труда, возвращение к мирной жизни – были у юных ленинградцев военной поры свои праздники. Лишь наступали теплые весенние дни, все начинали рыть грядки, сажать овощи и картошку, все лето ухаживали за ними. И еще были регулярные поездки в ближайшие освобожденные деревни, ученики помогали селянам выращивать продукцию для изголодавшихся ленинградцев. Обо всем этом узнали лицеисты от Натальи Юрьевны.Есть еще категория ветеранов, живых свидетелей военной поры – дети войны. Ветеранские организации активно используют их знания и энергию в работе с молодежью. В августе 1941 года в «Пионерской правде» и «Комсомольской правде» появился очерк Аркадия Гайдара «Война и дети». Обращаясь к читателям, он писал: «Пройдут года. Вы станете взрослыми, и тогда в час отдыха после хорошей и мирной работы вы с радостью будете вспоминать о том, что когда-то в грозные для Родины дни вы не болтались под ногами, не сидели сложа руки, а чем могли помогали своей стране в ее тяжелой и важной борьбе с человеконенавистным фашизмом».Фронтовиков становится все меньше, а подростки должны слышать живые рассказы о былом. Многое можно почерпнуть из рассказов тех, кому сегодня по 80 и больше лет. К поколению детей войны относит себя Юрий Павлович Соловьев, поэт и талантливый радиоинженер, всю жизнь проработавший в приборостроительной отрасли, почетный работник нижегородского завода имени Фрунзе. На встрече с лицеистами он не только делился воспоминаниями, но и читал свои стихи, посвященные военному детству. Вот лишь одна цитата из его поэмы: «Мой сын, идут тяжелые бои. Мы сдать столицу не имеем права. И лишь о вас все помыслы мои. «Не отступать» – дала наказ держава», – пишет своему сыну главный герой поэмы, прообразом которого стал отец Юрия Павловича Соловьева.Равняясь на отцов, вернувшихся с фронта или павших на войне, многие мальчишки военной поры выбрали путь профессиональных военных. К их числу можно отнести генерал-лейтенанта Петра Архиповича Тарасенко, полковника в отставке Александра Ивановича Бельского, кавалера ордена Красной Звезды полковника запаса Валерия Семеновича Шипкова и других офицеров, проявивших мужество и отвагу в Афганистане. Они рассказали лицеистам, как вели себя в самых сложных ситуациях молодые солдаты и офицеры, выполняя интернациональный долг.Сорок пять минут общения пролетели быстро, но урок Мужества со звонком не закончился. Можно не сомневаться, что дома, в своих семьях, лицеисты зададут вопросы своим пожилым родственникам или знакомым ветеранам, захотят почитать книги и посмотреть фильмы о героизме соотечественников. Погружение в историю для многих ребят впереди. Пробудить подлинный интерес к прошлому способно живое общение со свидетелями былых времен. И пусть оно не прерывается – пусть вовремя сказанное слово поможет юной душе расти и крепнуть.
Комментарии