search
main
0

Урок не впрок. Обсудим?

Правительство предложило Думе поправить закон о школьном образовании так, чтобы все молодые люди в обязательном порядке учились в общеобразовательной школе до 20 лет. В советскую эпоху мы это уже пережили, когда всех силой заставили учиться в 9-м, а потом и в 10-м. Что получили? Появились троечники, которые получали аттестат только за то, что они иногда посещали занятия. Очковтирательство тогда процветало во всех сферах трудовой деятельности. Однако никакой урок нам не впрок.

Всякий труд требует внимания, напряжения воли, затраты энергии. Но внимание невозможно без интереса к предмету. В учении это важнее, чем где бы то ни было. Учителю легко работать с детьми, которые пришли в школу с глубоким желанием учиться. Возьмем другую крайность – очень вялый интерес к познанию. Что здесь могут сделать учителя? Возбудить искусственный интерес на уроке. У многих ли это получается? Назову одного из «волшебников» – Виктора Федоровича Шаталова. (Надо читать его пособия «Куда и как исчезли тройки?», «Педагогическая проза».) Но где нам взять столько Шаталовых, чтобы научить всех ленивых, запущенных, изгоев?

Мастеров много, но они хорошо учат всех способных. Средних еще больше – они добросовестно отрабатывают свою зарплату и даже ее перерабатывают. Злые и равнодушные к судьбе детей работники школ тоже делают свое дело, ситуация ныне такова, что выбирать кадры не приходится. Но в общем и целом школа как была лагерем для принудительных работ, таковой и осталась. И не может быть иной, потому что принудиловка в ней доминирует. Принудиловка с помощью устрашения двойкой, «пропесочиванием», привлечением к «воспитанию» родителей.

Интересный урок – это интересный учитель. А где взять таковых? Чаще с журналом под мышкой в класс входит человек, который начинает урок с замечания, с проповеди, наставления, выговора, моральной экзекуции. Или просто с крика. Взрослый человек не может существовать без радости, полученной в труде: «У меня получается, меня заметили!» Ребенок тем более не может жить без радости победы. В рисовании, пении, рукоделии, в беге на дистанцию. И важно, чтобы его заметили, похвалили. И не забыли!

Многие мальчики (и девочки) в советской школе просиживали десять лет с негласным ярлыком – «тупица». Как они чувствовали себя? Никто этим не интересовался. Шкрабы беспокоились больше о дисциплине, процентах, о том, что подумает и скажет начальник. Кроме уроков дети часто по два-три часа в неделю сидели на мероприятиях – сборы, собрания, встречи со знаменитостями.

Скажут: «Вы критикуете расширение программы и растягивание учебного процесса, а что предлагаете взамен?» Первое: надо принять меры к всемерному укреплению здоровья учеников. Здесь есть немало хороших вариантов, связанных с занятием физической культурой. Второе: обучение следует строить преимущественно на интересе. Не абсолютно, а преимущественно. Четкий распорядок, дисциплинарные меры не исключаются. Дидактику и лучшие варианты воспитания никто не отменял и не отменит. Все это в России есть. Третье: здравый смысл требует остановить разжигание соперничества в школе. Талантливые учителя бывают энергичны, но не амбициозны, не стремятся к личным победам. Но они привлекательны для детей. В отличие от других, которые всегда готовы себя показать, которые удобны и очень милы начальству. Настоящая педагогика – тихое искусство, она не любит фанфар.

Сегодня азарт состязания слишком увлек нас. Чтобы стимулировать рождаемость, мы решили подбросить женщинам деньжат. Расщедрились, раскрыли кошелек – нате! Что-то они не очень обрадовались. А как бы «подбросить» женщинам и их мужьям здоровья? Чтобы дети появлялись на свет здоровыми. И будем мы их не лечить всю жизнь, а учить.

Сергей КОРЯГИН, Гагарин, Смоленская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте