search
main
0

Урок не поле битвы

Психосберегающие технологии

В этом году мне посчастливилось стать участником конкурса «Педагоги года Москвы» и пройти в полуфинал. Это было интересно и познавательно. В рамках конкурса я защищала свой подход, который назвала «Психосберегающие технологии на уроках».

 

Мы много говорим о гуманности и толерантности. Но говорить и следовать не одно и то же. Часто учитель с высоты своего возраста и опыта смотрит на ребенка, который не понимает простую, с точки зрения учителя, тему, и ставит клеймо: «Этот слабенький». Когда же взрослый становится взрослым настолько, что забывает о своих детских страхах, трудностях, тревогах? Между «не понимаю» и «понимаю» стоит множество преград, которые можно разделить на две категории: первая – эмоциональные проблемы, вторая – когнитивные.

И моя педагогическая находка заключается в применении психосберегающих технологий, позволяющих решать проблемы в комплексе.

Эмоциональные проблемы связаны с дискомфортом, который мешает ребенку спокойно усваивать материал. Он может бояться внезапного вопроса учителя, тревожиться, что будет выглядеть нелепо в глазах одноклассников и учителя, который впоследствии будет думать, что ответ слабенький.

Когнитивные проблемы чаще связаны с недостаточной отработкой нового учебного действия.

Пути преодоления, которыми хочу поделиться, банальны на первый взгляд, но эти заповеди работают и приносят плоды.

Как победить детскую тревожность на уроке? Не нужно создавать атмосферу непредсказуемости и беспомощности. Я однажды решила для себя, что у меня нет задачи поймать того, кто не знает, за руку. Моя задача – научить. Никогда не спрашиваю того, кто не тянет руку. Отвечать должен тот, кто уверен в себе в данный момент. Мы не знаем, почему ребенок молчит. За его нежеланием идти к доске или поднимать руку может скрываться море проблем (от обстановки в семье до неуверенности в своей привлекательности). Нельзя ругать или корить за неверный ответ, нужно хвалить за смелость и благодарить за любое предположение ребенка, и тогда со временем количество желающих заметно увеличится.

Я никогда не произношу при детях слова «контрольная», «диагностическая». Эти слова снижают детскую продуктивность, нагоняя на многих тревогу и панику, которые в свою очередь становятся преградой для продуктивного мышления. Делать замечание можно только тогда, когда ребенок совершил что-то, что унижает другого или обижает, угрожает безопасности самого ученика или окружающих. В остальных случаях мы просто убиваем в ребенке желание пробовать.

Как преодолеть когнитивные трудности? Классик советской психологии П.Я.Гальперин много лет назад разработал теорию поэтапного формирования учебного действия. Ее схема проста, если оставить позади сложные термины деятельностного подхода в психологии: сначала объясни детям, зачем это понимать, покажи, где это можно будет применить (мотивационный этап). Затем совместно мы разрабатываем наглядный материал в виде схемы или шпаргалки, которая будет находиться в постоянном доступе, пока тема не будет освоена. Алгоритм рассуждений необходимо проговаривать вслух многократно. То есть этап зрительного действия по схеме объединяется с этапом «громкой социализированной речи». Постепенно происходит исчезновение внешних и звуковых опор. Остается лишь результат.

Представьте, что нам нужно объяснить правописание суффиксов прилагательных. На доске перед детьми пишутся слова с пропусками. Дети сами угадывают количество «н» (и хорошо, если интуиция их подводит, это им подсказывает, что есть проблема, а ее надо решать, поэтому правило нужно освоить), группируют, делают предположения о значении и назначении суффиксов. Создается схема из пиктограмм (птички, свинки, чашки и прочее, что ассоциируется с гусиным, свиным, глиняным, стеклянным, к примеру). Все эти картинки лучше давать нарисовать тем, кто хочет выйти к доске. Получается, что зрительную опору делают сами дети. Она наглядна и понятна. Какое-то время все упражнения делаются с опорой на схему и проговариванием рассуждений. Все ближайшие самостоятельные проходят тоже с опорой.

И только тогда, когда дети перестают подсматривать в свою шпаргалку, можно давать заключительную работу. Не нужно заводить специальные тетради для контрольных. Я просто беру обычные рабочие тетради и смотрю, что получается без опоры. Часто даю устную подготовку по тексту с пропусками, чтобы дети продумали и объяснили трудные места, а в классе по этому тексту провожу диктант. Таким образом, ребенок не испытывает тревоги от внезапности и сам становится ответственным за результат. У него есть возможность подготовиться и улучшить результат.

Итак, мои психосберегающие заповеди:

– не лови того, кто не знает, учи действовать;

– покажи ребенку схему, и со временем она станет его внутренним алгоритмом;

– не делай из урока соревнования на выносливость;

– уважай того, с кем имеешь дело.

Урок не поле битвы, где нужно выжить. Это место и время, когда ученик должен получить удовлетворение от того, что он понял, его слушают и уважают в любом случае и он сам выбирает, когда ему попробовать ответить.

Вопросы для детей:

– Как ты себя чувствуешь на уроках Анны Александровны? Тебе бывает страшно?

– Можно ли пользоваться при ответе на уроках русского теми подсказками, которые написаны на доске?

– Что бы ты хотел рассказать о своем учителе русского языка?

 

Анна МУРАШОВАучитель русского языка и литературы школы «Интеграл»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте