Не стоит прикрываться пустой фразой, что любой ребенок непременно одаренный: подобное высказывание в любом случае не имеет никакого смысла, пока эта одаренность не выявлена. Поэтому самая первая задача – выявление.
Задача эта не всегда проста – психологи давно установили, что одаренные дети не обязательно сплошь отличники и победители всевозможных олимпиад. Мало того, они даже совсем не обязательно просто хорошие ученики, как правило, именно они наиболее неудобные. Что же отличает одаренного ученика? Как выражался Хармс: «истинный интерес», неподдельное влечение к интеллектуальной деятельности, удовольствие от нее. То есть то, что принято называть внутренней мотивацией в отличие от внешней – оценок, места в рейтинге. Формирование и всемерное поддержание этой внутренней мотивации, этого интереса – вторая основная задача. Наконец, именно одаренные дети наиболее чувствительны и обнаруживают выраженную склонность к оцениванию и рефлексии, поэтому формирование ценностных ориентиров в их среде – задача совершенно особая и даже, возможно, основная.Решать эти задачи, понятно, совершенно невозможно какими угодно разовыми мероприятиями, не образующими единого контекста школьной жизни. Работу с одаренными детьми нужно вести непрерывно и проявлять везде. Основа любой школы – урок. Плохой урок плох для любого ученика, одаренного в особенности. Можно с уверенностью утверждать, что нет в школе для одаренного ребенка врага более страшного, нежели плохие уроки. Он это сам прекрасно чувствует, оттого и протест с его стороны наибольший. Прекрасный, добросовестный, обучающий урок, пусть и не ориентированный на одаренного ученика специально, – благо для всех и для него в том числе. Это та база, тот фундамент, на котором можно построить дальнейшую индивидуальную работу с любым и без которого нельзя построить ничего. Но конечно же, урока мало. Особая роль в работе с одаренными детьми должна отводиться внеурочной деятельности, где, разумеется, возможна совершенно иная степень персонификации. Для разных профилей адекватными будут разные формы: для математиков – факультативы, для гуманитариев – исследования и проекты. У нас все больше и больше факультативов ведут выпускники, ставшие студентами и аспирантами, именно одаренным детям наиболее необходимы и полезны свежий взгляд на предмет, менее формальное по поводу предмета общение и новые лица. В младших и средних классах, как опять же утверждают психологи, для одаренных детей исключительно важно заниматься разным, буквально всем. В старших классах основное внимание уделяется профильным предметам, именно в рамках профиля возможно достичь существенного углубления при прохождении материала, в чем нуждаются в первую очередь одаренные дети, не довольствующиеся схематичными упрощениями и бездоказательными алгоритмами. Именно в математических классах все, что в обычной программе предполагается давать «без вывода», можно вывести и доказать. И это оказывается полезным не столько, быть может, в образовательном, сколько в воспитательном отношении. Большую роль в работе с одаренными детьми играют профильные лагеря – за пять дней каникул невозможно многому научить, но придать огромный импульс формированию интереса абсолютно реально, например, математический бой способен невероятно подстегнуть интерес к занятиям математикой, а ведь это и есть та самая «нешколярская», истинная мотивация. Экскурсия по Ферапонтову монастырю, проведенная учеником для посторонних посетителей, способна подогреть интерес к истории сильнее любого урока. Здесь же можно упомянуть исследования и проекты, основа которых заложена на летних практиках. Они формируют очень ценный навык самостоятельного исследования, а это залог успеха в будущей научной работе. Форм может быть много, они могут быть весьма разнообразны. Сами по себе они, увы, еще ничего не обещают и не гарантируют. Учитель, которому посчастливилось общаться с одаренным учеником – неудобным, не в меру критичным и до невозможности дотошным, должен хотеть его учить. Это в конечном итоге станет залогом нашего успеха. Е.БЕРЛОВА, заместитель директора гимназии №1514, учитель математики; С.ГОРБУШИН, учитель физики гимназии №1514, победитель конкурса лучших учителей ПНПО-2007, победитель конкурса «Грант Москвы-2009», лауреат фонда «Династия»
Комментарии