search
main
0

Урок на «удаленке»: полезные советы педагогам от Учителей года России

Школы России массово уходят на дистанционное обучение. По данным Минпросвещения РФ, свыше 6%  учеников переведены на дистант. Всего карантин введен в 165 школах страны. Напомним, сетевое издание «Учительская газета» сообщало о сложной эпидемиологической ситуации в регионах. А это значит, что десятки учителей по всей стране перешли на удаленный формат обучения. Как выстроить грамотно работу на «удаленке»?  Заинтересовать детей и удержать их внимание? Своими секретами делятся победители и лауреаты конкурса «Учитель года России».

Фото: pexels.com

Ученик должен быть не просто наблюдателем образовательного процесса, а активным его участником

Уроки могут быть интересны даже в онлайн формате, уверена «Учитель года России»-2021, учительница физики гимназии № 16 города Тюмени Екатерина Костылева. Главный ее секрет – это интерактивные методы работы. Благодаря такому подходу ученик становится не просто сторонним наблюдателем образовательного процесса, а активным его участником. На ее уроках школьники выступают в роли экспертов, проводят учебные эксперименты и выдвигают гипотезы. Главное – ребята учатся работать в сплоченной дружной команде.

– Сейчас мы с легкостью переходим на «удаленку»,  – признается Екатерина Сергеевна. –  В первый же год было нелегко перестраиваться под новый формат. Многое приходилось изучать в процессе работы, у нас была только доска и обычные презентации. Было сложно заинтересовать и мотивировать ребят, включить в работу. Но постепенно удалось наработать свою методику. Я часто использую на уроках игровые платформы. Для себя я выбрала онлайн сервис Mentimeter. Эта платформа позволяет создавать презентации, в которых можно проводить различные опросы, викторины, изучать новые темы. Ребята регистрируются, заходят на сайт, где могут обмениваться мнениями, ставить лайки к понравившейся картинки.

Екатерина Костылева. Фото: Вадим Мелешко

Большой плюс, что после проведения викторины можно сразу увидеть, как ученики  усвоили пройденный материал, проговорить правильный ответ, разобрать ошибки. Также Екатерина Сергеевна активно использует для дистанционных уроков сервисы Google. Так, с помощью авторских google форм учитель проводит проверочную работу. Ребята отвечают на вопросы, решают задачи. В конце работы они могут записать свой вопрос либо оставить обратную связь.

– Также я пользуюсь Google Презентацией, – делится Екатерина Сергеевна. – Это  такой творческий процесс, в котором участвуют все ребята. Мы делим класс на команды и каждая команда должна дополнить презентацию. В итоге у нас получается интересный совместный проект. Еще мне нравится сайт Canva. Там можно совместно работать над плакатами, готовить брошюры.

Чтобы разнообразить дистанционные занятия, педагог использует игровые элементы.  Такая форма работы делает процесс обучения по-настоящему интересным для школьников. Так, среди учеников она проводит ролевые игры. Например, ребята рассматривают какой-то вопрос из области физики с точки зрения ученых разных эпох. В процессе обсуждения нередко возникают дискуссии. Не менее интересны уроки на экологическую тему. На одном из них школьники решали вопрос: «Какой вид электроэнергии эффективен для определенного региона?»

– Главное – найти в учебном процессе мотивационный элемент, то, что заинтересует ребенка, и через него поддерживать азарт, – уверена Екатерина Костылева – Ведь миссия педагога – быть проводником по пути научного познания, а не просто транслятором информации.

Превратить урок в игру

Сделать онлайн уроки по-настоящему интересными удалось и «Учителю года» – 2019 Ларисе Арачашвили, которая преподает русский язык и литературу в 55-й волгоградской школе «Долина знаний». Главный ее секрет – ученики должны включаться в работу с первой минуты конференции.  Ведь очень часто класс долго ждет тех, кто не успел подключиться. Потом ребятам сложно настроиться на рабочий лад.

– Конечно, дистанционная работа отличается от работы в классе, – признается Лариса Гивиевна. – Сидя за компьютером ребенку сложно собраться, внимание рассеивается. И тут учителю очень важно вовремя «включить» класс, использовать игропедагогику. Нужно превратить занятие в увлекательную игру. К примеру, начать урок с веселого ребуса или викторины. Пока мы играем, к конференции подключатся все ребята.

Лариса Арачашвили. Фото: Вадим Мелешко

Лариса Гивиевна также использует онлайн ресурсы. Своим коллегам она советует игровую платформу eTreniki – онлайн-конструктор учебных тренажеров. Этот ресурс будет полезен для младших школьников. Так, здесь можно угадывать слова, в которых перепутаны буквы, удалять лишние объекты из группы или создать свой тренажер по разбору слов.

Еще один интересный помощник – сервис Wordwall. Его концепция заключается в возможности любого учителя создавать ресурсы и делиться ими с коллегами и учащимся. На этой платформе учитель создает интерактивные упражнения и мини-игры. Удобно, что задачу можно одним кликом переключить на другой шаблон с сохранением учебного контента. К примеру, задание «Найти пару» можно превратить в «Кроссворд» с такими же названиями фигур.

– Ну и конечно есть замечательные сервисы, которые помогают повторению материала, – рассказывает учитель. – К примеру, Quizizz – с помощью него можно создавать учебные викторины, тесты и опросы. Главное чтобы дети работали на уроке, а не сидели с выключенными камерами. Интернет открывает огромные возможности. Ребята могут писать на онлайн досках, вставлять буквы, вычислять. Наша цель, чтобы каждый проявил активность и чтобы эта активность оставила свой «цифровой след». Конечно, полностью дистанционное обучение никогда не заменит школу. На уроке особое значение имеет учитель и его живой контакт с учеником.

Написать комментарии к посту Людовика XVI и угадать тему урока по фону

Впрочем, игропедагогика не всегда может сработать на дистанте. Если ребят младших классов увлекут игровые задания, то старшеклассникам они будут просто неинтересны.  Что же делать тогда? Ответ на этот вопрос знает «Учитель года Москвы»-2020 Денис Хурманенок. Денис Александрович ведет уроки истории в ГБОУ «Цифровая школа».

Денис Хурманенок. Фото: Вадим Мелешко

– Говоря о дистанционной форме обучения, мы не должны забывать о нормах установленных СанПиНом, – говорит учитель. – Важно, чтобы школьники проводили за монитором не более 20 минут. Остальное время мы уделяем практической работе. Чтобы уложиться в нормы, я часто использую методику «перевернутый класс». Это популярная на западе модель обучения, при которой учитель предоставляет материал для самостоятельного изучения дома, а на очном занятии проходит закрепление темы. Следуя этой технологии, я записываю для учеников небольшой видеоролик, в котором в сжатой форме излагаю содержание урока.

Двадцать минут преподаватель разбирает основные аспекты темы и раздает практическое задание на закрепление пройденного материала. Затем ребята самостоятельно работают с учебником. Учитель также старается разнообразить дистанционные будни. К примеру, он может подключиться к уроку, выбрав тематический фон, а после попросить ребят прокомментировать изображение, опираясь на факты из истории.

– Также я делаю странички в социальных сетях разных исторических персон, из зарубежной истории, – рассказывает учитель. – К примеру, у нас была тема Великой французской буржуазной революции. Мы писали пост Людовика XVI. Причем ничего не выдумывали, а апеллировали к реальным историческим фразам, произнесенным Людовиком в суде и на эшафоте. После ученики получили задание прокомментировать пост с точки зрения либерального, радикального и консервативного течений. То есть получилась интересная работа с элементами исследования.

Главное наши эксперты советуют коллегам не бояться дистанта и искать новые формы и пути взаимодействия с классом. Тогда онлайн уроки станут более интересными и эффективными. При этом продолжайте общаться с детьми, включайте их в коллективную работу. Онлайн дает много новых возможностей для обучения. Ведь в онлайне у учителя есть не только мел и доска, но и безграничный мир Интернета.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте