search
main
0

Урок на тему: «Шаг за шагом к правам человека».

За что боролись жители средневековых городов? Столетие сменялось столетием, и со временем все большее количество людей поднималось на борьбу за свои права. Из учебников истории вы знаете, что начиная с X века в городах Европы происходили восстания, которые подчас перерастали в настоящие войны, длившиеся десятилетия, а то и столетия, как, например, во французском городе Лане.

Жители городов – кожевенники и стеклодувы, перчаточники и мастера серебряных дел, владельцы таверн и ткачи – поднимались против неуемной жадности сеньоров – хозяев городской земли, которые не только взимали с горожан очень большие поборы, но и присваивали себе право на их собственность, свободу, а нередко и на саму жизнь. Дело в том, что, согласно законам феодальных государств, господин имел право собирать налоги когда и сколько захочет. Кроме того, он имел своих стражников, свой собственный суд и тюрьму.

Как вы считаете, мог ли суд, находившийся под контролем феодала, судить по справедливости? Докажите свою точку зрения.

Вы наверняка согласитесь, что в таких условиях было бесполезно сопротивляться господину. Тюремные стены видели смерть не одного несчастного, попытавшегося защитить справедливость. Но всякому терпению приходит конец, ведь отобранные у горожан деньги шли на развлечение сеньора и его семьи. Ремесленнику же или купцу они были нужны для развития своего дела: купить сырье, орудия труда, построить мастерские, отправиться в далекое и небезопасное путешествие за новыми товарами и т.д. Кроме того, деньги были необходимы, чтобы кормить семью, содержать дом, лечиться от болезней.

Как вы считаете, влияли ли неограниченные права сеньоров на развитие страны? Обоснуйте свою точку зрения.

Сначала требования горожан были не такими уж и большими. Они хотели, чтобы сеньоры сократили налоги, дали возможность развивать ремесло и торговлю, но те крепко держались за свои привилегии и не собирались уступать. Вот тогда-то и возникла идея самоуправления: горожане стали бороться за то, чтобы власть в городе принадлежала им, чтобы они сами избирали городской совет, мэра, сами собирали налоги, расходуя их часть на развитие города, чтобы в городе был свой суд, военный отряд на случай опасности и т.д. Многие из восставших смогли добиться желаемого, и уже в XI-XII веках в Европе появились города-республики, вольные города и даже города-государства, подчинившие себе обширные территории.

1. Вспомните, что вам известно из курса истории о борьбе городов с сеньорами.

2. Что вы знаете о городском самоуправлении?

3. Как вы думаете, за какие права боролись горожане? Аргументируйте свой ответ.

Великая хартия вольностей. За права, за справедливые законы боролись представители разных классов, в том числе и сами феодалы. Да-да, и они были ущемлены в своих правах, поскольку являлись подданными короля. Из учебников истории вы знаете, что в Англии в начале XIII века король Иоанн, прозванный Безземельным, вынужден был подчиниться требованиям своих подданных и подписать грамоту, ставшую первым документом о правах человека. Тогда в борьбе против королевского самовластия объединились английские бароны, рыцари, горожане, духовенство, крестьяне. В результате Лондон оказался в руках восставших, и из опасения потерять корону Иоанн Безземельный пожаловал «всем свободным людям королевства» вольности на вечные времена.

Знакомимся с документом

Из Великой хартии вольностей (1215 г.)

Иоанн, Божьей милостью король Англии по Божьему велению и для спасения души нашей и всех предшественников и наследников наших, в честь Бога и для возвышения святой церкви… Пожаловали мы всем свободным людям королевства нашего за нас все нижеописанные вольности, чтобы имели их и владели ими и их наследники от нас и от наследников наших.

1. Во-первых, дали перед Богом свое согласие и настоящей хартией нашей подтвердили за нас и наследников наших на вечные времена, чтобы английская церковь была свободна и владела своими правами в целости и своими вольностями в неприкосновенности.

12. Ни щитовые деньги, ни какое-либо иное пособие не должны взиматься в королевстве нашем иначе, как по общему совету королевства нашего, если это не для выкупа нашего из плена и для возведения первого сына нашего и для выдачи первым браком замуж дочери нашей первородной; и для этого должно брать лишь умеренное пособие.

13. И город Лондон должен иметь все древние вольности и свободные свои обычаи как на суше, так и на воде. Кроме того, мы желаем и соизволяем, чтобы все другие города, и бурги, и местечки, и порты имели все вольности и свободные свои обычаи.

20. Свободный человек будет штрафоваться за малый проступок только сообразно роду проступка, а за большой проступок будет штрафоваться сообразно важности проступка, причем должно оставаться неприкосновенным его основное имущество.

28. Ни констебль, ни другой какой-либо другой чиновник не должен брать ни у кого хлеб или другое имущество иначе, как немедленно же уплатив за него деньги или же получив от продавца добровольное согласие на отсрочку (уплаты).

30. Никакой шериф… или кто-либо не должен брать лошадей или повозки у какого-либо свободного человека для перевозки иначе, как с согласия этого свободного человека.

31. Ни мы, ни наши чиновники не будем брать лес для (наших) укреплений или для других надобностей иначе, как с согласия самого того, кому этот лес принадлежит.

39. Ни один свободный человек не будет арестован и заключен в тюрьму, или лишен имущества, или каким-либо (иным) способом обездолен, и мы не пойдем на него иначе, как по законному приговору равных его и по закону страны.

40. Никому не будем продавать права и справедливости, никому не будем отказывать в них или замедлять их.

41. Все купцы должны иметь право свободно и безопасно выезжать из Англии и въезжать в Англию, и пребывать, и ездить по Англии как по суше, так и по воде, для того чтобы покупать и продавать без всяких незаконных пошлин, уплачивать лишь старинные и справедливые, обычаем установленные пошлины, за исключением военного времени, и если будут купцы из земли воюющей против нас… они должны быть задержаны без ущерба для их тела и имущества, пока мы… не узнаем, как обращаются с купцами нашей земли, находящимися… в стране, воюющей против нас; и если наши там в безопасности, то те и другие должны быть в безопасности в нашей земле.

45. Мы будем назначать судей, констеблей, шерифов… лишь из тех, которые знают закон королевства и имеют желание его добросовестно исполнять.

52. Если кто был лишен нами без законного приговора… своих земель, замков, вольностей или своего права, мы немедленно же вернем ему их; и если об этом была тяжба, пусть она будет решена по приговору двадцати пяти баронов.

1. Исходя из пожалованных вольностей, составьте рассказ о том, каково было положение подданных английского короля до принятия Великой хартии вольностей.

2. Найдите в Великой хартии вольностей права, защищающие:

а) свободу;

б) собственность;

в) жизнь подданных короля.

Объясните свой выбор.

3. Как по-вашему, какое отношение к правам человека имеет предоставление свободы английской церкви (статья 1)?

4. Прочитайте статью 41 Великой хартии вольностей. Поясните, о чем в ней говорится. Как вы считаете, справедливо ли это установление?

Вопросы и задания

1. В чем причины восстания горожан в средневековье? Каких прав они добивались?

2. Как вы думаете, связаны ли эти права с правом на жизнь, собственность, свободу?

3. Как вы считаете, лучше или хуже стали развиваться города, завоевавшие самоуправление? Обоснуйте свой ответ.

4. Какой документ историки называют первым документом о правах человека? Какие права он защитил?

5. Как по-вашему, все ли подданные английского короля могли пользоваться данными правами? Подтвердите свою точку зрения примерами из текста.

6. Чем вы можете объяснить то, что к XV веку идея прав человека становится очень популярной?

7. Какие социальные классы и слои в большей степени были заинтересованы в утверждении прав человека? Почему?

8. В Нантском эдикте говорится об уравнивании прав верующих: католиков и протестантов. Какое отношение имеет этот документ к правам человека?

Ищем ответ на главный вопрос. Какой же справедливости добились люди разных стран к XVI веку?

Евгения Королькова, кандидат педагогических наук

Иллюстрация с сайта:http://www.historicus.ru/302/

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте