search
main
0

Урок на тему: «Новая экономическая политика», 9-й класс.

Цели: познакомить учащихся с одним из самых сложных периодов в истории России; научить самостоятельно получать информацию, анализируя материалы документов; сопоставив мероприятия «военного коммунизма» и нэпа, подвести школьников к самостоятельным выводам о том, в чем различия и сходства этих политик. Через осмысление прошлого воспитывать позитивное отношение к истории, формировать толерантность.

Иллюстрация с сайта:  http://bukmekera.net/russia-economics/1168-ekonomicheskaya-politika-poslednih-let.html

Ход урока

Изучая нэп, школьники составляют сравнительную таблицу, первая часть которой уже заполнена, так как политика «военного коммунизма» была изучена на предыдущих уроках.

Основные отличия новой экономической политики от политики «военного коммунизма»

Политика «военного коммунизма»

Введение продразверстки

Продуктообмен между городом и деревней

Национализация всей промышленности

Запрещение аренды земли, применения наемного труда в сельском хозяйстве

Запрещение частной торговли

Государственное распределение продовольствия и товаров народного потребления по карточкам

Введение трудовой повинности, создание трудовых армий

Натурализация заработной платы вследствие отмены денег, бесплатности государственных услуг.

Вопросы для анализа документов и обсуждения

1. В чем причины отказа от политики «военного коммунизма» и перехода к нэпу? Согласны ли вы с мнением о том, что введение нэпа было решением вынужденным?

2. Охарактеризуйте основные мероприятия нэпа. Что нового появилось в экономической политике большевиков по сравнению с периодом «военного коммунизма» (в качестве конкретных вопросов выступают мероприятия «военного коммунизма»).

3. Какова конечная цель этих двух политик? В чем их сходство? Почему в нэпе были заинтересованы квалифицированные рабочие и среднее крестьянство?

4. Какое влияние оказал нэп на отношения России и Запада?

5. Согласны ли вы с характеристикой нэпа как простого отступления? Как возврата к элементарным нормам рынка и рыночной экономики?

Средства обучения

1. Из доклада В.И.Ленина «Новая экономическая политика и задачи политпросветов». 17 октября 1921 г.

Отчасти под влиянием нахлынувших на нас военных задач и того, казалось бы, отчаянного положения, в котором находилась тогда республика, в момент окончания империалистической войны, под влиянием этих обстоятельств и ряда других мы сделали ту ошибку, что решили произвести непосредственный переход к коммунистическому производству и распределению. Мы решили, что крестьяне по разверстке дадут нужное нам количество хлеба, а мы разверстаем его по фабрикам и заводам, – и выйдет у нас коммунистическое производство и распределение…

Продразверстка в деревне… мешала подъему производительных сил и оказалась основной причиной глубокого экономического и политического кризиса, на который мы наткнулись весной 1921 года. Вот почему потребовалось то, что, с точки зрения нашей линии, нашей политики, нельзя назвать ни чем иным, как сильнейшим поражением и отступлением.

Новая экономическая политика означает замену разверстки налогом, означает переход к восстановлению капитализма в значительной мере… Концессии с заграничными капиталистами… аренда частных капиталистов – это и есть прямое восстановление капитализма и это связано с корнями новой экономической политики. Ибо уничтожение разверстки означает для крестьян свободную торговлю сельскохозяйственными излишками, не взятыми налогом, а налог берет лишь небольшую долю продуктов. Крестьяне составляют гигантскую часть всего населения и всей экономики, и поэтому на почве этой свободной торговли капитализм не может не расти.

2. «…[Ленин] властно, хлыстом, заставил партию принять и политику концессий, и нэп…» (Из воспоминаний Н.Валентинова).

Не могу здесь не вспомнить одну беседу с моим старым знакомым Ю.Стекловым, ставшим редактором «Известий ВЦИК». …»Ленин, – сказал мне Стеклов, – произвел изумительный по смелости и решительности поворот политики. «Научитесь торговать!» – мне казалось, что я скорее губы себе обрежу, а такого лозунга не выкину. С принятием такой директивы нужно целые главы марксизма от нас отрезать. Давать руководящие принципы они нам уже не могут. А когда И.Варейкис бросил Ленину такое замечание, тот крикнул: «Пожалуйста, не обучайте меня, что взять или что откинуть от марксизма, яйца курицу не учат!»

По самому своему официальному положению Стеклов должен был в газете ВЦИКа защищать прокламируемую Лениным новую экономическую политику. Если он и делал это, то сопротивляясь. А что при принятии нэпа происходило на верхах партии, я узнал от А.Свидерского. Его я знал давно. В 1909-1910 гг. мы оба жили в Киеве и ежедневно виделись в редакции «Киевской мысли», в которой были сотрудниками… В 1921 Свидерский занимал большой пост в Комиссариате продовольствия, потом был заместителем народного комиссара земледелия. На партийной конференции в мае 1921 г. он выступал с одобренным Лениным докладом о проведении продовольственного налога, т.е. одной из важнейших частей новой экономической политики. Когда я указал ему, что у меня такое впечатление, что в партии не все охотно идут за Лениным, Свидерский стал объяснять, что, в сущности, дело обстоит много хуже, ибо мало кто с Лениным согласен. «Полностью согласны с ним, может быть, только Красин и Цюрупа, все другие или молчат, или упираются». На одном собрании… Ленин говорил: «Когда я вам в глаза смотрю, вы все как будто согласны со мной и говорите да, а отвернусь, вы говорите нет. Вы играете со мной в прятки. В таком случае позвольте и мне поиграть с вами в одну принятую в парламентах игру. Когда в парламентах главе правительства высказывают недоверие, он подает в отставку. Вы мне высказали недоверие во время заключения мира в Бресте, хотя теперь даже глупцы понимают, что моя политика была правильной. Теперь снова вы высказываете мне недоверие по вопросу о новой экономической политике. Я делаю из этого принятые в парламентах выводы и двум высшим инстанциям – ВЦИКу и Пленуму – вручаю свою отставку. Перестаю быть председателем Совнаркома, членом Политбюро и превращаюсь в простого публициста, пишущего в «Правде» и других советских изданиях».

«Ленин, конечно, шутил?»

«Ничего подобного. Он заявлял о том самым серьезным образом. Стучал кулаком по столу, кричал, что ему надоело дискутировать с людьми, которые никак не желают выйти ни из психологии подполья, ни из младенческого непонимания такого серьезного вопроса, что без нэпа неминуем разрыв с крестьянством. Угрозой отставки Ленин так всех напугал, что сразу сломил выражавшееся многими несогласие. Например, Бухарин, резко возражавший Ленину, в 24 минуты из противника превратился в такого страстного защитника нэпа, что Ленин принужден был его сдерживать. «У меня, – с иронией указывал Ленин, – допустим, 25 аргументов за введение нэпа, товарищ Бухарин к ним хочет добавить еще 50. Боюсь, что своей массивной прибавкой он просто утопит нэп, превратив ее в нечто такое, с чем я уже согласиться не могу. Поэтому лучше останемся с 25 аргументами…»

Бешено идя против течения, [Ленин] властно, хлыстом заставил партию принять и политику концессий, и нэп, но глубокое, непокоренное сопротивление всему этому в партии, несомненно, осталось…

3. «…самый остов, самый костяк существовавшего в 1918-1920 годах строя был прекрасным, был действительно коммунистическим» (коммунист П.Муравьев, член редакции «Торгово-промышленной газеты»).

Во время «военного коммунизма» жилось тяжко, постоянно мучил голод, даже мороженый картофель считался редким экзотическим фруктом. Но самый остов, самый костяк существовавшего в 1918-1920 годах строя был прекрасным, был действительно коммунистическим. Все было национализировано, частная собственность вытравлена, частный капитал уничтожен, значение денег сведено к нулю, а вместо торговли по капиталистическому образцу – в принципе равное для всех распределение. Мы осуществили строй, намеченный Марксом…».

4. Ленин в марте 1922 г.

«1) ни в коем случае не подрывать монополии внешней торговли…

2) опубликовать тотчас же… от имени Президиума ВЦИКа твердое, холодное, свирепое заявление, что мы дальше не отступаем в экономике и что покушающиеся нас надуть (или обойти монополию) встретят террор; этого слова не употреблять, но «тонко и вежливо намекнуть на сие».

5. В марте 1923 г. 80% промышленно-кустарных предприятий принадлежали частникам, 3% – кооператорам и 7% – государству; остальные относились к иностранным концессиям.

6. Ф.Энгельс Вере Засулич в 1881 году.

«Попробуйте сверх определенной меры отбирать у крестьян продукты их сельскохозяйственного труда, и несмотря на вашу жандармерию и вашу армию, вам не удастся приковать их к полям».

7. Нэп «вводится всерьез и надолго, но… не навсегда» (В.Ленин).

8. «Мы до известной степени заново создаем капитализм» (В.Ленин).

9. «Ко всему крестьянству» (Обращение ВЦИК 23 марта 1921 г.) Разверстка отменяется

Теперь, когда натиск капиталистов и помещиков на Советскую Россию отбит, когда Россия отстояла в войне свою независимость от власти иностранного капитала и с самыми сильными державами мира говорит, как равная с равными, когда могущественная Англия подписала с нами торговый договор, когда мы имеем возможность вернуть к мирному труду половину Красной армии, когда путем торговли с заграницей можем получить для крестьянства продукты в обмен на часть излишков его хозяйства – теперь настал момент уменьшить тяготы крестьянства без риска потерять наиболее ценные завоевания рабоче-крестьянской революции. Отныне постановлением Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров разверстка отменяется и вместо нее вводится натуральный налог на продукты сельского хозяйства.

Налог –

облегчение крестьянству

Этот налог должен быть меньше, чем хлебная разверстка. Он должен назначаться еще до весеннего посева, чтобы каждый крестьянин мог заранее учесть, какую часть урожая он должен отдать государству и сколько останется в его полном распоряжении. Налог должен взиматься без круговой поруки, т.е. должен падать на отдельного домохозяина, чтобы старательному и трудолюбивому хозяину не пришлось платить за неаккуратного односельчанина.

По выполнении налога, остающиеся у крестьян излишки поступают в его полное распоряжение. Он имеет право обменять их на продукты и инвентарь, который будет доставляться в деревню государством из-за границы и со своих фабрик и заводов; он может использовать их для обмена на нужные ему продукты через кооперативы на местных рынках и базарах. Вместе с тем, Советская власть не снимает с себя обязанности снабжать необходимыми продуктами беднейшее население деревни, которое не будет иметь излишков для обмена.

ВЦИК постановлением этим предоставил крестьянскому населению, выполнившему государственные обязательства, право свободно продавать и покупать оставшиеся у него излишки сельскохозяйственных продуктов.

11. Из интервью Г.Сокольникова

(Наркома финансов в 1922-1926 гг.) 1 февраля 1924 г.

Наиболее крупными финансовыми мероприятиями текущего года явится денежная реформа и перевод единого сельскохозяйственного налога на деньги. Обе эти меры теснейшим образом связаны одна с другой. Отказа от взимания в деревне налога натурой настоятельно требуют интересы развития как крестьянского, так и всего народного хозяйства. Для крестьянского хозяйства перевод налога на деньги обозначает полную свободу в выборе наиболее выгодных способов для уплаты налога. Крестьянин, не будучи обязан давать налог хлебом, может преимущественно направить свое хозяйство в сторону развития таких культур, которые по условиям рынка дают наибольшие доходы, или же может собрать необходимые для уплаты налога средства путем подсобных промыслов, отхожих заработков.

Переход к твердым деньгам был начат выпуском червонцев, но это было частичным решением вопроса. Теперь Советское правительство считает возможным сделать дальнейший шаг – выпустить в обращение также и мелкие устойчивые деньги.

Эта денежная реформа явится переломным пунктом в нашем хозяйственном развитии. Несомненно, что падающая валюта являлась огромным тормозом для развития нашего хозяйства…

Нэп весьма заметно оживил экономическую жизнь в стране. Появились продукты и товары. Почему же он был свернут? Какую истинную цель преследовал Ульянов-Ленин, вводя НЭП?

Ирина Шувалова, учитель истории, Саранск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте