В статье описан опыт учителя по внедрению кейсовой технологии в рамках внеурочной деятельности.
АннотацияКлючевые слова: кейсовая технология, кейс-метод, кейс-практики, системно-деятельностный подход, научно-исследовательские работы. Система образования является важной структурой, управляемой государством, направленной как на социализацию каждого члена общества, так и на социализацию естественно-научных знаний. В большей степени образование ориентировано на изучение основ фундаментальных наук. В то время как гуманизация образования предполагает индивидуальное «подключение» обучающегося к мировой системе научных знаний с учетом его интересов и способностей, его обучения способам поиска необходимой информации и умению пользоваться полученной информацией. Научить учиться, а именно усваивать и должным образом перерабатывать информацию, – главный тезис системно-деятельностного подхода к обучению. Одной из новых форм эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов. Внедрение учебных кейсов в практику образования нашей страны в настоящее время является весьма актуальной задачей. Кейсовая технология (метод) обучения – это обучение действием. Суть кейс-метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности обучающихся по разрешению противоречий. Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленной по определенному формату и предназначенной для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями. Хороший кейс, как правило, учит искать нетривиальные подходы, поскольку не имеет единственно правильного решения. «Я особенно ценю в методе работы с кейсами независимость мышления, – говорит Питер Экман. – В реальном бизнесе есть пять или шесть способов решить проблему. И хотя для каждой ситуации существует классическое решение, это вовсе не значит, что именно оно будет оптимальным. Можно принять хорошее решение, а его результаты приведут к плохим последствиям. Можно принять решение, которое все вокруг считают неудачным, но именно оно приведет вас к нужным результатам» [3].В школе №619 Калининского района Санкт-Петербурга уже не первый год применяется кейсовая технология во внеурочной деятельности в рамках работы клуба «Научный переворот» (курс дополнительного образования), основными задачами которого являются популяризация науки среди обучающихся 5-11-х классов, внедрение кейсовой технологии, участие в конкурсах Школьной лиги РОСНАНО, разработка обучающимися научно-исследовательских проектов с последующим представлением их в научно-практических конференциях. В основу программного содержания курса взят методический комплекс «Тетрадь кейсовых практик: опыт самостоятельных исследований в 8-9-х классах», авторы: А.А.Азбель, Л.С.Илюшин, в двух частях. Апробацией кейсовой технологии в школе №619 занимаются учитель биологии М.П.Рыжов и учитель физики Е.М.Колпакова.Отличительными особенностями данной технологии, применяемой на занятиях курса дополнительного образования, являются:- создание реальной проблемной ситуации;- альтернативное решение проблемной ситуации;- постановка единой цели и коллективной работы по выработке решения;- система группового оценивания принимаемых решений.Результаты работы клуба «Научный переворот» можно видеть на школьной ежегодной научно-практической конференции «Многогранная Россия», где обучающиеся успешно представляют свои научно-исследовательские работы. На сегодняшний день в составе клуба «Научный переворот» 25 человек, 12 из них являются участниками научно-практической конференции «Многогранная Россия». Весной 2017 года на базе Горного университета Санкт-Петербурга пройдет научно-практическая конференция «Многогранная Россия»-2017, 12-я по счету, где члены клуба будут защищать свои научно-исследовательские работы, в основу которых легли некоторые темы кейсовых практик: «А правда ли, что «кока-кола» может?..», «Споры о нейроспоре», «Внимание, коррозия!» и т. д. Последние два года стало очевидным, что кейсовая технология выходит за рамки клуба «Научный переворот». Подтверждением тому является ряд интересных событий школы №619: старт проектов «Пять нобелевских уроков» и «Урок мечты, или 45 минут славы», соревнования по робототехнике, внеурочные занятия с элементами «нано» для обучающихся 5-9-х классов («Геккон и нанотехнологии», «Нанотехнологии. Эффект лотоса»). Практически любой учитель, который захочет внедрять кейсовую технологию, сможет это сделать вполне профессионально, изучив специальную литературу, пройдя тренинг и имея на руках учебные ситуации. Сложной задачей для педагога, требующей эрудиции, педагогического мастерства и времени, является самостоятельная разработка кейса, т. е. подбор соответствующего реального материала, в котором моделируется проблемная ситуация и отражается комплекс знаний, умений и навыков, которыми обучающимся нужно овладеть.При использовании этой технологии в практической деятельности следует помнить об основных идеях (принципах) данной технологии: технология предназначена для получения знаний по дисциплинам, темам, истина в которых неоднозначна; в процессе сотрудничества учителя и учащегося усилия последнего направлены не на овладение готовым знанием, а на его выработку; результатом такой деятельности является не только получение знаний, но и формирование навыков учебной работы; важным достоинством является и формирование ценностей, жизненных установок учащихся. ЗаключениеСуществующая практика показывает, что не новые программы, а учитель может создать новый образовательный процесс, может построить систему воздействия на детский коллектив, на отдельную личность ребенка, на его интеллектуальное развитие. Учитель может изменить школу, сделать ее современной. В основе таких преобразований всегда лежит освоение новых технологий как совокупности традиционных и инновационных методов и приемов работы, в частности, таковой является и кейсовая технология. Список литературы Азбель А.А. Кейсовые практики в школе – педагогика здравого смысла // Школа управления образовательным учреждением. Информационно-практический журнал для руководителей образовательных учреждений. – 2013. – С. 8-13. Азбель А.А., Илюшин Л.С. Тетрадь кейсовых практик. Опыт самостоятельных исследований в 8-9-х классах. – СПб.: Школьная лига, 2014. – 42 с. Давиденко Вячеслав, Федянин Николай. Чем «кейс» отличается от чемоданчика? // Обучение за рубежом. Журнал. – №7, 2000. Комиссарова Н.Н. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения. Реферативный обзор / Н.Н.Комиссарова. – М.: Изд. уч.-метод. управления Финансовой акад. при Правительстве РФ. – 2005. – 35 с. Кейс-метод. Окно в мир ситуационной методики обучения (case-study). – www.casemethod.ru.Максим РЫЖОВ, учитель биологии средней общеобразовательной школы №619 Калининского района Санкт-Петербурга, куратор проекта «Школьная лига РОСНАНО» в школе №619, магистр естественно-научного образования
Комментарии