Цели: Закрепить знание таблицы умножения и деления, знание об увеличении числа на несколько единиц и в несколько раз; отработать умение решать задачи; развивать познавательные процессы, навыки общения; воспитывать интерес к урокам математики.
карточки с числами и буквами, рисунки и карточки для игр «Идем в гости», «Найди лишнюю маску», таблица «Нарисуй недостающую фигуру». Иллюстрация с сайта: http://blog.kp.ru/showjournal.php?journalid=3239696&tag_name=%F0%E0%E7%E2%E8%E2%E0%EB%EA%E8
Оборудование:
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Начнем наш урок с устных заданий.
а) Отгадайте пословицу.
Даны карточки со словами:
1) две;
2) одна;
3) лучше;
4) а;
5) голова;
6) еще;
7) хорошо.
Выполните математические действия:
5 · 4 + 5 = *;
2 · 3 + 1 = *;
7 · 7 – 8 = *;
8 · 8 – 1 = *
Из полученных ответов составьте числовую прямую: 2 5 7 4 1 6 3
Сопоставьте цифры в ряду с номерами карточек и прочитайте пословицу: «Одна голова – хорошо, а две еще лучше».
Это значит, что мы будем работать сообща, внимательно слушать друг друга, повторим таблицу умножения и деления, продолжим учиться решать задачи, примеры, думать, рассуждать, сравнивать.
б) Расставьте числа в порядке возрастания.
Ответ:
Какое число лишнее? (19).
Почему? (Все делятся на три, кроме 19).
Какое слово получилось? (Бамси).
Кто такой?
Это веселый зверек. Самый сильный медведь в мире. Он всегда приходит на помощь своим друзьям. Сейчас, чтобы познакомиться с ним и его друзьями, выполним следующие задания.
3. Повторение.
Я читаю задачи, вы записываете только ответы через запятую.
1. Бабушке 56 лет, а Бамси в 7 раз ее моложе. Сколько лет Бамси?
2. Бамси 8 лет, а Черепашкин в 2 раза старше его. Сколько лет Черепашкину?
3. Черепашкину 16 лет, а Попрыгунчик на 10 лет моложе. Сколько лет Попрыгунчику?
4. В бочке меда 16 кг, а в бочонке 4 кг. Во сколько раз больше меда в бочке, чем в бочонке?
5. В бочонке было 30 кг чудо-меда. Друзья Бамси съели 5-ю часть. Сколько чудо-меда осталось?
Какая задача лишняя? Почему? (5-я задача составная).
Услышав про мед, прилетела подруга Бамси пчелка Жужа.
4. Составьте задачу.
1-й день – 20 кг меда
2-й день – 60 кг меда
3-й день – ? кг меда
Всего – 100 кг
Усложните задачу, не меняя вопроса.
2-й день – ?, в 3 раза больше
2-й день – ?, на 40 кг больше
Заслушаем три получившиеся задачи.
Каждый выбирает для себя одну задачу и решает только ее. (Самостоятельная работа).
Проверяем 1-ю задачу:
1) 20 + 60 = 80 (кг) в 1-й и 2-й дни
2) 100 – 80 = 20 (кг) в 3-й день
Как по-другому? 100-20-60=20 кг
Проверяем 2-ю задачу:
1) 20 · 3 = 60 (кг) во 2-й день
2) 20 + 60 = 80 (кг) в 1-й и 2-й дни
3) 100 – 80 = 20 (кг)
Как по-другому? 100-(20+20·3)
Проверяем 3-ю задачу:
1) 20 + 40 = 60 (кг) во 2-й день
2) 60 + 20 = 80 (кг)
100 – (20 + 20 + 40) = 20 (кг)
Что интересного заметили?
5. Игра «В гости»
Бамси, прихватив с собой баночку чудо-меда, отправился в гости к Попрыгунчику. И мы тоже пойдем в гости. Хозяева – ребята I варианта. Встаньте, улыбнитесь, вы рады гостям. Ребята II варианта отправляются в гости. Подходят к хозяевам, получают карточку с примером на умножение или деление, говорят ответ. Если правильно, то забирают карточку себе. Побеждает тот, кто больше наберет карточек.
Подойдя к дому Попрыгунчика, Бамси обнаружил письмо, где говорилось о том, что его друга похитили.
Черепашкин помог ему определить, что на похитителе была маска и подпись «Страшный Рудольф».
Которая из них?
6. Найди лишнюю маску:
Молодцы! И Бамси тоже догадался и разоблачил зловредного похитителя-волка, скрывавшегося под маской. Убегая от Бамси, зловредный волк затоптал все ответы.
Наведите порядок.
7. Самостоятельная работа. Ответы закрыты волчьими следами.
100 : 50 = 2
60 : 10 = 6
70 : 10 = 7
7 · 2 + 7 · 8 = 70
4 · 6 + 6 · 6 = 60
3 · 8 – 7 · 2 = 10
30 · 3 – 10 · 4 = 50
20 · 4 + 60 : 3 = 100
40 · 2 – 90 : 3 = 50
Проверяем.
А Бамси все ближе к другу. Он нашел предмет, который похож на недостающую фигуру.
8. Нарисуй недостающую фигуру.
Это черно-белая фотография Попрыгунчика. Дома вы должны сделать ее цветной. А чтобы узнать, что в какой цвет раскрашивать, вам нужно выполнить математические действия.
9. Итог.
Что планировали сделать на уроке?
Выполнили все задания?
Что получилось хорошо? А что не очень?
Всегда ли внимательно слушали товарища?
Чему еще надо учиться?
Урок окончен.
Ольга Кудряшова
Комментарии