Цели: 1. Познакомить учащихся с личностью Ф.М.Достоевского и его рассказом «Мальчик у Христа на елке». Показать христианский смысл рассказа – избавление ангельских душ от земных мук, а также по-казать страшный мир нищеты. Дать понятие художественной детали. 2. Способствовать развитию пер-вичных навыков анализа прозаического произведения и умению самостоятельно работать с текстом. Развивать навыки выразительного чтения. 3. Воспитывать любовь к художественному слову, чувство сострадания.
Голод холод уност детей В жуткой для бедных Росс моей, Гбнут х матер, мрет детвора, Хлеба б м корочку, может тогда Автор поставл б счастлвую точку. Но Достоевскй дает нам Хрста, С елкой Хрстовой детвора, Матер х, умерев от беды, Словно ожл, здоровы, светлы. Мальчка красная ручка согрелась, Счастлв он, голос услыша Хрста, Бога в себе обретя себя. Люд! А я бы просла ного Господ, дай ребятшкам земного – Хлеба, счастья, детства, грушек, Голод страх, не губте х душ! Жзн коротке чтобы продллсь, Детске слезы чтобы не ллсь! Евгеня Стефановна Давтян (г. Краснокаменск, средняя школа № Я желаю вам светлого чстого детства! учтель русского языка лтературы средней школы № 49 с углублённым зученем англйского языка Чты Забайкальского краяВ пркрепленном файле схемы к уроку.
Оборудование: портрет Ф.М.Достоевского; текст рассказа «Мальчик у Христа на елке».
Оформление доски: 1) запись темы урока; 2) эпиграф: «Нет ничего фантастичнее реальности…» Ф.М.Достоевский; 3) святочный рассказ: – чудо; – события святочного вечера; – счастливый финал. 4) запись непонятных для детей слов: халатники – миндаль – косушка – подворотня – нары – чиновники – брюзжать – чухонка – блюститель порядка – смрад – 5) иллюстрации: – Перов «Тройка»; – иллюстрации к рассказу, выполненные детьми; – изображение Иисуса Христа, благословляющего детей (библейский сюжет); Ход урока I. Организационный момент. II. Постановка цели: Сегодня на уроке речь пойдет о произведении Ф.М.Достоевского, небольшом по размеру, но емким по смыслу, которое называется «Мальчик у Христа на елке». В конце урока мы ответим с вами на поставленный вопрос, заданный в теме урока. III. Вступительное слово учителя. Федор Михайлович Достоевский – «взрослый» писатель. Он автор больших и нелегких для чтения романов. Но в каждом его произведении среди героев мы встречаем детей. Сам Федор Михайлович в детстве пережил страшную драму. Маленький Федя очень любил дочку повара нежной, чистой любовью и вот однажды в саду раздался крик… Федя выбежал и увидел лежащую на земле свою любимую девочку в беленьком изорванном платьице, которое было все в крови. Над ней столпились женщины и говорили что-то о каком-то пьяном бродяге. Девочка умерла, не дожив до девяти лет. Смерть своей первой любви навсегда врезались в память Достоевского, он с болью в сердце писал о детских страданиях, о несчастьях бедных и униженных, может быть еще и потому, что сам Федор Михайлович пережил смерть двух своих детей. Автор хотел разбудить совесть каждого человека, чтобы никогда он не забывал, что рядом с сытой и благополучной жизнью всегда есть другая. И в этой другой жизни – голод, страдания, грубость, грязь, унижение и оскорбления. Для Достоевского было ясно: если страдают и плачут дети, значит, что-то не так в этом мире, значит неправильно, несправедливо устроена наша жизнь. А ведь так важно, чтобы каждый человек вспоминал свое детство с любовью и радостью. Тогда и сам он будет добрее, справедливее, милосерднее! Рассказ, который мы сейчас прочитаем, написан был в 1876 году. Он относится к жанру святочных рассказов. Откройте свои тетради, запишите сегодняшнее число, тему урока: «Судьба ребенка в рассказе Ф.М.Достоевского «Мальчик у Христа на елке». А также запишем, что такое Святки и что же представляет собой святочный рассказ. Сообщение учащегося. После прослушивания сообщения вместе с детьми обобщить и законспектировать прослушанный материал. Святки – это праздничные дни в честь Рождества Христова, длящиеся до Крещения. Действия святочных рассказов (еще их называют рождественскими) происходят как раз в эти дни. В Новый год всем хочется верить в добрые чудеса, в изменения к лучшему. Вот и в сюжете святочного рассказа всегда есть чудо, или какая-нибудь добрая неожиданность. И в конце концов даже самая безвыходная ситуация изменяется к лучшему, а конец (финал) рассказа, как правило, счастливый. Итак, давайте запишем в тетради следующее: В сюжете святочного рассказа всегда есть: 1) чудо (или какая-то добрая неожиданность); 2) события святочного вечера; 3) счастливый финал. Предварительная беседа с детьми. – Ребята, не так давно прошли Новогодние и Рождественские праздники. Вы, наверняка, все получили подарки от пап и мам, у вас были красиво накрыты столы, приходили гости. Весело ли было вам? – А все ли необходимое есть у вас сейчас? Голодаете ли вы? Есть ли у вас на зиму теплая одежда? – А любят ли вас папа и мама? Жалеют ли они вас, когда вам плохо? – Счастливое ли у вас детство? Давайте обратимся к рассказу Ф.М.Достоевского и посмотрим, у всех ли детей счастливое детство? IV. Чтение учителем первой части рассказа «Мальчик с ручкой» (образец чтения). Беседа с детьми после прочтения первой части (выявление первичного восприятия): – Какое впечатление произвело на вас произведение? – Тяжело ли на душе? Почему? – Что вы узнали из этой главы? – Почему мальчик просит милостыню? Почему ворует? – Как автор относится к мальчику? Осуждает ли? – Почему эта глава (часть) так называется? – Хотелось ли вам плакать, когда слушали рассказ? Почему? Во время беседы: а) объяснение непонятных слов из I главы; б) составление схемы вместе с детьми (Приложение. Схема 1). V. Чтение II части рассказа «Мальчик у Христа на елке» учителем (образец чтения). Беседа после прочтения II части: – Что вы чувствовали, когда слушали II часть рассказа? (заслушать ответы 2-3 учеников); – Как меняется картина рассказа во II части? – Какая часть показалась вам наиболее утешающей? Почему? – Какие иллюстрации вы нарисовали бы к этому рассказу? (заслушать ответы 4-5 учеников); – Каким вы представляете мальчика? (2-3-х учеников); – Как подан Достоевским портрет мальчика? (дети зачитывают описание героя); – Что автор выделяет в портрете мальчика? (автор выделяет в портрете мальчика его замерзшие ручки, пальчики). Учитель: Да, ребята, действительно, автор неоднократно указывает нам, читателям, на озябшие, постоянно мерзнущие и никогда не согревающиеся пальчики малыша. Это выделение называется художественной деталью. Давайте запишем в тетради, что такое художественная деталь. Художественная деталь – это выразительная подробность, несущая значительную смысловую и идейно-эмоциональную нагрузку (это подробности быта, пейзажа, портрета, интерьера, жеста, поведения и речи литературного героя). VI. Задание классу: зачитать все моменты, в которых говорится о ручках, пальчиках героя. – О чем, ребята, говорит нам эта деталь? (автор в рассказе уделяет мало места описанию внешности мальчика, но нам о многом говорят его ручки. Этой детали достаточно, чтобы показать ту беду, нищету и состояние, в которых находится мальчик. Вместо радости, надежды, желание жить, герой испытывает лишь отупляющие холод и голод. Никого нет рядом, ни папы, ни мамы, и некому согреть этого одинокого, жалкого, беззащитного мальчика); – Есть ли кому-нибудь из взрослых дело до беды этого мальчика? Задание классу: найти и зачитать моменты в тексте, где говориться о реакции взрослых на появление маленького, нищего мальчика; – Что объединяет I и II части? VII. Вместе с детьми закончить схему. (Приложение. Схема 2. Приложение) Обратить внимание детей на картину Перова. VIII. Продолжение беседы по тексту: – Каков язык рассказа? Легко ли было читать? (да, чувствовалась простота содержания); – Почему мы понимаем, что автор сострадает ребенку? (потому что он употребляет по отношению к мальчику слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами). Задание классу: найдите в тексте и зачитайте слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (ручка, пальчики, ножки, халатик, корочка (хлеба), картузишко, домишки, кусочек, куколки, копеечка, платьица, головки, сторонка, трупик). Вывод учителя: уменьшительно-ласкательные суффиксы в тексте – своеобразие языка святочного рассказа Ф.М. Достоевского. IX. Анализ финала. 1) Как мальчик оказался на елке Христа? (умер). 2)Кто виноват в смерти мальчика? (взрослые, потому что отвернулись, не хотели даже замечать). 3) Кого увидел мальчик на елке? (маму). С кем еще встретился ребенок? (с Иисусом Христом). Задание классу: зачитать отрывок, где говорится об умерших детях. 4) Можно ли назвать финал рассказа счастливым и почему? (если веришь в елку Христа, то конец – счастливый, если не веришь – несчастливый). 5) Зачем Достоевский вводит в рассказ образ Христа, описывает его праздник для умерших детей? (чтобы показать, что на Земле любви и справедливости нет, но они есть у Христа, который любит детей). 6) Нужен ли был кому-то мальчик? Любил ли его кто-то? Был ли рядом близкий человек? (мальчик был никому не нужен; его, наверное, любила мама, но она умерла, и он остался один, рядом никого не было. Малыш нужен был только Богу). 7) Что бы вы сделали, ребята, встретив такого мальчика? (заслушать ответы 4-5 учеников). 8)Подумайте над словом «милосердие». Что оно означает? («милое» + «сердце», т.е. доброе сердце). Задание классу: подберите синонимы к этому слову. 9) К кому из героев рассказа можно отнести это слово? 10) Какие выводы мы можем сделать из прочитанного рассказа? (Есть дети несчастные, их любит и ждет Христос. Нельзя отворачиваться от этих детей, а нужно быть милосердными и т.д. – ответы 2-3 учеников). Вопросы классу: – Ребята, так зачем же Фёдор Михайлович сочинил такую историю? – Актуально ли произведение сегодня? Почему? – Что вы думаете о детях-бродягах, если встречаете их на улице? Какая их ждёт судьба? Можем ли мы им помочь? Как? X. И в завершение урока, ребята, я хочу прочесть стихотворение, которое сочинила одна учительница, прочитав этот рассказ:
Голод и холод уносит детей
В жуткой для бедных России моей,
Гибнут их матери, мрет детвора,
Хлеба б им корочку, может тогда
Стала б новелла короче на строчку,
Автор поставил б счастливую точку.
Но Достоевский дает нам Христа,
С елкой Христовой и детвора,
Матери их, умерев от беды,
Словно ожили, здоровы, светлы.
Мальчика красная ручка согрелась,
Счастлив он, голос услыша Христа,
Бога в себе обретя и себя.
Люди! А я бы просила иного
Господи, дай ребятишкам земного –
Хлеба, и счастья, и детства, игрушек,
Голод и страх, не губите их души!
Жизни короткие чтобы продлились,
Детские слезы чтобы не лились!
Евгения Стефановна Давтян
(г. Краснокаменск, средняя школа № 4)
Я желаю вам светлого чистого детства!
Инна Моторкова, учитель русского языка и литературы средней школы № 49 с углублённым изучением английского языка Читы Забайкальского края
В прикрепленном файле – схемы к уроку.
Фото: http://www.liveinternet.ru
Комментарии