Урок литературы «Три мира в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» был показан на Х городском фестивале уроков, организованном Управлением образования и молодежной политики администрации города Новочебоксарска, городским ресурсным центром дистанционного обучения. За разработку и проведение данного урока Татьяна Федоровна Светопольская была награждена дипломом I степени. Урок получился интересным, творческим. Присутствующие на уроке отметили прекрасную творческую атмосферу. Учащиеся свободно вели беседу с учителем и друг с другом.
Технологии: создание презентации в Microsoft Power Point, использование программы Gimp.
Цели урока:
1. Показать особенности жанра и композиционной структуры романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита».
2. Обратить внимание на символику числа «три» в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита».
3. Понять замысел писателя, заметить и осмыслить переклички линий романа.
4. Уяснить нравственные уроки М.Булгакова, главные ценности, о которых говорит писатель.
5. Способствовать развитию интереса к личности и творчеству писателя.
Оборудование урока: мультимедийная установка, СD с записью электронного урока, программа GIMP.
План урока
Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята, здравствуйте, уважаемые гости! 11 «А» класс средней школы №20 имени Васьлея Митты с углубленным изучением отдельных предметов представляет авторскую программу к уроку «Три мира в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита».
Сегодня мы продолжим путешествие по удивительному миру, созданному М.Булгаковым. Цели нашего урока следующие:
2. Обратить внимание на символику числа три в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита».
У нас три группы, которые представят три мира романа:
– Ершалаимский мир;
– Московская действительность;
– Фантастический мир.
Сообщения подготовленных учеников (философия П.Флоренского о троичности бытия)
Групповая работа.
Древний Ершалаимский мир
Вопросы:
– Как раскрывает характер Пилата его портрет?
– Как ведет себя Пилат в начале встречи с Иешуа и в конце?
– Каково главное убеждение Иешуа?
Ответы учащихся.
Учитель: Если «московские главы» оставляют ощущение несерьезности, ирреальности, то первые же слова романа об Иешуа весомые, чеканные, ритмичные. Никакой игры в «евангельских» главах нет. Здесь все дышит подлинностью. Нигде мы не присутствуем в его мыслях, не входим в его внутренний мир – не дано. Но только видим и слышим, как он действует, как трещит и расползается привычная реальность и связь понятий. Иешуа-Христос издалека подает великий пример всем людям.
Идея произведения: всякая власть является насилием над людьми, настанет время, когда не будет власти ни кесаря, ни какой-либо иной власти.
Кто является олицетворением власти?
Каким изображает Булгаков Пилата?
Ученики: Пилат жесток, его называют свирепым чудовищем. Этим прозвищем он только похваляется, ведь миром правит закон силы. За плечами Пилата большая жизнь воина, полная борьбы, лишений, смертельной опасности. В ней побеждает только сильный, не знающий страха и сомнения, жалости и сострадания. Пилат знает, что победитель всегда одинок, у него не может быть друзей, только враги и завистники. Он презирает чернь. Он равнодушно отправляет на казнь одних и милует других.
Ему нет равных, нет человека, с которым ему захотелось бы просто поговорить. Пилат уверен: мир основан на насилии и власти.
Составление кластера.
Учитель: Найдите, пожалуйста, сцену допроса (глава 2).
Пилат задает вопрос, который не нужно задавать на допросе. Что это за вопрос?
Чтение учащимися отрывка из романа. («Что есть истина?»)
Учитель: Жизнь Пилата давно в тупике. Власть и величие не сделали его счастливым. Он мертв душою. И вот пришел человек, озаривший жизнь новым смыслом. Герой встает перед выбором: спасти ни в чем не повинного бродячего философа и лишиться власти, а возможно, и жизни – или сохранить свое положение, казнив невиновного и поступив против совести. По сути дела – это выбор между физической и духовной смертью. Будучи не в состоянии сделать выбор, он подталкивает Иешуа к компромиссу. Но компромисс для Иешуа невозможен. Истина для него оказывается дороже жизни. Пилат решает спасти Иешуа от казни. Но Каифа непреклонен: Синедреон не меняет решения.
Почему Пилат утверждает смертный приговор?
За что наказан Пилат?
Ученики: «Трусость – самый тяжкий порок», – повторяет Воланд (глава 32, сцена ночного полета). Пилат говорит, что «более всего в мире ненавидит свое бессмертие и неслыханную славу» И тут вступает Мастер : «Свободен! Свободен! Он ждет тебя!» Пилат прощен.
Современный московский мир
Никогда не разговаривайте с неизвестными
Учитель: Автор обращается к читателям с предупреждением. Председатель правления МАССОЛИТА, редактор толстого журнала Берлиоз,- человек умный и образованный. Что говорит о Берлиозе Мастер? Почему?
Ученики: Мастер отзывается о нем как о начитанном и очень хитром человеке. Берлиозу многое дано, а он сознательно подлаживается под уровень презираемых им поэтов-рабочих. Для него нет ни Бога, ни дьявола, вообще ничего. Кроме обыденной реальности. Где он все знает наперед и имеет пусть не безграничную, но вполне реальную власть. Ни один из подчиненных не занят литературой: их интересует лишь дележка материальных благ и привилегий.
Учитель: За что же так страшно наказан Берлиоз? За то, что он атеист? За то, что он подстраивается под новую власть? За то, что соблазняет неверием Иванушку Бездомного? Воланд раздражается: «Что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет!» Берлиоз и получает «ничто», небытие. Получает по своей вере.
Каждому будет дано по его вере (гл.23) Настаивая на том, что Иисуса Христа не существовало, Берлиоз тем самым отрицает и его проповедь добра и милосердия, истины и справедливости, идею доброй воли. Председатель МАССОЛИТа, редактор толстых журналов, живущий во власти догм, основанных на рациональности, целесообразности, лишенных нравственных основы, отрицающих веру в существование метафизических начал, он насаждает эти догмы в человеческих умах, что особенно опасно для молодого неокрепшего сознания, поэтому «убийство» Берлиоза комсомолкой приобретает глубоко символический смысл. Не верящий в инобытие, он уходит в небытие.
Каковы объекты и приемы булгаковской сатиры? Работа по тексту.
Степа Лиходеев (гл.7)
Варенуха (гл.10,14)
Никанор Иванович Босой (гл.9)
Буфетчик (гл.18)
Аннушка (гл.24,27)
Алоизий Могарыч (гл.24)
Наказание в самих людях.
Учитель: Критики Латунский и Лаврович тоже люди, облеченные властью, но обделенные нравственностью. Они равнодушны ко всему, кроме своей карьеры. Они наделены и интеллектом, и знаниями, и эрудицией. И все это сознательно поставлено на службу порочной власти. Историей такие люди направляются в небытие.
Горожане сильно изменились внешне… гораздо более важный вопрос: изменились ли эти горожане внутренне? Отвечая на этот вопрос, нечистая сила вступает в дело, проводит один эксперимент за другим, устраивает массовый гипноз, чисто научный опыт. И люди показывают свое истинное лицо. Сеанс разоблачения удался.
Чудеса, демонстрируемые Воландовой свитой, есть удовлетворение скрытых желаний людей. С людей слетает благопристойность и проявляются вечные человеческие пороки: алчность, жестокость, корыстолюбие, лживость, ханжество…
Воланд подводит итоги: «Ну что же, они люди как люди… Любят деньги, но ведь это всегда было… Обыкновенные люди, в общем, напоминают прежних, квартирный вопрос только испортил их…».
Над чем потешается, издевается нечистая сила? Каким средствами автор изображает обывателей?
Ученики: Московское мещанство изображено с помощью шаржа, гротеска. Фантастика является средством сатиры.
Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?
Да отрежут лгуну его гнусный язык!
Учитель: Маргарита – земная, грешная женщина. Она может ругаться, кокетничать, она женщина без предрассудков. Чем же Маргарита заслужила особую милость высших сил, управляющих Вселенной? Маргарита, вероятно, одна из тех ста двадцати двух Маргарит, о которых говорил Коровьев, знает, что такое любовь.
Любовь – второй путь в сверхреальность, так же, как творчество – вот что может противостоять вечно существующему злу. С любовью и творчеством связаны и понятия добра, прощения, ответственности, истины, гармонии. Во имя любви Маргарита совершает подвиг, преодолевая страх и слабость, побеждая обстоятельства, ничего не требуя для себя. Маргарита-носительница огромной поэтической и вдохновенной любви. Она способна не только на безграничную полноту чувств, но и на преданность (как Левий Матвей) и на подвиг верности. Маргарита способна бороться за своего Мастера. Она умеет бороться, отстаивая свою любовь и веру. Не Мастер, а сама Маргарита связывается ныне с дьяволом и вступает в мир черной магии. На этот риск и подвиг героиня Булгакова идет во имя великой любви.
Найдите в тексте подтверждение этому. (Сцена бала у Воланда (глава 23), сцена прощения Фриды (глава 24).
Маргарита дорожит романом больше, чем Мастер. Силой своей любви спасает Мастера, он обретает покой. С темой творчества и темой Маргариты связаны истинные ценности, утверждаемые автором романа: свобода личности, милосердие, честность, правда, вера, любовь.
Итак, какая ведущая проблема поднимается в реальном плане повествования?
Ученики: Взаимоотношение творца-художника и общества.
Учитель: Чем Мастер похож на Иешуа?
Ученики: Их роднит правдивость, неподкупность, преданность своей вере, независимость, способность сопереживать чужому горю. Но мастер не проявил необходимой стойкости, не отстоял свое достоинство. Не исполнил своего долга и оказался сломленным. Оттого он сжигает свой роман.
Потусторонний мир
Учитель: С кем пришел Воланд на землю?
Ученики: Воланд пришел на землю не один. Его сопровождали существа, которые в романе по большему счету играют роль шутов, устраивают всевозможные шоу, отвратительные и ненавистные негодующему московскому населению. Они просто-напросто выворачивали наизнанку людские пороки и слабости.
Учитель: С какой целью Воланд и его свита очутились в Москве?
Ученики: Их задача заключалась в том, чтобы делать всю черную работу за Воланда, прислуживать ему, подготовить Маргариту к Великому Балу и к путешествию ее и Мастера в мир покоя.
Учитель: Кто составлял свиту Воланда?
Ученики: Свиту Воланда составляли три «главных шута: Кот Бегемот, Коровьев-Фагот, Азазелло и еще девушка-вампир Гелла.
Учитель: Какую проблему поднимает автор в потустороннем мире?
Ученики: Проблема смысла жизни. Шайка Воланда, творящая в Москве убийства, надругательства, обманы, безобразна и чудовищна. Воланд не предает, не лжет, не сеет зла. Он обнаруживает, проявляет, вскрывает мерзостное в жизни, чтобы это все покарать. На груди знак скарабея. Он обладает могущественной волшебной силой, ученостью, даром пророчества.
Учитель: Какая действительность в Москве?
Ученики: Реальная, катастрофически развивающаяся действительность. Выясняется, что мир окружают рвачи, взяточники, подхалимы, аферисты, приспособленцы, корыстолюбцы. И вот зреет, растет и обрушивается на их головы булгаковская сатира, проводниками которой становятся пришельцы из мира Тьмы.
Наказание получает разные формы, но оно всегда справедливо, совершается во имя добра и глубоко поучительно.
Учитель: Чем схожи Ершалаим и Москва?
Ученики: Схожи Ершалаим и Москва и пейзажем, и иерархией жизни, и нравами. Общими оказываются тирания, несправедливый суд, доносы, казни, вражда.
Индивидуальная работа:
– составление кластеров (образы Иешуа, Понтия Пилата, Мастера, Маргариты, Воланда и т.д.);
– рисование символических образов на компьютере (программа GIMP);
– презентация ученических работ.
Проверка выполнения заданий.
Итоги урока, выводы.
Выводы:
– все планы книги объединены проблемой добра и зла;
– темы: поиска истины, тема творчества;
– все эти пласты и пространственно-временные сферы в конце книги сливаются
Жанр синтетичен:
– и сатирический роман
– и комическая эпопея
– и утопия с элементами фантастики
– и историческое повествование
Основной вывод: Истина, носителем которой был Иешуа, оказалась исторически нереализованной, оставаясь в то же время абсолютно прекрасной. В этом трагизм человеческого существования. Воланд делает неутешительный вывод о неизменности человеческой природы, но в этих же словах звучит мысль о неистребимости милосердия в человеческих сердцах.
Домашнее задание: составить тест или кроссворд «Три мира в романе «М.Булгакова «Мастер и Маргарита», используя современные компьютерные технологии.
Татьяна Светопольская, учитель русского языка и литературы гимназии №6 города Новочебоксарска Чувашской Республики
Иллюстрация: http://nnm.ru/blogs/horror1017/bulgakov_mihail_afanasevich_2/
Комментарии