На Кубани создана конкурсная среда: лучшие учителя, педагоги, воспитатели принимают участие в публичной презентации своего таланта, творчества, методических и дидактических находок, опыта и новых идей. «Воспитатель года», «Педагогический дебют», «Учитель года», «Директор школы» – эти и другие конкурсы демонстрируют позитивный имидж учителя, воспитателя, педагога, их личный вклад в развитие региональной системы образования, становятся площадкой для трансляции передовой, инновационной практики, мощной силой для стимулирования регионального отделения Общероссийской организации лидеров образования «Учитель года», делятся своими впечатлениями, размышляют о том, что дал им конкурс и почему оказался для них важным и полезным.
Виктория АРУТЮНЯН, победитель конкурса «Учитель года Краснодара»-2022, лауреат конкурса «Учитель года Кубани»-2022, учитель школы №61 Краснодара
Что дальше?
Суета сует – все суета.
Книга Екклесиаста
Кто из нас не пребывал в таком состоянии, когда однообразная и совершенно не меняющаяся изо дня в день работа поглощает и начинаешь чувствовать усталость? «Суета сует»… И словно теряется смысл. «Как бороться с выгоранием?» – один из самых частых вопросов, который задают учителя. «Выгоранием? Я так и не узнал за много лет работы, что такое выгорание», – отвечает один из наставников конкурса «Учитель года Кубани»-2022. Искренне. И мы задумываемся: а разве так бывает?
Именно в тот момент, когда кажется, что больше нет сил, нужно брать себя в руки и идти вперед. Идти на конкурс, конференцию, на учебу, на семинары.
Кто не идет вперед, тот идет назад: стоячего положения нет.
В.Г.Белинский
Именно таким движением вперед становится конкурс «Учитель года». Не могу сказать, что решение участвовать в конкурсе было легким. Казалось, что не хватит сил, энергии, творчества. Но первый шаг – самый сложный. Как рассказать о себе, показав не только учителя, опытного или начинающего, но и интересную личность? Ученики не разделяют педагога и человека. Первое мое открытие конкурса: я цельный человек, для своих учеников в том числе. Каждый день дети приходят в школу и общаются с учителем. У меня есть интересы и увлечения, это отражается на том, как я говорю, какое настроение создаю в классе, как могу заинтересовать учеников. Интерес к учителю – интерес к предмету. Все педагоги по своей натуре достаточно скромны, говорят чаще о других, а не о себе. И первое испытание – «Визитка» – поможет не только показать себя другим, но и понять самому, что ты интересный и разносторонний человек. С этого момента ты начинаешь постепенно, но стойко верить в свои силы.
Следующий важный шаг – показать свою методологическую и предметную компетентность. Это по плечу каждому педагогу. Учитель, любящий свой предмет, находит интересные приемы и формы работы, чтобы увлечь учеников. Может, ты умело работаешь с критическим мышлением на уроках? Или апеллируешь к творческому мышлению ребят? Этими находками и нужно поделиться. И еще одно открытие конкурса: ты узнаешь много других замечательных методов, приемов и форм работы, которые можно применять на своих уроках, сможешь зажечься новыми яркими идеями, посмотреть на свою работу с другой стороны, почувствовать, что набираешься сил и движешься вперед. И вот та самая рутина, суета, бессилие отходят. Вернемся к вопросу: «Как бороться с выгоранием?». А есть ли оно действительно? Ты получаешь удовольствие от работы, когда она становится интересной для тебя и учеников, когда видишь результат, пусть небольшой, пусть это лишь крохотные шаги, но это движение вперед.
Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.
В.Ключевский
И вот взята высота – ты победитель, лауреат или просто участник, не важно. Любой результат – это твоя заслуга, твоя работа и твой рост. В конкурсе «Учитель года» невозможно проиграть. Ты возвращаешься в школу и смотришь на все другими глазами, как будто выросли крылья. И чувствуешь значимость и важность своей работы. А твои ученики – это высшая ценность и высшая радость. А что дальше?
А дальше все в твоих руках. Конкурс – это не конечная точка, а отправная. Без сомнения, педагогический опыт и лучшие практики должны транслироваться. После конкурса появляется возможность участия в семинарах, конференциях, школах для педагогов. Ты пробуешь новое со своими учениками, придумываешь, творишь. И теперь движение – это твое состояние. А во время движения нет выгорания. Курс «конкурс» меняется на курс «счастье в работе, в общении, в творческом взаимодействии». И третье важное открытие конкурса – люди, невероятно интересные, активные, разносторонние, любящие.
Мы всегда и везде сталкиваемся с трудностями, это неизбежно, но то, как мы будем с ними справляться, зависит от нас.
Алина ГРИЦАЙ, учитель биологии гимназии №25 Краснодара, призер регионального этапа конкурса «Педагогический дебют»
Дебют – старт в будущее
Что дал конкурс «Педагогический дебют», в котором мне довелось принять участие в нынешнем 2022 году? Самое главное – это осмысление своего педагогического опыта, испытание на выносливость и стрессоустойчивость, а также огромный толчок к профессиональному росту!
Большим подспорьем для всех участников конкурса стали недельные курсы в Институте развития образования (ИРО) Краснодарского края. На них в полном объеме были рассмотрены критерии оценивания заданий, основные ошибки при подаче материала, даже прилагались рекомендации от практикующего стилиста о том, как должен выглядеть современный педагог. За семь дней мы, участники, успели не только познакомиться друг с другом, но и подружиться, благодаря чему атмосфера на конкурсе была дружественной и позитивной.
Региональный этап конкурса включал два этапа. На первом, заочном, следовало написать эссе «Я – педагог», снять видеоролик на тему «Вы то что надо!» и подготовить собственный интернет-ресурс. Трудностей не возникло, как правильно выполнять эти задания, нам очень подробно объяснили специалисты ИРО Краснодарского края.
Второй этап, очный, начинался с представления собственного педагогического опыта «У меня это хорошо получается». Сложным для меня оказалось уложиться в 5 минут, хотелось рассказать, как можно больше о тех приемах и методах, которыми пользуюсь на уроках.
На следующем испытании – открытом 40-минутном уроке – в качестве учеников выступали другие участники конкурса. Отсутствие детей было и плюсом, и минусом одновременно: с одной стороны, здесь не должны были возникнуть непредвиденные ситуации и нарушение дисциплины, но с другой – невозможно предугадать степень вовлеченности моих соперников в тему урока. Нельзя забывать, что мы соревнуемся на конкурсе и победителем может стать только один из нас! Тем не менее замечу, что мои коллеги не подвели, поддержали и уроком я осталась довольна.
На «Мастерской молодого педагога» жюри оценивало практическую ценность представленного опыта, а также умение его презентовать. Своим мастер-классом я осталась неудовлетворена, сравнивая себя с другими участниками. Он был на среднем уровне. Однако благодаря этому я смогла оценить себя и знаю теперь свои сильные и слабые стороны. Завершало конкурсную программу ток-шоу «Профессиональный разговор», где обсуждались проблемные педагогические ситуации.
Участие в таком значительном конкурсе принесло не только положительные эмоции и знакомства с замечательными педагогами нашего края, но и побудило расти, самосовершенствоваться в профессии.
Андрей СЁМКЕ, учитель физики и астрономии, председатель клуба «Учитель года Кубани», специалист ИРО Краснодарского края, заслуженный учитель Кубани, лауреат премий Януша Корчака и «Династия»
Путь к совершенству
2022 год стал знаковым для всего российского образования. В марте зарегистрирована Общероссийская общественная организация лидеров образования «Учитель года». В крае создано региональное отделение, состоялись первая конференция, определились первые значимые и активные площадки для послеконкурсной деятельности. Примечательно, что единогласно почетными членами новой краевой организации были выбраны наши флагманы: Александр Васильевич Литвинов, лауреат Премии Президента РФ, заслуженный учитель РФ, Александр Михайлович Шагалов, абсолютный победитель конкурса «Учитель года России»-2016, и Елена Викторовна Воробьева, абсолютный победитель конкурса «Учитель года Кубани»-1997, которая уже несколько лет возглавляет Министерство образования и молодежной политики Краснодарского края.
В этом году региональное отделение активно принимает участие во многих всероссийских и межрегиональных фестивалях, конкурсах, форумах. Среди них IV Всероссийский фестиваль клубов «Учитель года» в городе Туле «Российское учительство: идеальную школу строим вместе». Активисты клуба покорили слушателей на межрегиональном молодежном педагогическом форуме «От наставничества к профессионализму молодых» в поселке Лазаревском, выступили на VIII Международной онлайн-конференции «Школа в ФОКУСе. Фокусы для школы».
Совместно с Институтом развития образования Краснодарского края и региональным Министерством образования и молодежной политики, Профсоюзом работников образования Кубани подготовили и провели краевой фестиваль «Взгляд в будущее», межрегиональный форум молодых педагогов «ProfИнтенсив: Успешный старт-2022», педагогическую мастерскую «Заметки наставников». В планах еще несколько совместных проектов, которые помогут молодым и будущим педагогам адаптироваться в современном ритме образовательной жизни.
Активисты клубного движения «Учитель года Кубани» прошли отбор и приняли участие во Всероссийском фестивале «Планета творчества и мастерства на Северском Донце», в проекте «Гражданское СоБытие» (он проводится при поддержке Минпросвещения России в рамках федерального проекта «Патриотическое воспитание») в Чеченской Республике, в международном проекте в Республике Абхазия, в фестивале «Петербургская осень», в межрегиональной летней школе в Республике Северная Осетия – Алания.
Конкурсное движение в крае набирает обороты. На разных уровнях создаются педагогические сообщества, активно начинают работать и продвигать свои идеи школьные и муниципальные профессиональные команды, которые принимают участие во всероссийских конкурсах «Флагманы образования», «Успешная школа», «Черук».
Для многих руководителей школ и муниципальных органов образования становится очевидным, что педагогические конкурсы – это не о победе и лаврах, главное в них – повышение роли и престижа профессии, статуса учителя (воспитателя). Это поиск новых подходов в современном образовательном и воспитательном пространстве.
Готовясь к конкурсам, педагоги проходят большую учебную практику. У них появляется новый шанс оценить свои профессиональные навыки и найти точки роста, поделиться опытом и посмотреть на мастерство коллег. Конкурсы открывают новые возможности, стимулируют творчество. Накопленный багаж знаний участники профессиональных состязаний актуализируют, возвращаясь после конкурса, в своих школах, классах, дошкольных учреждениях.
На одном из форумов молодые педагоги края сформулировали десять советов самим себе:
- Не бойся ошибок, потому что не ошибается тот, кто ничего не делает, и учись на чужих ошибках.
- Живи моментом. Устраивайся удобно в настоящем моменте. Живи здесь и сейчас.
- Делай все, чтобы глаза горели, ведь горящие глаза детей – лучшая награда.
- Будь открытым, будь настоящим, будь самим собой. Будь…
- Уроки не веди, а дари. Урок – это СОбытие! СОтрудничай, СОучаствуй, проживай его вместе с детьми.
- Не обижайся на старших коллег. Проблема отцов и детей вечна. СОдружество – ключ к успеху.
- Учись! Не останавливайся на достигнутом. СОвершенству нет предела.
- Не будь учителем формальным, а будь в форме.
- Прося совета, не бойся показаться глупым. Только дураки уверены, что они все знают.
- Вовремя заполняй документацию. Не откладывай на потом то, что можно сделать сейчас. И научись говорить нет.
P.S. Всегда приятно получать отзывы о проделанной работе. Вот такой мы получили от Влада Исаева, учителя математики школы №3 станицы Брюховецкой: «Хочется выразить огромную благодарность за форум «ПроfИнтенсив». Ваши мастер-классы – это действительно космос, спасибо за то, что делаете. Помимо того что узнал много нового, еще и получил заряд такой энергии, что не знаешь, куда ее применить в первую очередь. Огромное спасибо за спикеров. Все уникальные, со своими подходами. Хочется пожелать вашей команде развития и больших достижений, чтобы вы продолжали делиться огнем ваших сердец с другими педагогами, а они – с другими, а педагоги – с детьми, и все это продолжалось бесконечно. Именно такие события, общение с такими людьми, как вы и ваша команда, позволяют понять, что выбранный мной путь в педагоги был верен».
Комментарии