search
main
0

Урок как открытое пространство

Все дети разные, но все они требуют к себе внимания

На урок истории к своей любимой учительнице Светлане Владимировне Мироновой маленькая Оксана летела как на крыльях! Знала, что обязательно будет что-то необычное, интересное и очень душевное. Казалось, даже трудности со здоровьем – учительница прихрамывала и не могла подолгу стоять перед учениками – Светлана Владимировна обращала в свою пользу. Ставила стул в центре класса, а учеников рассаживала перед собой полукругом. «Так мы всегда сидели на ее уроках, – вспоминает Оксана Ивановна АЛЬБЕРТ. – И эта ситуация, когда учитель в центре и открыт для всех учеников, для меня была очень необычной. Именно тогда, на истории, я впервые почувствовала урок как открытое пространство! И мы все, весь класс, существовали в этом открытом пространстве, видели друг друга и общались, было здорово!»

Этот прием нестандартной расстановки мебели и такой же нестандартной рассадки учеников Оксана Ивановна Альберт теперь часто использует на своих уроках. Она учитель истории, обществознания, права и экономики Лицея казачества имени А.Ф.Дьякова города Железноводска Ставропольского края, победитель регионального этапа конкурса «Учитель года России»-2019.

Работать в школе Оксана Ивановна начала после окончания Железноводского педагогического колледжа, куда поступила по совету своей бабушки. В 10‑й не пошла, время было сложное – 1996 год, поэтому старалась поскорее получить профессию, а так как жили недалеко от Железноводска, в поселке Иноземцево, выбор учебного заведения напрашивался сам собой. Бабушка говорила, что учительская профессия нужная и уважаемая, а пример любимой учительницы, которая сейчас живет в Санкт-Петербурге и уже на пенсии (дай Бог ей здоровья!), был лучшим тому подтверждением.

– И я ни капельки не жалею, что послушала бабушку! Ее выбор стал моим, – говорит Оксана Альберт.

Колледж она окончила на «отлично» и в 19 лет пришла работать в школу – сначала учителем начальных классов и педагогом-организатором, потом стала вести уроки мировой художественной культуры. Для получения высшего образования выбрала Московский педагогический университет имени Шолохова, исторический факультет, мечтала работать с детьми постарше. Одновременно не хотелось надолго покидать родные места, свое Иноземцево, между прочим, самый большой поселок городского типа в России, по численности населения он даже превосходит соседний город Железноводск. В поселковой школе №5 Оксана Ивановна отработала 11 лет, а затем перешла в Лицей казачества имени А.Ф.Дьякова, где и работает сейчас.

Лицей – очень интересное учебное заведение. Построен и открыт в 1996 году по инициативе и при активном участии А.Ф.Дьякова, уроженца Ставропольского края, министра топлива и энергетики РСФСР с 1991 года, первого президента и председателя совета директоров РАО «ЕЭС России». Лицей создавался как Южно-Российский лицей казачества и народов Кавказа, позже был переименован, вместе с основным комплексом учебных и вспомогательных зданий здесь были построены жилые дома для преподавателей, музыкальная школа, стадион, конноспортивная школа, тир, автошкола. Сегодня лицей казачества – это известное в крае общеобразовательное учебное заведение, в котором обучаются более тысячи детей. В каждом классе в параллелях начиная с седьмого учатся мальчики-казаки, которые проживают в общежитии при лицее. Многие из семей военнослужащих, есть дети, взятые под опеку, есть и те, кого отправили сюда на перевоспитание. Педагоги говорят, что жесткая дисциплина, повышенные требования, четкое расписание и лицейская казачья атмосфера делают свое дело. Мальчики постоянно заняты, много занимаются спортом, изучают историю и традиции терского (от названия реки Терек) казачества, все это помогает им найти свое место в жизни.

Как рассказывает Оксана Ивановна, если в параллели набирается много казаков, то создается казачий класс с буквой «К», например, несколько лет подряд существовал 9‑й «К». Сейчас такого отдельного класса нет, в 9‑м «Б», где Оксана Альберт ведет классное руководство, один казак, а в параллельном девятом – семеро. Классной мамой – так здесь называют классного руководителя – она была и остается с первого года работы в школе. В «началке» ты автоматически ведешь какой-либо класс, а потом: «Я думаю, это правильно, когда ты не только учитель, но еще и классная мама для 30 детей». Это и детям нужно, и учителю, чтобы быть к ним поближе и почаще встречаться. Именно для этого Оксана Ивановна оставила часы истории в своем 9‑м «Б», чтобы видеть ребят если не каждый день, то уж через день точно. В остальных классах у нее обществознание, экономика и право, а еще обязанности завуча, расписание, приказы, замещения. Понимание того, что закончился рабочий день, приходит к ночи. В таком режиме почти каждый день. «Пока все устраивает», – говорит педагог.

– С детьми не трудно? Какие дети сегодня?

– Разные. Замечательные, добрые, отзывчивые! Иногда очень требовательные. Требуют к себе внимания и хотят, чтобы с ними были всегда честны. Не могу сказать, что с ними всегда легко. Сложности бывают, потому что дети достаточно требовательны во всем и очень хотят много внимания!

Тем тяжелее было во время дистанта, когда в конце весны на целую четверть всех посадили по домам. Больше всего учительница переживала за девятые и одиннадцатые классы, потому что понимала, что с ними уже не встретится. А сколько осталось недоговоренного, недоданного! Общение через экран – это одно, тут много не наговоришь, а подросткам больше всего не хватает именно личного общения. По словам Оксаны Ивановны, настоящей радостью было, когда во время сдачи ЕГЭ разрешили встречаться небольшими группами, по пять человек. Это помогло хотя бы немного снять психологическое напряжение перед экзаменом. «Мы все получали от наших встреч большое удовольствие! Хотя общались и в скайпе, и в зуме, но дети сами говорили, что это не то: «Мы хотим видеть и слышать вас вживую!»

Когда любимая учительница участвовала в конкурсе, ребята тоже сильно по ней скучали и поддерживали всеми силами. Для самой Оксаны Ивановны неожиданностью стал не конкурс, а победа на региональном этапе. Она уже не в первый раз участвовала в городском этапе, а когда победила в крае, почувствовала большую ответственность. Хотя главная идея, о которой хотелось рассказать на конкурсе, уже была. Идея показать, что урок обществознания может быть интегрированным и очень интересным, основанным на межпредметных связях.
Чтобы это было не просто освоение умений и навыков, которые прописаны в стандарте, а личностное воспитание ребенка на уроке, именно это в приоритете. А достигается в том числе благодаря открытости и постоянному диалогу с детьми – проблемно-диалогическому обучению.

– Я не требую от детей пересказов, четких ответов, они иногда тянут руки, хотят рассказать домашнее задание. А я им говорю, что сейчас мы сделаем это в другой форме. И мы дискутируем, объясняем какие-то вещи, используя информацию из окружающей жизни.
Иногда я использую СМИ, даю небольшой видеоролик к теме урока, начинаем обсуждать, и сразу видно, кто выполнял домашнее задание вдумчиво, а кто – не очень.

– Среди детей немало тех, кто считает историю занудной наукой – одни сплошные даты, которые невозможно выучить. Как сделать историю интересной для детей?

– Нужно раскрывать известные факты, которые на слуху, с другой точки зрения. Чтобы у детей было ощущение, что они слышат об известном, но неожиданное! И надо давать детям возможность сделать выбор. Например, в девятом классе у нас тема «Декабристы». Мы говорим: они восстали против власти монарха, значит, они герои. Или нет? А жены тоже герои? И начинаем дискутировать, спор и дискуссия помогают запомнить и осмыслить события. В дополнение я стараюсь использовать документальные фильмы и видео, они визуализируют память.

– А неожиданные вопросы на уроках бывают?

– Их много! По большей части они связаны с обществознанием, дети очень интересуются нашей политической системой. Когда рассказываешь о политических режимах, они тут же все переносят на нашу страну и начинают сравнивать. Очень любят провокационные вопросы. Один из самых частых вопросов, когда мы разбираем тему «Инфляция»: «Почему нельзя напечатать столько денег, чтобы всем хватило?!» Обычно я отвечаю, что таким вопросом они меня не удивили, так как впервые он возникает еще в седьмом классе, когда появляется тема «Деньги». В одиннадцатом классе подобных вопросов уже не задают, потому что знают формулу Ирвинга Фишера, по которой рассчитывается масса денег.

– То есть нельзя напечатать столько, чтобы всем хватило?

– К сожалению, нельзя. Есть исторические факты, которые объясняют, что рано или поздно при таком подходе произойдет массовое обесценивание денег. И придется выстраивать всю экономическую систему с нуля, что очень тяжело.

В школе, как и в экономике, тоже есть свои нелегкие моменты. Главный из них, по мнению Оксаны Ивановны, – это общение с родителями учеников. В 2000‑м, когда она только начинала работать в школе, могла легко разрешать любые конфликты. А сейчас это делать все труднее и труднее. Потому что, к сожалению, сейчас родители не всегда прислушиваются к мнению учителя, а мнение учителя нужно слышать! «Как мама могу это точно сказать», – говорит Оксана Альберт. Ее дочери сейчас 13 лет, не самый легкий возраст, поэтому на все конфликты мама смотрит с обеих точек зрения – как родитель и как учитель. Очень часто бывает, что на уроке и в школе ребенок один, а дома – совершенно другой. Но родители сегодня все больше доверяют только своему ребенку, а учителю доверять не хотят. Вот и получается, что дети сегодня такие же, как раньше, и проблемы те же, а вот родители изменились сильно. Раньше учитель и родитель были на одной стороне, а сейчас не всегда так. В такой ситуации вникнуть в проблему ученика и постараться помочь ему разрешить эту проблему должно стать главной целью учителя. Так считает Оксана Ивановна. Ну и, конечно, профессионализм, знание предмета, дети это очень ценят. И быстро понимают, когда знаний недостаточно.

Еще одно главное качество учителя – уважение к ребенку. Именно уважать, а не любить, хотя уважать намного труднее, чем любить, говорит Оксана Альберт. И верить в своих детей!

– Если мы верим, что ученик победит на олимпиаде, что у него получится сдать экзамен, наша уверенность эмоционально поддерживает ребенка и заряжает его на достижение успеха. Ну и, кроме всего этого, нужно быть креативным, позитивным и стараться брать у своих учеников все то интересное, чем они могут поделиться.

Оксана Ивановна рассказывает, что многие дети, как только узнают что-то новое, спешат к учителю. Новые книги, фильмы, интересные факты из Интернета – все это может быть тем материалом, в котором учитель увидит неожиданную идею для своего урока. Она, например, на уроках обществознания часто использует афоризмы, с них может начинаться объяснение проблемы урока. Зная это, старшеклассники иногда сами приносят подходящие афоризмы. А это значит, что они уже заглянули в учебник и увидели, какой будет следующая тема, заинтересовались, им не все равно.
Недаром воспитание на уроках обществознания – это не просто отдельная тема, это скорее часть каждого урока. Так считает Оксана Ивановна. Речь на этом предмете идет и о сфере духовной культуры, которой посвящена глава в восьмом классе, и о таких понятиях, как мораль, честь, достоинство. Есть правовая культура, и есть культура политическая. Уделяется внимание экологическому воспитанию. Вот такой разносторонний предмет, изучая который дети становятся активными гражданами. Именно воспитание активных, неравнодушных граждан Оксана Альберт считает своей главной профессиональной задачей: «Это важно и для меня как для учителя обществознания. Такое качество, как гражданственность, должно быть обязательно».

Самое время вспомнить Антона Павловича Чехова, говорившего, что равнодушие – это паралич души. Поэтому не уставайте жить в полную силу.

Татьяна МАСЛИКОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте