Больной педагог не может воспитать здоровых детей. Чаще всего здоровье педагогов изучается в основном под медицинским углом зрения. По данным исследований, школьные учителя занимают по уровню заболеваемости среднее положение: более благополучное, чем шахтеры или химики, но гораздо худшее, чем банковские служащие или научные работники. Частыми нарушениями физического здоровья у педагогов являются сердечно-сосудистые заболевания – гипертония, вегетососудистая дистония, стенокардия, а также остеохондроз, нарушения обмена веществ, расстройства пищеварительной системы, заболевания верхних дыхательных путей, патология зрения.
Но проблема здоровья учителей имеет важную специфику. Наша профессия относится к типу «человек – человек», а это связано с высокими эмоциональными затратами. По сравнению с другими профессиональными группами среди педагогов наиболее высок риск возникновения невротических расстройств. Как говорят психологи, большинство учителей эмоционально неустойчивые люди, склонные к стрессам и болезненному восприятию критики, внушаемые и мнительные, с повышенным чувством тревожности. Неудивительно, нас постоянно оценивают со всех сторон, мы отвечаем за все и всех, кроме того, нельзя не замечать тенденции агрессивного отношения со стороны родителей и учеников.Урок сам по себе фактор стресса, поскольку заставляет учителя за 45 минут выполнить все намеченное. Угроза «не успеть» – одна из самых страшных для современного человека. У педагога к этому добавляется множество задач: следить за каждым, реализуя индивидуальный подход, держать дисциплину, объяснять материал и так далее. Кроме уроков необходимо еще вести проектную и исследовательскую деятельность, и прочее, прочее. Для учителей с педагогическим стажем 15-20 лет уже характерны педагогические кризисы, эмоциональное выгорание. Самому педагогу чаще всего не под силу справиться с проблемами – нужна психологическая работа, которая запускала бы механизмы по созданию мотивов быть здоровым. Мы, например, ввели в гимназии активные методы обучения с элементами тренинга, направленного на формирование позитивного отношения к самому себе: имитационные и ролевые игры, дискуссии и дебаты, конференцию и презентацию результатов деятельности, проектирование социального действия, психологические разминки, направленные на создание комфортной рабочей атмосферы. Такие уроки способствуют снижению эмоционального напряжения и у детей, и у взрослых. Меняется и отношение учеников к занятиям. Педагоги, использующие новую форму уроков, говорят, что они не вызывают утомления, более того, после них чувствуешь себя моложе, сильнее, умнее. Напрашивается вывод, что самосовершенствование педагога – основа психического здоровья учителя.Анжелика ШАКОЛА, учитель истории, Советск, Калининградская область
Комментарии