Задачи урока. Обучающие: раскрыть сущность аграрной реформы, ее особенности, достоинства и недостатки, значение для дальнейшего проведения аграрного переворота. Развивающие: формирование навыков работы с источниками, установление причинно-следственных связей, изложение собственной позиции, развитие монологической речи, ведение диалога. Воспитательные: воспитание нравственной позиции.
: На основании высказываний Столыпина определить цели реформы. : Определить какие результаты имела данная реформа. Приложение к плану-конспекту урока «Аграрная реформа П.А. Столыпина» – таблица «Перечень используемых на данном уроке ЭОР»
Формы работы учащихся – индивидуальная, групповая.
Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, экран, ЭОР
Ход урока
«Народы забывают иногда о своих национальных задачах, но такие народы гибнут; они превращаются в назем, в удобрение, на котором вырастают и крепнут другие более сильные народы». П.Столыпин
План:
Цели реформы
Основные мероприятия и осуществление реформы.
Итоги и значение реформы.
На рубеже XIX-XX вв. быстрое экономическое развитие России обострило старые и породило новые проблемы.
Постановка проблемы: Какая из проблем особо остро стояла на данном этапе? Какие феодальные пережитки сохранились в аграрном секторе экономики?
Предполагаемые ответы:
– крестьянская община,
– отрезки,
– выкупные платежи,
– помещичье землевладение,
– малоземелье крестьян.
Обобщение ответов и вывод преподавателя: таким образом, продолжают сохраняться формы эксплуатации крестьян помещиками и государством.
Преподаватель: Растущее недовольство крестьян, их активное участие в революции требовали от правительства более решительных действий. 9 июня 1906, как мы с вами знаем, Николай II царским манифестом распустил I Государственную Думу, обвинив ее в революции. Одновременно с роспуском Думы царь назначает председателем Совета Министров П.А. Столыпина – министр внутренних дел.
Фото 1902г. П.А. Столынина
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3373d3bb-5d3f-4b95-a925-eb54374a504b/%5BIS9IR_1-09%5D_%5BPF_01%5D.html
24 августа 1906 г. была опубликована, Правительственная программа, состоящая из двух частей. Основное внимание П.А. Столыпина было привлечено к осуществлению аграрной реформы.
Мотивация на новую тему (постановка проблемы):
Кто же он – П.А. Столыпин? Его имя всегда вызывало и вызывает споры, и втягивает нас в круговорот страстных оценок. Кстати, интересный факт – бывший президент России Б.Н. Ельцин называл трех великих реформаторов России: Петра I, Александра II, П.А. Столыпина.
В ноябре 2006 года отмечалось 100-летие со дня аграрной реформы П.А. Столыпина. Почему не состоялся путь реформ, и так трагично сложилась его судьба? Почему П.А. Столыпин остался реформатором – одиночкой? Актуальна ли тема сегодня?
На эти вопросы постараемся поразмышлять после изучения данной темы.
Объявление темы, номера в разделе, запись в тетради. Ознакомление с планом изучения нового материала.
Основная часть
Сообщение учащегося о государственном деятеле П.А. Столыпине.
Задание: Выделить, какую современную проблему затрагивает судьба Столыпина.
Цели аграрной реформы.
Работа с документами (§ 7, с. 55). Учебник: История России. XX в./ Под ред. А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной; 2009 г.
Задание: На основании высказываний Столыпина определить цели реформы.
Устные ответы учащихся, запись выводов в тетради:
“Успокоение” страны, отвлечение крестьян от принудительного отчуждения помещичьих земель.
Создание социальной опоры самодержавия в лице зажиточных крестьян.
Модернизация страны.
Вывод преподавателя: таким образом, значительная конечная цель – Великая Россия. Важнейшей проблемой, от которой зависело все будущее России, был аграрный вопрос.
Начало реформе положил Указ Правительствующему Сенату от 9 ноября 1906 года. Запись даты в тетрадь: 9 ноября 1906 года – начало аграрной реформы Столыпина.
Работа с документом №3. Указ Правительствующего Сената от 9 ноября 1906 года. (§ 7, с. 54).
Вопрос: Почему с этим Указом связано начало реформы? (Предоставил право крестьянам выходить из общины и передачи земли в личную собственность).
Схема \”Основные направления Столыпинской аграрной реформы».
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/859af5a9-f921-489e-a063- d2c5804a7af2/%5BIS11IO_1-06%5D_%5BCX_02%5D.swf
Основные мероприятия аграрной реформы:
работа с § 7 учебника (по группам):
I группа: Охарактеризовать сущность разрушения крестьянской общины (с.50-51).
II группа: Переселенческая политика (с.52-53).
III группа: Крестьянский вопрос: кооперация (с.53).
Выступления представителей групп.
Работа с понятиями.
Запись в словари:
Хутор – участок земли, получаемый крестьянами при выходе из общины, с оставлением усадьбы в деревне.
Отруб – участок земли, получаемый крестьянами при выходе из общины, с переселением из деревни и перенесением усадьбы на свой участок.
Кому выгодно данное мероприятие?
Зажиточным крестьянам и середнякам, которые способны вести хозяйство без общины, силами семьи или нанимая дополнительную рабочую силу – батраков. Как говорил Столыпин: “Ставка сделана не на убогих и пьяных, а на крепких и сильных”.
Отменялись ограничения личных прав крестьян, они получали равные права с другими сословиями. Это обеспечило им возможность свободно переселяться в города и искать работу.
Избавить крестьян от малоземелья позволяла переселенческая политика.
Попробуем разобраться, какие результаты имела реформа.
Результаты реформы.
Задание: Определить какие результаты имела данная реформа.
Подведение итогов урока.
П.А. Столыпин понимал, что результаты его трудов скажутся далеко не скоро: “Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России”.
Однако его начинания не имели ни широкой социальной, ни политической поддержки. Столыпин стал фактически он остался реформатором-одиночкой.
Ответы учащихся на проблемы, поставленные к данному уроку. Скажите, как вы считаете, вопрос, затронутый П.А. Столыпиным, актуален и сегодня? (Сегодня в очередной раз делаются попытки решить вопрос о земле, соображения Столыпина выходят на первый план).
Вывод по уроку:
В политическом плане реформа явно провалилась. Она не сняла социальной напряженности ни в деревне, ни в обществе в целом. Для успеха реформы важной была готовность общества. Но правящая верхушка противилась нововведениям, интеллигенции и предприниматели считали их недостаточными.
Закрепление:
1 варианту – выписать из приведённой таблицы положительные результаты реформы;
2 варианту – выписать отрицательные результаты.
Таблица «Результаты аграрной политики» (см. вложенный файл).
Домашнее задание: параграф 8. Изучить понятия, даты.
Подготовиться к игре “Судебное расследование по делу П.А. Столыпина” (аграрная реформа: за и против):
– судье: сущность преобразований;
– адвокату: аргументы в защиту Столыпина;
– прокурору: аргументы против реформы;
– свидетелям: аргументы за и против;
– вердикт присяжных.
Приложение к плану-конспекту урока «Аграрная реформа П.А. Столыпина» – таблица «Перечень используемых на данном уроке ЭОР» (см. вложенный файл).
Ирина Шепнякова, учитель средней школы № 25 города Тулуна Иркутской области, участник XV Всероссийского конкурса методических разработок \”Сто друзей\”
Фото: http://www.bibliotekar.ru/stolypin/index.htm
Комментарии