Тип урока: изучение нового материала. Предметные задачи урока: познакомиться программой Коммунистической партии.
веке начинают формироваться политические течения? веку? веку?
Метапредметные задачи урока:
Регулятивные – адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение.
Познавательные – анализировать исторический источник, различать главную и второстепенную информацию, находить причинно-следственные связи, формулировать вывод, различать объективную и субъективную точку зрения.
Коммуникативные – аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом.
Оснащение урока:
Портреты К. Маркса и Ф. Энгельса.
Доска.
Дидактические материалы: предварительно сокращенный текст манифеста Коммунистической партии.
Рассмотрение темы «Политические течения XIX века» в 8 классе занимает два урока. На первом учащиеся знакомятся с консерватизмом, либерализмом и социализмом. На втором уроке происходит подробное знакомство с коммунизмом и разбор Манифеста Коммунистической партии. Целесообразность изучения данного документа определяется перспективой изучения этого политического течения в старших классах, популярностью манифеста среди рабочих всего мира, стремлением манифеста определить политическую и социальную роль рабочего класса.
Ход урока.
Повторение пройденного материала. Возможные вопросы учащимся:
Почему в XIX веке начинают формироваться политические течения?
Что принципиально отличает консерваторов от либералов? В чем их взгляды похожи?
Что принципиально отличает либералов и социалистов? В чем их взгляды совпадают?
Какие политические течения никогда не смогут найти общие точки пересечения?
2. Изучение нового материала.
Учитель кратко знакомит учеников с историей создания манифеста Коммунистической партии. Перед началом работы с источником он в диалоговой форме обсуждает с учениками значение слов «объективный» и «субъективный», соотношение этих понятий в историческом источнике.
Учитель организует чтение первой части документа вслух. Это необходимо для того, чтобы оценить способность класса к восприятию неадаптированного текста, дать ребятам алгоритм работы, постепенно ввести их в стилистику документа. На протяжении всей работы с документом незнакомые слова выносятся на доску, обсуждается их значение. Для записи слов и их определений можно привлекать разных учеников. Это позволит наиболее активным и способным детям постоянно находиться в работе и даст дополнительное время и помощь другим учащимся. После чтения учитель организует обсуждение вопросов.
Первая часть документа:
«История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов.
Свободный и раб, патрицей и плебей, помещик и крепостной, мастер и подмастерье, короче угнетающий и угнетаемый находились в вечном антагонизме друг к другу, вели непрерывную, то скрытую, то явную борьбу, всегда кончавшуюся революционным переустройством всего общественного здания или общей гибелью борющихся классов.
Современное буржуазное общество не уничтожило классовых противоречий. Оно только поставило новые классы, новые условия угнетения и новые формы борьбы на место старых. Наша эпоха, эпоха буржуазии, отличается, однако, тем, что она упростила классовые противоречия: общество все более раскалывается на два больших враждебных лагеря, на два большие, стоящие друг против друга, класса – буржуазию и пролетариат».
Вопросы к фрагменту:
В чем, с точки зрения авторов манифеста, суть исторического процесса?
Какие два противоборствующих класса сформировались к XIX веку?
Ответы на вопросы обсуждаются в классе и после кратко формулируются в тетради. Ученики зачитывают разные варианты своих конспектов, учитель комментирует их.
Учитель организует чтение второй части документа и обсуждение ответов:
«Буржуазия, повсюду, где она достигает господства, разрушила все феодальные, идиллические отношения. Безжалостно разорвала она пестрые феодальные путы и не оставила между людьми никакой другой связи, кроме голого интереса, бессердечного «чистогана». В ледяной воде эгоистического расчета потопила она священный трепет религиозного экстаза, рыцарского энтузиазма, мещанской сентиментальности. Она превратила личное достоинство человека в меновую стоимость и поставила на место бесчисленных пожалованных и благоприобретенных свобод одну бессовестную свободу торговли. Словом, эксплуатацию, прикрытую религиозными и политическими иллюзиями, она заменила эксплуатацией открытой, бесстыдной, прямой, черствой.
Буржуазия быстрым усовершенствованием всех орудий производства и бесконечным облегчением средств сообщения вовлекает в цивилизацию все, даже самые варварские, нации. Под страхом гибели заставляет она все нации принять буржуазный способ производства, заставляет их вводить у себя так называемую цивилизацию, т.е. становиться буржуа. Словом, она создает себе мир по своему образу и подобию».
Вспомните, чем буржуазия отличалась от других социальных групп? Какие цели она преследовала, какие проблемы ей необходимо было решить?
В чем авторы документа обвиняют представителей буржуазии? Считаете ли вы обвинения авторов справедливыми?
Чем руководствовались авторы, давая такую субъективную оценку буржуазии?
Обсуждая ответы на вопросы, ученики стараются не просто зачитывать цитату из документа, но пересказывать текст своими словами. После обсуждения вопросов «грехи» буржуазии кратко записываются в тетрадь. При наличии времени учитель может попросить учеников привести примеры из истории, подтверждающие или опровергающие характеристику буржуазии, данную К.Марксом и Ф.Энгельсом.
Учащиеся знакомятся с третьей частью документа, выясняют значение незнакомых слов, формулируют ответы на вопросы:
«В той же самой степени развивается и пролетариат, класс современных рабочих, которые только тогда и могут существовать, когда находят работу. Эти рабочие, вынужденные продавать себя поштучно, представляют собой такой же товар, как и всякий другой предмет торговли, а потому в равной мере подвержены всем случайностям конкуренции, всем колебаниям рынка.
Рабочие начинают с того, что образуют коалиции против буржуа; они выступают сообща для защиты своей заработной платы. Они основывают даже постоянные ассоциации для того, чтобы обеспечить себя средствами на случай возможных столкновений. Рабочие время от времени побеждают, но эти победы лишь преходящи. Действительным результатом их борьбы является не непосредственный успех, а все шире распространяющееся объединение рабочих. Ему способствуют все растущие средства сообщения, создаваемые крупной промышленностью и устанавливающие связь между рабочими различных местностей.
У пролетария нет собственности; современный промышленный труд, современное иго капитала, одинаковое как в Англии, так и во Франции, как в Америке, так и в Германии, стерли с него всякий национальный характер».
Каковы, согласно документу, условия жизни пролетариата? Согласны ли вы с оценкой авторов?
Как строятся отношения между буржуазией и пролетариатом, согласно документу?
Что авторы манифеста считают главным в борьбе с буржуазией?
Какие факторы способствуют объединению пролетариата?
Последний фрагмент документа ученики читают анализируют самостоятельно:
«Коммунисты отличаются от остальных пролетарских партий лишь тем, что с одной стороны, в борьбе пролетариев различных наций они выделяют и отстаивают общие, не зависящие от национальности интересы всего пролетариата; с другой стороны, тем, что на различных ступенях развития, через которые проходит борьба пролетариата с буржуазией, они всегда являются представителями интересов движения в целом.
Коммунисты могут выразить свою теорию одним положением: уничтожение частной собственности.
Это может, конечно, произойти сначала лишь при помощи деспотического вмешательства в право собственности и в буржуазные производственные отношения. Эти мероприятия будут, конечно, различны в различных странах.
Однако в наиболее передовых странах могут быть почти повсеместно применены следующие меры:
– Отмена права наследования.
– Централизация всего транспорта в руках государства.
– Увеличение числа государственных фабрик, орудий производства, расчистка под пашню и улучшение земель по общему плану.
– Одинаковая обязательность труда для всех, учреждение промышленных армий, в особенности для земледелия.
– Общественное и бесплатное воспитание всех детей в современной его форме. Соединение воспитания с материальным производством.
Пролетарии всех стран, соединяйтесь!».
В чем цель коммунистической партии?
Каковы средства для достижения этой цели?
Считаете ли вы возможным достижение таких целей? Ответ аргументируйте.
3. Закрепление пройденного.
Учитель просит выделить в тексте 3 слова, максимально точно отражающие суть коммунистической программы, а также определить место коммунистов среди других политических течений.
Возможные вопросы:
Интересы каких слоев выражали коммунисты?
В чем заключались основные противоречия между коммунистами и либералами?
4. Рефлексия и домашнее задание.
Учитель просит учеников заполнить таблицу рефлексии (см. Приложение № 2). Таблица помогает не только ученикам осознать результаты урока, но и учителю выделить проблемные места, скорректировать свою дальнейшую работу.
Учитель задает домашнее задание:
Прочитать учебник.
Написать 3-4 предложения, объясняющие несоответствие данной в манифесте оценки буржуазии и рабочих и объективной реальности.
Приложение № 1.
Манифест Коммунистической партии
Буржуазия быстрым усовершенствованием всех орудий производства и бесконечным облегчением средств сообщения вовлекает в цивилизацию все, даже самые варварские, нации. Под страхом гибели заставляет она все нации принять буржуазный способ производства, заставляет их вводить у себя так называемую цивилизацию, т.е. становиться буржуа. Словом, она создает себе мир по своему образу и подобию.
В той же самой степени развивается и пролетариат, класс современных рабочих, которые только тогда и могут существовать, когда находят работу. Эти рабочие, вынужденные продавать себя поштучно, представляют собой такой же товар, как и всякий другой предмет торговли, а потому, в равной мере подвержены всем случайностям конкуренции, всем колебаниям рынка.
У пролетария нет собственности; современный промышленный труд, современное иго капитала, одинаковое как в Англии, так и во Франции, как в Америке, так и в Германии, стерли с него всякий национальный характер.
Таблица рефлексии
Легче всего мне было
Сложнее всего мне было
На уроке мне помогло
На уроке мне мешало
Я понял, что мне нужно
Анна Щукина, учитель истории и обществознания гимназии №157 города Санкт-Петербурга
Фото из личного архива автора.
Комментарии