Цель урока – достичь планируемых результатов.
Предметный результат
–
умение отвечать на вопросы учителя об особенностях возникновения Древнего Рима и управления им.
Личностный результат – умение выражать свое отношение к героям, событиям.
Метапредметный результат – умение анализировать текстовую информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе прочитанного.
Задачи формирования УУД
Познавательные УУД:
– умение формулировать тему и проблему урока;
– умение добывать новые знания, находить ответы на вопросы на основе прочитанного;
– умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Коммуникативные УУД:
– развивать умение слушать и понимать других, высказывать свое мнение и аргументировать ответ;
– осуществлять совместную познавательную деятельность в парах;
– оформлять свои мысли в устной форме.
Личностные УУД:
– развивать умение выражать свое отношение к героям, оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией;
– воспитание духовно-нравственного чувства и готовности совершать позитивные поступки.
Регулятивные УУД:
– умение определять цель деятельности на уроке (собственная целевая установка);
– умение проговаривать последовательность действий на уроке;
– умение подводить итоги своей деятельности на уроке;
– умение оценивать свои учебные действия.
Тип урока: открытие новых знаний.
Техническое оборудование: ноутбук для каждой группы, интерактивная доска, магнитная доска, программа для создания фильмов – киностудия Windows live.
Класс делится на группы по 4 человека.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Я вижу улыбки на ваших лицах и желание активно работать на уроке.
В течение нескольких уроков вы изучаете тему Древний Рим. Ребята, задумывались ли вы, как здоровались древние римляне?
Во времена Римской империи привычка прятать кинжал в рукаве стала столь распространенной, что римляне разработали пожатие запястья на уровне пояса, ставшее обычным приветствием.
Давайте поздороваемся как древние римляне!
1-ая стадия урока – «Вызов»
1) Прием «Знаем – Хотим узнать».
2) Постановка проблемы гражданско-патриотической направленности.
«У римлян было такое чувство народной гордости и патриотизма, как ни у какого другого народа в мире» (Теодор Моммзен).
Проблема урока – почему римляне гордились своей Родиной?
2-ая стадия урока – «Реконструкция исторических событий»
Историческая реконструкция – воссоздание исторических событий, материальной и духовной культуры той или иной исторической эпохи и региона с использованием археологических, изобразительных и письменных источников.
Этап реконструкции – работа групп с письменными источниками.
В работе с письменными источниками группы используют прием инсерт – маркировка текста значками по мере его чтения. В процессе чтения текста ученик карандашом или маркером делает пометки на полях: “V” – уже знал, «+» – новое, «-» – думал иначе, «?» – не понял, есть вопросы.
Письменный источник для группы № 1
Тит Ливий (римский историк)
«Об основании Рима»
Некогда по левому берегу Тибра жило племя латинов. Их царем был Нумитор. Его младшим братом был злой и завистливый Амулий. Он отнял у Нумитора власть, а дочь царя Рею Сильвию сделал весталкой – жрицей богини огня Весты. Весталки жили при храме Весты, им 30 лет запрещалось выходить замуж и иметь детей. Однако, Рея Сильвия родила двух мальчиков. Она клялась, что отец её детей сам бог войны Марс. Разгневанный Амулий приказал слугам утопить близнецов в реке Тибр. Слуги выбросили корзину с детьми в реку, но зацепившись за ветку дерева, она не утонула. На жалобный крик братьев-близнецов прибежала волчица и накормила их своим молоком. Вскоре пастух по имени Фаустул увидел младенцев и принёс их домой. Пастух и его жена Ларенция назвали найденышей Ромулом и Ремом. Ромул и Рем росли сильными и отважными. Долгие годы близнецы вели жизнь пастухов и охотников, а когда узнали тайну своего рождения, задумали отомстить. Вооружив друзей, они ворвались во дворец и убили Амулия, вернув своему деду Нумитору царскую власть. Братья решили основать свой город в тех местах, где были вскормлены волчицей. Вскоре братья поссорились, Ромул убил Рема. Убийство брата не помешало Ромулу основать город и назвать его своим именем Рим – по-латински Рома. Ромул стал первым царем Рима.
Письменный источник для группы № 2
Город на семи холмах и его обитатели
Римляне верили в легенду о братьях-близнецах и гордились тем, что основателем их города был сын бога войны Марса. Однако Ромул едва ли существовал на самом деле. В наше время археологи провели раскопки в Риме и доказали, что этот город возник не сразу. Задолго до легендарной даты его основания – в 753 году до н.э. – на холмах левобережья Тибра недалеко от моря существовало несколько поселений. Они постепенно объединялись: их жители осушали болотистые низины между холмами, строили общие укрепления и храмы богам, выбирали общих правителей. Так из этих поселений на Палатинском, Капитолийском и других холмах возник город Рим.
В те времена римляне жили в круглых хижинах, стены которых были сделаны из прутьев и обмазаны глиной. Подле хижин находились сад и огород, а за пределами города были поля и пастбища. Римляне выращивали ячмень и пшеницу, виноград, лен. Они разводили рогатый скот, свиней, коней и ослов, занимались кузнечным делом, ткачеством, изготовлением глиняной посуды. Воюя с другими латинскими городами, римляне угоняли у соседей скот, захватывали оружие и рабов, а главное – пастбища и пашни. Владения Рима неуклонно росли.
В 6 веке до н.э. Рим превратился в многолюдный город, расположенный на семи холмах.
Письменный источник для группы № 3
Какое управление было в древнейшем Риме
Потомки древнейших жителей Рима называли себя патрициями. Они жили большими семьями, в которых власть отцов была очень велика. За непослушание отец мог наказывать даже взрослых сыновей вплоть до продажи их в рабство. Семьи были объединены в род, члены которого справляли общие праздники, оказывали друг другу помощь. Кроме патрициев в городе жили переселенцы из завоеванных Римом латинских поселений, а также из других областей Италии. Их называли плебеями.
В управлении древнейшим Римом принимали участие только патриции. Старейшины родов заседали в совете, который назывался сенат. Высшая власть принадлежала Народному собранию, состоявшему из мужчин-патрициев. Оно объявляло войну, заключало мир и выбирало царя, правившего пожизненно. По легендам, Римом правили один за другим семь царей. Последнего царя звали Тарквиний, по прозвищу Гордый. Он не был избран, а захватил власть, убив своего предшественника. Одних патрициев Тарквиний казнил, других выселил из Рима, захватив их имущество. Тогда римляне восстали и изгнали Тарквиния вместе со всей семьей. Больше царей они решили не выбирать.
Обсуждение полученных результатов
1. Этап реконструкции – логическая цепочка.
Каждая группа получает конверт с набором фактов, соответствующих событиям, описанным в историческом источнике. Задача групп выстроить из набора фактов логическую цепочку. Данная логическая цепь послужит основой для создания фильма.
Логические цепи трех групп – в прикрепленном файле.
2. Этап реконструкции – изучение изобразительных источников и видеофрагментов.
Группы должны рассмотреть иллюстрации, картины, видео. Задача группы – привести в соответствие логическую цепь и изобразительные источники. Таким образом, у нас выстраивается логическая цепь из изобразительных источников.
Группа № 1
Номер изобразительного источника
Тайна рождения Ромула и Рема
9
Амулий приказал слугам выбросить близнецов в Тибр
Чудесное спасение, близнецов согрела и вскормила волчица
8 и 2
Пастух нашел детей и принес их домой
Пастух и его жена назвали детей Ромулом и Ремом
Юность Ромула и Рема
10
Братья решили основать город, в ссоре Ромул убил Рема
Ромул основал город на Палатинском холме и назвал его Римом
Ромул стал первым царем Рима
Группа № 2
Римляне верили в легенду о Ромуле и Реме, считали 753 год до н.э. датой основания Рима
Возникновение поселений на семи холмах
Жилище древних римлян
Земледелие и скотоводство
Ремесло и торговля
Военные походы
В 6 веке до н.э. Рим становится крупным и густонаселённым городом
Группа № 3
Население Рима – патриции и плебеи
3 и 4
Большие семьи патрициев
Род патрициев
Старейшины родов
Сенат
Народное собрание
2 и 8
Царь
3. Этап реконструкции – создание фильма на основе программы киностудия windows live.
Открываем программу киностудия Windows live, переносим иллюстрации, картины и видео в соответствии с логической цепью. Сохраняем.
4. Этап реконструкции – группы представляют свои фильмы.
5. Этап реконструкции – решение проблемы урока.
3-ая стадия урока – «Рефлексия»
1) Составление кластера. Решение проблемного вопроса урока.
2) Закончите предложение:
На сегодняшнем уроке я понял…, я узнал…, я разобрался…
На этом уроке меня порадовало…
Я похвалил бы себя…
Особенно мне понравилось…
После урока мне захотелось…
Я мечтаю о…
Сегодня мне удалось…
Я сумел…
Было интересно…
Было трудно…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я почувствовал, что…
Я научился…
Меня удивило…
Учитель: Все встали. На правую ладонь мы мысленно кладем знания, с которыми пришли на урок, на левую – знания, которые получили на уроке. А сейчас по моей команде соединим в хлопке наши знания, и хором скажем «СПАСИБО» себе и окружающим за работу на уроке.
Екатерина Федотова, учитель истории и обществознания средней школы №23 города Димитровграда Ульяновской области, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России-2014»
Материалы к уроку доступны для скачивания здесь.
Продукт урока доступен для скачивания здесь.
Презентация и логические цепи – в прикрепленных файлах.
Комментарии