search
main
0

Урок истории для учащихся 6 класса с ограниченными возможностями здоровья (12-13 лет) на тему «Куликовская битва».

Данный урок с использованием дидактической игры знакомит учащихся с подготовкой и ходом сражения, наглядно показывает прогрессивную роль Дмитрия Донского и московских князей в деле объединения Руси и борьбе против завоевателей, формирует у школьников представление о значении Куликовской битвы в истории Руси.

Цель урока: Познакомить учащихся с событием, которое вошло в историю, как победоносное сражение на поле Куликовом.

Задачи

Образовательные:

– Продолжить изучение учащимися истории Руси XIV в., систематизировать полученные знания.

– Учить школьников применять теоретические знания для анализа конкретных фактов, выделять главное в изучаемом материале.

Коррекционно-развивающие:

– Развивать умения и  навыки  решать ситуативные задачи.

– Вырабатывать стойкое умение аргументировать свою позицию, владеть логическими приемами рассуждения и доказательств на историческом материале.

– Формировать познавательный интерес школьников.

– Активизировать словарный запас учеников.

Воспитательные:

– Воспитывать у учащихся чувство патриотизма и восхищения мужеством русских людей, поднявшихся на борьбу с могущественным врагом и одержавшим блестящую победу.

Оборудование: доска, ПК, презентация «Битва на Куликовом поле»», карта «Куликовская битва», портреты Александра Невского, Дмитрия Донского, Сергия Радонежского, иллюстрация художника А.П.Бубнова «Утро на Куликовом поле», дидактическая игра «Куликово поле», раздаточный материал.

Основные знания: 8 сентября 1380 года – Куликовская битва, Мамаево побоище.

Основные термины и понятия: верста, полк, сеча, стяг, тыл

Использованные технологии: здоровьесберегающая, технология игрового обучения, технологи уровневой дифференциации

Ход урока.

1. Организационный  момент.

2. Повторение пройденного материала.

3. Изучение нового материала. Словарная работа.

4. Закрепление пройденного материала: дидактическая игра «Куликовская битва».

5. Домашнее задание.

6. Оценка.

Битва на Куликовом поле.

Задание по карточкам (слайд№1)

Соотнесите события и даты:

Ледовое побоище                                                               1240 г.

Начало княжения А. Невского                                         1242 г.

во Владимире

Восстание в русских городах

против татар                                                                        1263 г.

Невская битва                                                                      1252 г.

Смерть А.Невского                                                             1262 г.

Кроссворд на тему «Древняя Русь».

(слайд№2)

Актуализация знаний. Вводное слово учителя.

(слайд№3)

Предгрозовая обстановка  в 1380г. ощущалась на Руси: поступили известия, что Мамай готовит большой поход. Своим подданным ордынский правитель советовал не заботиться о продовольствии, обещая им «хлебы русские».

(слайд№4)

Д.Донской не устрашился надвигающейся смертельной опасности. Он энергично взялся за подготовку к отпору врагам. Помчались в подвластные русские княжества гонцы с повелением великого князя собирать войско. Было ясно, что одних княжеских дружин явно недостаточно для  предстоящей борьбы. Нужно поднимать народ. И страна откликнулась на призыв. Русские люди осознали, что настала пора померяться силами с вековыми притеснителями родной земли.

Задача.

Вспомните, что такое век? Век – это отрезок времени  в сто лет.

В каком году началось татаро-монгольское иго?  1237-1240 гг.

А Д.Донской готовит отражение, в каком году? 1380 г.

Как же узнать, сколько лет Русь находилась под игом? 1380-1240=140 лет. 140 лет Русь находилась под  игом монголо-татар.

Объявление новой темы.

(слайд№5)

Летом 1380 года в Москву пришли ратники из Белоозера, Владимира, Коломны, Костромы, Мурома, Переяславля-Залесского, Ростова Великого, Серпухова, Суздаля, Тарусы, Углича, Ярославля и других мест. Но не было в том походе полков из Новгорода Великого, Нижнего Новгорода, Твери. Во главе рати  стоял Д.Донской.

Рассказ о Дмитрии Донском (учащиеся).

(слайд№6)

Дмитрий Донской (1350 – 1389), великий князь московский (с 1359 г.) и владимирский (с 1362 г.), сын Ивана II. При нем в 1367 году построен белокаменный кремль в Москве. Возглавил вооруженную борьбу русского народа против монголо-татар; руководил их разгромом в битве на реке Вожа (1378). В Куликовской битве 1380 г. (верховья Дона) проявил выдающийся полководческий талант, за что был прозван Донским. В княжение Дмитрия Донского Москва утвердила свое руководящее положение в русских землях. Дмитрий Донской впервые передал великое княжение Василию I без разрешения Золотой Орды. Д.Донской  причислен к лику святых Русской православной церковью.

(слайд№7)

8 сентября 1380 года русская рать заняла позиции на Куликовом поле, над которым клубился ночной туман. Лучи солнца разогнали мглу, и противники увидели друг друга. Темно-серой массой надвигалось огромное воинство Мамая. Но предусмотрительный Дмитрий так расположил полки,  что татарской конницы не осталось места для обхода русских. С одной стороны – крутой берег реки Непрядва, с другой – лес. В этом лесу расположился русский засадный полк. Мамай мог атаковать Донского только в лоб.

(слайд№8)

Согласно преданию, сражение началось поединком богатырей: от русских выехал Александр Пересвет, от татар – Челубей гигантский воин. С копьями наперевес бойцы бросились друг на друга, и оба пали замертво. Бой разгорелся по всему фронту. В жестокой сече полегли передовые русские части. Их место заняли основные силы – Большой полк левой и правой руки.

Яростный натиск противника встречал стойкий отпор воинов Дмитрия. Сам великий князь находился в гуще сечи (сеча – это битва, сражение). Татары стремились подрубить великокняжеский стяг (стяг – это флаг), но он  вновь и вновь взмывал над русским войском. В страшной тесноте бились воины той и другой стороны. Куликово поле гремело оружием, звучали боевые крики и стоны раненых, ржали кони.

Мамай гнал в бой новые силы. Наконец врагу удалось потеснить полк левой руки. Отбиваясь, он стал медленно отходить к реке Непрядва. Мамай предвкушал победу.

(слайд№9)

Но в самый критический момент боя из лес на тылы (тыл – это задняя сторона чего-либо, территория позади фронта) противника обрушился засадный полк. Русские перешли в наступление, и поражение Мамая стало полным. Одним из первых он бросился в бегство. Русские много верст (старая русская мера длины (путевая)=1,0668 км.) преследовали  противника. Мамай пытался укрыться в Крыму, но там его убили местные жители.

Неделю русские воины «стояли на костях», т.е. хоронили погибших товарищей. Потери были велики с обеих сторон (Примерно по 100 000 человек с каждой стороны участвовало в этой битве).

Так победоносно для русских закончилась Куликовская битва, и эта победа положила начало свержения татаро-монгольского ига на Руси.

(слайд№10)

Словарная работа:

Сеча – это битва, сражение.

Стяг – это флаг.

Тыл – это задняя сторона чего-либо, территория позади фронта.

Верста (старая русская мера длины (путевая)= 1,0668 км.

Динамическая пауза: упражнения для глаз слайд №11.

3. Первичное закрепление нового материала.

Дидактическая игра «Куликовская битва».

По окончании игры учащиеся должны ответить на вопрос игры: Что явилось решающим моментом для обеспечения победы русских войск? Мы подошли к подведению итогов – в чем же историческое значение Куликовской битвы?

Перед вами раздаточный материал, где вы должны найти правильные на ваш взгляд ответы на данный вопрос.

Историческое значение Куликовской битвы:

1. Первое крупное поражение Золотой Орды от русских.

2. Первое крупное поражение русских от Золотой Орды.

3. Москва стала новым политическим центром русского государства.

4. Тверь стала новым политическим центром русского государства.

5. Начало возрождения Руси.

6. Начало порабощения Руси

Подведение итогов урока, оценка деятельности учащихся

Домашнее задание: устный рассказ «Куликовская битва», выучить историческое значение битвы.

Описание дидактическая игра « Куликовская битва».

Цель:

Обеспечить первичное осмысление учащимися нового материала «Куликовская битва»

Задачи:

Показать учащимся значимость данного  исторического события для Руси.

Вырабатывать умения применять полученные знания, приобретать опыт творческой деятельности.

Развивать навык  самостоятельной работы, умение оценивать события прошлого, делать выводы.

Повторить и обобщить главное в теме.

Активизировать словарный запас учащихся.

На примерах героических побед прошлых лет воспитывать чувство                        патриотизма.

Оборудование: раздаточный материал – для каждого ученика готовиться карта-схема «Куликовская битва» и перемещающиеся модели участников битвы (конница Мамая, Засадный полк русских, Сторожевой полк русских, богатыри Пересвет и Челубей), план сражения, историческое значение  Куликовской битвы.

Ход игры.

Участвуют все ученики класса. Из состава класса выбирают ведущего, он по пунктам зачитывает план сражения.

План сражения.

1. Сторожевой полк русских встретился с конницей Мамая у р. Непрядва.

2. Засадный полк Д.Донского расположился в лесу.

3. Поединок богатырей.

4. Гибель Сторожевого полка и выступление Большого полка и полков правой и левой руки.

5. Натиск конницы Мамая и медленный отход русских полков к реке Непрядва.

6. Атака Засадного полка русских.

7. Бегство монголо-татар.

Оставшиеся ученики по плану переставляют модели по карте и в конце сражения, глядя на «свое поле битвы» должны сформулировать ответ на вопрос: Что явилось решающим моментом для обеспечения победы русских войск?

Первый, кто дает полный, правильный ответ является победителем и награждается знаком «Великий Князь».

Прогнозируемый результат:

Решающим моментом явилось  расположение русских войск на начало битвы (за спиной у них протекала река Непрядва, что затрудняло их отступление), и введение в разгар боя Засадного полка. Этот внезапный для врагов удар и решил исход битвы.

Вывод:

Данная игра в полном объеме решает все поставленные задачи. Ее преимущества перед  другими формами закрепления нового материала очевидны. Перед учащимися  последовательно  вырисовывается картина важного исторического события далекого прошлого  страны, более того, они являются непосредственными участниками  этого события. Игра помогает ученикам идентифицировать, отождествлять себя с родной страной и ее историей, акцент закрепления переносится на организацию активного участия школьников в поиске ответа на поставленный вопрос  и усвоении нового материала.

Использованные ресурсы:

http://pretich2005.narod.ru/map-war/kulikovskaya/kulikovskaya.htm

http://www.tiras.ru/obrazovanie/page/8/

http://soratnik.com/community/topic406-meropriyatiya-v-chest-pobedy-russkikh-voinov-nad-mongolotatarami.html

http://www.redstar.ru/2001/03/03_03/hist1.html

http://www.ashkimsin.ru/chayxana/topic6837.html

http://swordmaster.org/2008/02/03/zolotaja_orda.html

Анна Краюхина, учитель специальной (коррекционной) общеобразовательной школы (VIII вида) № 565 Кировского района Санкт-Петербурга, участница XV Всероссийского конкурса методических разработок «Сто друзей»

Презентацию к занятию можно скачать здесь.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте