Цели занятия: формирование чувства ответственности за здоровье следующих поколений на основе развития навыков составления и анализа родословных и расширения представлений о наследственных патологиях и болезнях, их профилактике и лечении.
етика : На сегодняшнем уроке мы расширим представление о наследственных заболеваниях и патологиях развития, выясним возможность их предупреждения и лечения, закрепив при этом основные понятия и закономерности генетики. В 1986 г. в Западном Берлине состоялся Международный конгресс генетиков. По материалам конгресса была издана книга «етика в искусстве». В нее вошли фотографии и репродукции скульптур и картин, в которых нашли отражение различные наследственные патологии. Моделями для этих произведений служили люди, страдающие наследственными заболеваниями. Созданы эти произведения в различные исторические эпохи, например: Рафаэль Санти «Сикстинская мадонна» (XVI в.); Диего Веласкес «Менины» и «Портрет Себастьяна Морро» (VII в.), Михаил Врубель «Портрет сына» (XIX в.). етиками были изучены все иллюстрации картин и фотографии скульптур с точки зрения диагноза.
Раздаточный материал: информационные листы с изображением родословной по гемофилии английской королевы Виктории и текстом об основных принципах лечения наследственных заболеваний.
Ход урока
Учитель: Мы заканчиваем изучать тему «Генетика». На прошлом уроке вы составляли синквейны. Обратимся к самым удачным из них.
(Ученики по просьбе учителя зачитывают синквейны.)
Маленький, неделимый.
Наследуется, изменяется, определяет признак.
Нарушение гена – причина болезни.
Удивление.
Современная, перспективная.
Объясняет, выводит закономерности, прогнозирует.
Ее развитие – здоровье общества.
Ответственность.
Изменчивость
Неожиданная, неопределенная.
Возникает, проявляется, наследуется.
Это общее свойство живого.
Мутация.
Учитель: На сегодняшнем уроке мы расширим представление о наследственных заболеваниях и патологиях развития, выясним возможность их предупреждения и лечения, закрепив при этом основные понятия и закономерности генетики.
В 1986 г. в Западном Берлине состоялся Международный конгресс генетиков. По материалам конгресса была издана книга «Генетика в искусстве». В нее вошли фотографии и репродукции скульптур и картин, в которых нашли отражение различные наследственные патологии. Моделями для этих произведений служили люди, страдающие наследственными заболеваниями. Созданы эти произведения в различные исторические эпохи, например: Рафаэль Санти «Сикстинская мадонна» (XVI в.); Диего Веласкес «Менины» и «Портрет Себастьяна Морро» (VII в.), Михаил Врубель «Портрет сына» (XIX в.).
Генетиками были изучены все иллюстрации картин и фотографии скульптур с точки зрения диагноза.
Какие наследственные заболевания и патологии изображены на этих картинах?
(Полидактилия, ахондроплазия, «заячья губа».)
Какие еще наследственные заболевания вы можете назвать?
(Ихтиоз, гемофилия, дальтонизм, фенилкетонурия, брахидактилия и др.)
О чем свидетельствуют эти картины?
(Наследственные заболевания сопровождали человечество с давних времен.)
Можно ли предупреждать и лечить наследственные заболевания?
Полностью материал представлен в формате pdf во вложенном файле.
Елена Левыкина, учитель биологии Центра образования №1927, Москва
Комментарии