Время, отведенное в школьной программе на изучение химии в 10 классе социально-гуманитарного профиля, невелико – всего 1 час в неделю. Для большинства подростков, выбравших гуманитарное направление собственной образовательной траектории, химия кажется наукой ненужной, которая им никогда не пригодится. Поэтому для активизации познавательной деятельности уроки должны быть интересными и наглядными, а для успешного освоения всего объема базового курса химии – информационно-насыщенными. При этом необходимо создать условия, в которых каждый ученик информацию переработает, присвоит и сможет в дальнейшем использовать в жизни. Комплексным решением этого блока проблем может стать применение на уроках групповых технологий с систематическим формированием умений работы с информацией. Данный урок подводит итоги темы «Сложные эфиры», на изучение которой по программе отводится 2 часа. По подобному сценарию могут проводиться все обобщающие уроки курса.
Цели урока: обобщить и систематизировать знания по темам «Сложные эфиры. Жиры»; ознакомиться с химическим составом мыла, способом его получения и применением.
Задачи:
– систематизация знаний о сложных эфирах;
– формирование представления о жирах как сложных эфирах и их значении для человека;
– развитие умений самостоятельного поиска и получения информации из разных источников; навыков публичных выступлений и проведения эксперимента;
– формирование научного мировоззрения и навыков межличностного общения при работе в группах;
– создание мотивации к изучению химии демонстрацией практического применения изучаемого материала.
Оборудование:
– Компьютер с мультимедийным проектором.
– Презентация «Получение мыла», созданная на основе материалов исследовательского проекта ученицы 9 класса.
– Учебник «Химия. Органическая химия. 10 класс: базовый уровень»/Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман.- М.: Просвещение, 2011.-192 с.: ил.
– Раздаточный материал для работы в группах – неадаптированные тексты статей из «Химической энциклопедии».
– Опорные конспекты и задания к уроку для групп.
– Материалы для проведения демонстрационного эксперимента: кожура апельсина (мандарина, грейпфрута), спички. Образцы твердых и жидких жиров; образцы мыла.
– Бумажные упаковки мыла (несколько для каждой группы) с указанием состава мыла на русском языке. Для классов с углубленным изучением английского языка возможна дополнительно англоязычная версия.
Предварительная подготовка к уроку
За 1 неделю до проведения урока (в конце предыдущего урока «Сложные эфиры») учащиеся по желанию делятся на 4-5 групп и выбирают тему для подготовки из данного учителем списка тем:
Сложные эфиры (§30);
Жиры (§31);
Мыло; Применение мыла (§31, табл.12);
Получение мыла (§31, стр.129 -лабораторный опыт 3).
Взяв текст учебника за основу, ученики стараются создать интересное выступление.
Также всем ученикам класса предлагается дома (по желанию) прочитать состав мыла на бумажной упаковке и составить структурные формулы органических веществ.
Учитель сообщает лидерам групп об имеющихся наглядных пособиях по теме урока (созданные ранее презентации, коллекции веществ).
В течение недели лидеры групп организуют работу в своих группах: сбор информации для докладов по теме на уроке, создание компьютерных презентаций – видеоряда к докладам. Возможны консультации с учителем (по инициативе учащихся).
Ход урока
I. Мотивация урока и целеполагание.
Учитель: На прошлом уроке мы познакомились с производными карбоновых кислот – сложными эфирами. Среди них особое место занимают жиры. Сегодня мы рассмотрим их свойства, строение и применение человеком.
Сейчас мы выслушаем доклады групп о сложных эфирах, жирах и их производных. На столах у вас находятся опорные конспекты к уроку (см. Приложение1 «Опорный конспект»). Следите за выступлениями и заполняйте конспекты. Если возникнут вопросы по заполнению конспекта, задайте их после окончания доклада.
II. Работа учащихся по группам – доклады и обсуждения по теме урока.
Выступают представители групп с докладами по темам. Ученики класса слушают докладчиков, заполняют опорные конспекты. Доклады могут сопровождаться видеорядом презентации, подготовленной группой. Время выступления – не более 5 минут.
Группа 1: Сложные эфиры. Выступление докладчика – представителя группы, ответы членов группы на вопросы учеников класса по заполнению конспекта урока.
Группа 2: Жиры. Выступление докладчика – представителя группы. Демонстрация образцов твердых и жидких жиров. Ответы на вопросы класса.
Учитель: Хочу рассказать вам еще об одной группе веществ – эфирных маслах. Химически это смесь различных органических соединений, преимущественно углеводородов, продуктов полимеризации изопрена С5Н8. Содержатся они в эфироносных растениях, обладающих приятным запахом и издавна используемых человеком как благовония, лекарства и приправы к пище. Например, мята, или апельсин. А какие подобные растения можете вспомнить вы? (Ответы учеников: укроп, лаванда)
Эфирные масла оставляют жирные пятна на бумаге или ткани, как жиры, и как эфиры они летучи и легковоспламенимы. Проверим это.
Учитель проводит демонстрационный эксперимент: кожура апельсина резко сжимается перед пламенем горящей спички. Происходит вспышка – воспламенение выделившихся эфирных масел. К кожуре прикладывается фильтровальная бумага – на ней остается жирное пятно.
Учитель: Желающие могу повторить эксперимент, напомнив нам правила техники безопасности. (Опыт могут повторить несколько учеников)
Группа 3 (4): Мыло. Применение мыла.
Выступление докладчика – представителя группы. После выступления всем группам раздаются бумажные упаковки мыла, с указанным составом мыла. Учитель обращает внимание класса на сложный состав мыла.
Заполнение схемы 6 опорного конспекта «Растворение мылом жировых загрязнений» разбирается на доске представителем группы после окончания доклада, при возникновении затруднений – с помощью учителя.
Группа 5: Получение мыла.
Доклад сопровождается мультимедийной презентацией «Получение мыла», которую ученики могут создать самостоятельно, или воспользоваться имеющейся в видеотеке школы – созданной по материалам исследовательского проекта «Жиры» ученицы 9 класса (см. Приложение 2. Получение мыла). Ответы на вопросы класса.
III. Формулирование выводов
Учитель: Теперь, выслушав доклады о сложных эфирах, жирах и мыле, составив конспект урока, вы можете аргументировано ответить на вопросы:
– Почему жиры выделены в отдельный класс сложных эфиров?
– Каково биологическое значение жиров?
– Что представляет собой мыло?
Всем классом слушаются, обсуждаются и дополняются ответы учащихся.
Учитель (формулируя итоги урока): Еще раз сформулирую полученные выводы: жиры – сложные эфиры глицерина и карбоновых кислот. Они входят в состав организмов животных и растений. Попадая с пищей внутрь организма человека, жиры являются для него основным источником энергии. Но, попадая на одежду и смешиваясь с пылью, становятся ее загрязнителями. Получаемые из жиров мыла помогают нам вернуть чистоту.
IV. Работа по группам – поиск информации в справочной литературе.
Учитель: Из каких компонентов состоит вещество, которое мы покупаем в магазине под названием «мыло»? Посмотрите на состав мыла, указанный на бумажной упаковке. С некоторыми компонентами мы познакомились, когда говорили о получении мыла в домашних условиях. Это….. (ответы учеников). Но остальные пока неизвестны. Они перечислены на листе с заданием к уроку.
См. Приложение 3. Задание. Степень сложности составляемой структурной формулы соответствует уровню группы.
Учитель: Попробуйте составить структурные формулы этих веществ, одну на группу. Обратите внимание, что названия, используемые в торговле, даны по устаревшей рациональной номенклатуре, а в школе мы изучаем современную номенклатуру ИЮПАК. В качестве справочной литературы воспользуйтесь учебником. Возможно, кто–то составил формулы дома (ведь было домашнее задание к этому уроку). Тогда помогите товарищам.
Тему «Амины» в классе еще не изучали. В случае возникновения затруднений учитель помогает найти соответствующий параграф.
Работа в группах. Учитель вызывает представителей групп, выполнивших задание, к доске – записать составленную общими усилиями группы структурную формулу, объясняя свой ответ всему классу.
Очередность – по усложнению формул: бензойная кислота; диэтиленгликоль; полиэтиленгликоль; триэтаноламин; ЭДТА.
В случае возникновения затруднений учитель задает наводящие вопросы, предлагает вспомнить вещество этиленгликоль/этандиол.
Учитель: Вы прекрасно справились с этим непростым заданием. Но зачем эти вещества входят в состав мыла, ведь можно сварить мыло и без них? (Ответы учеников, предположения: «Делают мыло лучше»; «Улучшают свойства»). Точный ответ на этот вопрос можно найти в «Химической энциклопедии», из которой я распечатала статьи об интересующих нас веществах. Прочитайте текст и на листе «Задание к уроку» постарайтесь записать ответ своими словами.
Учитель раздает группам листы с неадаптированным, лишь чуть сокращенным текстом статей из «Химической энциклопедии», см. Приложение 4. Текст.
Работа в группах. Выступления представителей групп с ответами и обсуждение полученных результатов. Примерные варианты ответов:
Диэтиленгликоль – пластификатор, загуститель. Повышает пластичность смеси, помогает придать мылу форму.
Триэтаноламин – стабилизатор пены, эмульгатор. Делает пену мыла, которая захватывает частицы грязи, более стабильной (устойчивой).
ПЭГ-9 (полиэтиленгликоль) – загуститель, стабилизатор.
Динатриевая соль этилендиаминтетрауксусной кислоты – умягчитель воды, комплексообразователь. Связывая ионы металлов, устраняет жесткость воды.
Бензойная кислота – консервант, антисептик. Обеспечивает мылу длительную сохранность.
V. Подведение итогов урока
Учитель: Сегодня мы познакомились с разными представителями класса сложных эфиров и выяснили, насколько жиры важны для человека. Узнали, из чего состоит мыло и как сварить его дома. А внимательно рассмотрев этикетку этого, казалось бы, всем известного вещества – вспомнили о систематической номенклатуре органических веществ и составлении структурных формул.
Я благодарю всех за интересные доклады и прошу самостоятельно оценить работу: свою и товарищей. В карточках напротив номера группы поставьте значок «+», если работа группы вам понравилась: доклад был интересным, а объяснения – понятными. Значок «–» поставьте в противоположном случае, а «+/–», если что-то понравилось, а что-то – нет.
Оценка работы на уроке
Группа 2
Группа 3
Группа 4
Группа 5
Работа в группах – рефлексия
Ученики заполняют карточки и сдают их вместе с опорными конспектами и листами с заданиями учителю. В случае безошибочного заполнения листа опорного конспекта и правильного выполнения задания к уроку (контролировалось учителем в ходе урока) итоговая оценка для группы соответствует мнению учеников, выраженному в карточках.
После проверки опорные конспекты можно раздать ученикам для подготовки к контрольной работе или к экзамену. Пример заполненных опорных конспектов: см. Приложение 5. Заполнение конспекта.
Учитель: Домашнее задание к следующему уроку: задача 4, стр. 129.
Список использованных источников:
1. Рудзитис. Г.Е. Химия. Органическая химия. 10 класс: учебник для общеобразоват. Учреждений с прил. На электронном носителе: базовый уровень/ Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман.- М.: Просвещение, 2011.-192 с.: ил.
2. Химическая энциклопедия. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.xumuk.ru/encyklopedia/.
Елена Медведева, учитель химии средней школы №33 города Электроугли Московской области, участница XV Всероссийского конкурса методических разработок «Сто друзей».
В прикрепленных файлах – Приложения 1-5.
Комментарии