В ходе занятия учащиеся смогут: повторить такие понятия, как «класс», «сословия», «страты», «социальный конфликт», «толерантность», «компромисс»; сформировать представление о законных и незаконных способах решения социальных конфликтов; познакомиться со статьями Конституции РФ, регулирующими способы их решения; совершенствовать умение излагать свою точку зрения и отстаивать свою позицию, анализировать исторические факты и делать выводы; тренировать навыки моделирования предлагаемых ситуаций и находить законные способы выхода из конфликтных ситуаций.
I этап. Мотивация
Прочитайте приведенные ниже истории. Ответьте на вопросы:
1. К каким социальным группам принадлежат конфликтные стороны?
2. Какие способы выбирают для защиты своих прав участники конфликта?
3. К какому типу конфликтов относятся эти ситуации?
1. Родители запретили Елене, которая учится в старших классах, носить короткую юбку и пользоваться косметикой, так как считали это недостойным и безвкусным. В знак протеста Елена ушла из дома.
2. Иван Савин после получения зарплаты выпил вместе с друзьями и, придя домой, избил жену. Утром она подала на развод.
3. Правительство РФ отменило социальные льготы. В ответ во многих городах страны пенсионеры провели митинги протеста.
4. Сегодня все больше наших женщин становятся водителями автомобилей. Многие мужчины относятся к этому крайне отрицательно.
5. Города в настоящее время оказываются условно поделенными на богатые и бедные районы. Параллельно расслоению усиливается недовольство таким положением. На фоне этого остается актуальным лозунг «Экспроприация экспроприированного».
II этап. Определение ожидаемых результатов
Привести примеры социальных конфликтов, происходящих в разных странах, в разные исторические эпохи.
Определить типичные причины и оценить результаты решения социальных проблем путем принятия крайних мер.
Найти законные и незаконные способы решения социальных конфликтов.
Моделировать ситуации возможных социальных конфликтов и выработать правила поведения в конфликтных ситуациях посредством социальной рекламы.
III этап. Предоставление необходимой информации
1-й способ. В виде компьютерной презентации, составить которую можно с помощью программы Microsoft Power по теме «История социальных конфликтов и современность. Мы пойдем другим путем?».
2-й способ. Попросить учеников выполнить перед уроком мини-исследование по темам «История социальных конфликтов», «Социальные конфликты в наше время».
3-й способ. Предложить ребятам проанализировать высказывания известных людей.
Для эффективной работы необходимо сделать:
1. Разделить класс на три группы. При этом сначала выяснить, кто из аудитории поддерживает следующие мнения:
– «считаю, что в любом конфликте важен компромисс» (2-я группа);
– «трудно определить позицию» (3-я группа).
2. Задание для групп 1, 2 (приложение №2)
Выберите высказывания, которые подтверждают вашу точку зрения. Подтвердите это собственными аргументами.
«Когда все остальные права попраны, право на восстание остается бесспорным». Томас Пейн, американский политический деятель.
«Борьба – вот радость жизни». Леонид Андреев.
«И насекомых рой кусает, защищая свои права на жизнь». Джордж Гордон Байрон.
«Борьба есть условие жизни: жизнь умирает, когда заканчивается борьба». Виссарион Белинский.
«Народу кажется, что он свободен в революциях, это самообман. Он раб темных стихий. В революции не бывает и не может быть свободы, революция всегда враждебна духу свободы…» Французский философ.
«Самодержавие народа – это самое страшное самодержавие, ибо в нем человек зависит от непросветленного количества, от темных инстинктов масс». Николай Бердяев.
«Не благодаря терпению, а благодаря нетерпению народы добиваются свободы». Л.Берне, немецкий публицист.
Задание для группы 3 (приложение №3)
Возьмите примеры крупных социальных конфликтов, которые случались в истории нашей страны или других стран. Какие способы борьбы за свои права использовались? Каковы были результаты?
Обсудите новый материал. Ответьте на следующие вопросы:
Как можно бороться за свои права законными способами?
Можно ли представить ответы на этот вопрос в виде схемы, для более полного ответа на вопрос используйте Конституцию РФ (ст. 30, 31, 32, 33).
Сравните существующие законные способы борьбы за свои права и выходы из конфликтных ситуаций в нашей стране и в США, найдите сходства и отличия.
IV этап. Интерактивное упражнение «Социальная реклама» (Приложение №4)
1. Для того чтобы выполнить это задание, разделите класс на 3-4 группы.
2. Проведите инструктаж.
3. Определите общее задание – создание «ролика», рекламирующего законные и мирные способы решения социальных конфликтов между различными социальными группами.
4. Распределите задания для каждой группы и определите время для их выполнения.
Группа №1
Социальная реклама посвящена конфликту «взрослые – дети».
Подробное задание в приложении №2.
Группа №2
Социальная реклама посвящена конфликту «богатые – бедные». Подробности в приложении №2.
Группа №3
Социальная программа посвящена конфликту «власть – общество». Подробности в приложении №1.
Группа №4
Социальная программа посвящена конфликту «мужчина – женщина». Подробное задание в приложении №1.
V этап. Презентация выполненных заданий
Остальные участники после каждой рекламы должны ответить на вопросы:
1. Какому социальному конфликту посвящена представленная социальная программа?
2. Какие законные способы или правила преодоления конфликта были названы?
VI этап. Подведение итогов. Рефлексия
Предложите в качестве итогового задания написать синквейн на тему «Социальные конфликты, социальная реклама».
Например:
Конфликт
Бушует, разрушает.
Яростный, бескомпромиссный, незаконный,
Это путь, ведущий в никуда!
Учимся договариваться!
Приложения
Приложение №1
Задание для групп 1, 2, 3
Отберите высказывания, которые подтверждают вашу точку зрения. Подтвердите ее убедительными аргументами.
Приложение №2
Задание для группы №3
Какие крупные социальные конфликты происходили у нас и за рубежом? Какие при этом методы использовались в борьбе за свои права? Каких результатов добились участники противостояния?
Приложение №3
Задание для группы №1
Нужно составить социальную рекламу, направленную на мирные и законные способы решения конфликта между социальными группами «взрослые – дети».
Для выполнения задания необходимо:
1. Придумать сюжет рекламы, он может содержать пример конфликтной ситуации.
2. Определить главную мысль, идею, которую вы хотите высказать как авторы социальной рекламы, тем самым обратить внимание на мирные, законные способы улаживания конфликтов. Ею может стать девиз в конце сюжета.
Задание для группы №2
Составьте социальную рекламу, которая будет посвящена мирным и законным способам решения конфликта между социальными группами «богатые – бедные».
Для выполнения этого задания необходимо:
1. Написать сюжет рекламы, который может содержать пример конфликтной ситуации.
2. Определить главную мысль, идею, которую вы хотите высказать как авторы, и тем самым обратить внимание на мирные, законные способы решения конфликтов. Она может быть представлена в виде девиза – вывода в конце сюжета.
Подготовьте социальную рекламу, которая будет посвящена мирным и законным способам решения конфликта между социальными группами «власть – общество».
Задание для группы №4
Разработайте социальную рекламу. В ней изложите мирные и законные способы решения конфликта между социальными группами «мужчина – женщина».
1. Придумать сюжет рекламы, в основе ее может быть какой-то пример конфликтной ситуации.
2. Найти главную мысль, идею, которую вы считаете наиболее важной как авторы социальной рекламы, таким образом обратите внимание на мирные, законные методы разрешения конфликтов. Эту идею можно представить в виде девиза – вывода в конце сюжета.
1. Прочитайте предложенные для сравнительного анализа выдержки из конституций Российской Федерации и США, найдите сходства и отличия в отношении законных и незаконных способов решения социальных конфликтов.
Из Конституции РФ
Ст. 13 (п. 5):
«Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни».
Ст. 29 (п. 1, 2):
«1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
2. Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства».
Ст. 30 (п. 1):
«1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется».
Ст. 31:
«Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование».
Из Конституции США
Раздел 4:
«Время, место и порядок проведения выборов сенаторов устанавливается в каждом штате законодательным собранием оного, но конгресс может в любое время своим законом установить или изменить правила выборов…»
Раздел 8:
«Конгресс имеет право:
– предусматривать меры по призыву полиции для обеспечения исполнения законов, подавления мятежей и отражения вторжений…»
Раздел 9:
«Соединенные Штаты Америки не жалуют никаких дворянских титулов; ни одно лицо, занимающее какую-нибудь приносящую доход или официальную должность на службе Соединенных Штатов, не должно без согласия конгресса принимать какие-либо подношения, вознаграждения, должность или титул любого рода…»
Светлана Ветрова, учитель истории и права, Орел
Комментарии