Образовательные задачи: проверить усвоение обучающимися основных теоретических понятий, физических формул данной темы и внести коррекцию, выявить уровень сформированности умений обучающихся решать задачи, пользоваться табличными данными, провести предварительную диагностику достижений.
Впы: Д В фч ч, пч С, ы ж , , ых С фч ч, Пб ы С, пп ж п пх В фч ч, ы Ецы ы ы б ч ф Т : «Д Зы » Г ч – бб , пчы п ч ы «Зы » А э бх п ы б Уч бх п ы, пы ч, ч пы Впы: Дп ф п К пы ? Д х п пы ? Дп ф Мч п Дп ф С ч ы ? ( пц, ы 4-9) П бы ч пч п п «Зы », ж пч п ш б ( Пж 1 «П») Ч ф, ш ч Э Ф Тп ы ы п П : Рб пх (п п ), ч ч пы Оч, п б, ы ы ф (Я), п Вы б ч б Уч б б ч п п цых ( Пж 2 «Б ») П , б ч, жы б ч, ы ч, пжых п ж Кжы ч б ж, п бх ж пч ц ч ( Пж 3 «З») Д х, пш п ш ч, п ч ( Пж 4 «Дпы ч») З п ч п ш Дш х ы ж ч ( Пж 5 «Дш ») Дш : – Об ыш ч – Ош ч п – У ч п п Сп ы Яш, А П п ф х ых пх, 10 – 11 ы: ы, ы, ы, ы п /А Яш – М: Гб; В: П, 2009 – 240 – (Кч бч) К, ЛА Ф – 19 Ры ы ы бы / ЛА К – М: И, 200 – 19: О, ВА Ф: З п () / К ЛА – М: И, 200 – 14 М, АЕ Кы бы п ф: 10 – 11 : ч / АЕ М, ЕА М – 3- – М: П, 200 – 11 Т Сч, ч ф шы №3 Кш Т б В ппых фх – пц, пы ы
Воспитательные задачи:
развивать у обучающихся навыки аккуратности при оформлении задач, коммуникативности в общении, самостоятельности при практическом применении полученных знаний, самооценки и самоанализа.
Развивающие: развивать мышление, умение анализировать, сопоставлять, сравнивать и систематизировать, память, внимание.
Цели урока:
– Создание условий для обобщения и закрепления знаний, полученных по теме «Законы Ньютона».
– Совершенствование навыков решения качественных и расчетных задач.
– Расширение кругозора учащихся, развитие познавательного интереса к предмету.
Тип урока: обобщающий с использованием ИКТ.
Формы деятельности учащихся: фронтальная, работа в парах, индивидуальная.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, мобильный класс.
Ход урока.
Учитель: Наш урок начинается с эпиграфа: «Ум заключается не только в знаниях, но и в умении применять знания на деле».
Так давайте попробуем, применив знания, сформулировать тему нашего урока. Для этого разгадаем кроссворд.(см. презентацию, слайды 1-3).
в з а и м о д е й с т в и е с и л а р а в н о д е й с т в у ю щ а я м а с с а д и Н а м о м е т р т р е н и е с к о р о с т ь к и л о г р а м м
Вопросы:
1. Действие тел друг на друга.
2. Векторная физическая величина, которая является причиной возникновения ускорения.
3. Сила, которая оказывает на тело такое же действие, как несколько сил, взятых вместе.
4. Скалярная физическая величина, являющаяся мерой инертности тела.
5. Прибор для измерения силы.
6. Сила, препятствующая движению одного тела по поверхности другого.
7. Векторная физическая величина, которая изменяется только в результате воздействия на него силы.
8. Единицы измерения массы тела.
На основе выделенного слова и букв учащиеся сами формулируют тему урока.
Тема урока: «Динамика. Законы Ньютона»
Главная задача – обобщить знания, полученные при изучении темы «Законы Ньютона»
Учитель: А для этого необходимо вспомнить основные особенности законов Ньютона.
Учащимся необходимо дополнить слайды, предоставленные учителем, отвечая на вопросы.
1. Дополнить формулировку первого закона Ньютона.
2. Какое еще название имеет первый закон Ньютона?
3. Для каких систем справедлив первый закон ?
4. Дополнить формулировку второго закона Ньютона.
5. Математическая запись второго закона Ньютона.
6. Дополнить формулировку третьего закона Ньютона.
7. С точки зрения третьего закона Ньютона силы возникают?..
(см. презентацию, слайды 4-9)
После работы со слайдами учащиеся получают памятку по теме «Законы Ньютона», которая может помочь им при дальнейшей работе на уроке.
(см. Приложение 1 «Памятка»)
Человек знает физику, если он умеет решать задачи.
Энрико Ферми
Учитель: Теперь вы готовы применить свои знания на деле.
Последовательность действий:
1. Работая с тестом в парах (используется программа генератора тестов), учащиеся отвечают на вопросы. Отвечая, заполняют бланк, выставляя свои ответы в графе (Я), а затем проверяют. Выставляют общее количество баллов. Учитель собирает бланки и на доске отмечает степень усвоения материала теста с помощью разноцветных магнитов.
(см. Приложение 2 «Бланки к тесту»)
2. После того, как работа с тестом закончена, каждый берет с карточку, на которой даны условия задач, расположенных по мере усложнения материала. Каждый ученик работает в своем режиме, при необходимости можно получить консультацию учителя.
(см. Приложение 3 «Задания»)
3. Для тех, кто успешно справился с решением задач, дается дополнительное задание на отдельной карточке.
(см. Приложение 4 «Дополнительные задачи»)
За пять минут до окончания урока подводятся итоги урока и дается домашнее задание. Домашнее задание находится на отдельном столе и является индивидуальным для каждого ученика.
(см. Приложение 5 «Домашнее задание»)
Домашнее задание составлялось в соответствии с тремя условиями:
– Особенности мышления ученика.
– Отношение ученика к предмету.
– Уровень знаний и умений ученика по предмету.
Список литературы.
1. Янушевская, Н.А. Повторение и контроль знаний по физике на уроках и внеклассных мероприятиях, 10 – 11 классы: диктанты, тесты, кроссворды, внеклассные мероприятия /Н.А. Янушевская – Москва: Глобус; Волгоград: Панорама, 2009. – 240с – (Качество обучения).
2. Кирик, Л.А. Физика – 19. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. / Л.А. Кирик – Москва: Илекса, 2005. – 192с.:ил.
3. Орлов, В.А. Физика: Задания для самопроверки и контроля с генератором тестов (диск). / Кирик Л.А. – Москва: Илекса, 2008. – 144с.
4. Марон, А.Е. Контрольные работы по физике: 10 – 11 класс: книга для учителя / А.Е. Марон, Е.А. Марон. – 3- е изд. – Москва: Просвещение, 2005. – 111с.
Татьяна Сочкова, учитель физики средней школы №3 города Кашина Тверской области
В прикрепленных файлах – презентация, дополнительные материалы.
Комментарии