В современных условиях, когда происходит разностороннее воздействие общества на природную среду, все большее значение приобретает экологическое воспитание подрастающего поколения. Бережное отношение человека к природе складывается постепенно, под влиянием окружающей действительности, и особое влияние на это оказывает школа. Именно в школе закладываются основы экологической культуры.
В специальной коррекционной школе одним из главных предметов в этом вопросе является биология. Формирование ответственного отношения к природе – это сложный и длительный процесс. Конечным результатом должно быть не только овладение детьми определенными экологическими знаниями, но умение и желание активно улучшать, облагораживать природную среду.
Эффективность экологического воспитания возрастает при использовании форм активизации познавательной деятельности детей на уроках биологии, на внеклассных занятиях. Одна из главных целей уроков биологии – формирование нравственных знаний и убеждения в необходимости охраны почв, воздуха, воды, растительного и животного мира, рационального использования недр земли. И поэтому главная воспитательная задача всех уроков биологии: формирование экологической культуры у детей.
Задачи
1. Образовательные: познакомить с полезным ископаемым-торфом, с его свойствами, применением, способами добычи, месторождения; повторить знания о ранее изученных полезных ископаемых.
2. Коррекционные: развивать мыслительные процессы, расширять словарный запас по теме урока;
3. Воспитательные: воспитывать нравственные качества учащихся: любовь к природе, бережное отношение к природным богатствам, чувства ответственности за свои поступки, умение достойно вести себя в окружающей среде, желание сделать мир лучше.
Оборудование: процессор, видеопроектор, мультимедийная презентация, коллекция полезных ископаемых, оборудование для опытов, словари Ожегова, коллекция торфа.
Предполагаемые результаты: учащиеся должны узнать, что такое торф, его свойства, месторождения, как используется торф, о роли болот в природе, получить положительный заряд от урока и стремление беречь природу и её богатства.
Ход урока
Организационный момент.
Учитель:
Начинается урок,
Думаю, пойдёт он впрок!
Сделайте вдох. Вдохните в себя всё самое доброе и хорошее. А выдохните все печали, обиды, неудачи! И с хорошим настроением начинаем урок естествознания. Сегодня будем продолжать работать группами. Правила работы в группах вам известны.
Улыбнитесь друг другу!
Улыбнитесь планете ЗЕМЛЯ (видеоролик), которая так прекрасна! Земля-это жизнь! И так важно, чтобы жизнь на нашей голубой планете продолжалась вечно!
А без чего невозможна жизнь на Земле?
(Без солнца, воды, воздуха, почвы).
Солнце, вода, воздух, почва – это живая или неживая природа? (Неживая).
А что такое вообще природа?
(То, что нас окружает, но не сделано руками человека).
Посмотрите на слайд. Какое слово спряталось?
СМШГЕОЛОГШКУ (Геолог)
Кто такой геолог? Как он связан с природой?
(Человек, который ведёт поиски месторождений полезных ископаемых).
А что такое полезные ископаемые?
(Природные богатства, добываемые из недр (глубин) земли).
Значит, по какой теме будем продолжать работу?
(Полезные ископаемые).
Повторение ранее изученного.
Задание 1.
1.Какие полезные ископаемые используются в строительстве:
а) каменный уголь;
о) песок, глина;
т) гранит, мрамор?
2.Назовите самый лучший каменный уголь:
н) бурый;
л) антрацит;
п) обыкновенный?
3. Известняки-это ….
к) глина;
и) мел;
ч) мрамор?
4. Свойства глины:
р) горючесть;
у) сыпучесть;
н) вязкость?
5. При разрушении гранита и кварца образуется :
б) мел;
о) песок;
г) каменный уголь?
Самопроверка.
Задание 2.
В какой из групп на столе лежит порода горного царства из шпата, слюды и кварца? Что это?
(Гранит)
Поднимите руку, у кого на столе самый лучший вид известняка? Что это?
(Мрамор)
У какой группы лежит твёрдое, но хрупкое горючее полезное ископаемое? Что это?
(Каменный уголь)
Докажите, что вы держите в руках древнюю жизнь.
(Каменный уголь образовался 300млн. лет назад из древних папоротников и хвощей).
Настрой на новую тему
Учитель: Какое полезное ископаемое мне понадобится сейчас, чтобы записать дату и тему урока?
(Мел)
Запись даты.
Учитель: Определить тему поможете вы, когда ответите на вопросы в группах. Задания
на карточках.
Ф – Неэкономное использование полезных ископаемых?
О – К чему приведёт неумеренная охота?
Р – Неразумное использование бумаги и древесины.
Т – Сжигание топлива.
(ОТВЕТЫ:
Т – загрязнение воздуха и воды;
О – исчезновение животных;
Р – вырубка лесов и обмеление рек;
Ф – истощение полезных ископаемых.)
Какое слово получилось? (Торф)
Сообщение темы урока. Запись в тетрадь.
Целеполагание.
Учитель: Что бы вы хотели узнать о торфе?
(Примерные вопросы:
– Что такое торф?
– Где в природе образуется торф?
– Из чего образуется?
– Как добывают?
– Свойства торфа.
– Использование. Значение)
Формирование новых знаний.
1. Что такое торф?
Ответ на этот вопрос найдёте в словарях.
(Торф – полезное ископаемое, плотная масса, образовавшаяся из перегнивших остатков болотных растений, используемое как топливо, удобрение, теплоизоляционный материал).
Рассматривание торфа (положить один кусок в воду для опыта).
2. Где в природе образуется торф?
Где образуется торф, когда отвечали на первый вопрос? (На болотах).
Более точный ответ на этот вопрос найдёт в учебнике 1 группа.
3. Как добывают торф?
Ответ найдёт 2 группа.
4. Где используют?
Задание 3 группе.
Ответы групп. Проверка понимания материала между группами. Обобщение учителя. Показ слайдов.
5. Свойства торфа.
Учитель: А теперь вернёмся к нашему опыту. Что можете сказать?
Что произошло с кусочком торфа? (Впитал много влаги (воды).
А сухой торф какой? (Лёгкий, пористый).
В сухом торфе в порах находится воздух. А воздух плохо проводит тепло. Это ещё раз доказывает, почему торф используют как укрывной материал и теплоизоляционный.
Можем ли мы использовать торф на нашей ферме? Докажите.
Торф тёмно-коричневого цвета, состоит из остатков отмерших растений, которые легко отделить друг от друга. Торф лёгкий, легче воды. Сухой торф впитывает влагу и хорошо горит. Может быть хорошим горючим и хорошим удобрением.
Сообщение.
Экологические проблемы болот.
Перед вами выступит юный эколог (имя ребенка). Эколог – человек, который встаёт на защиту природного дома. А дом наш – планета Земля.
Издавна во всём мире ведётся работа по осушению болот. Громадные площади болот пришлось осушить при строительстве городов. Болота осушают не только
для строительства, но и для добычи торфа, который используется как топливо и в медицинских целях. Но при неправильном осушении болот происходит истощение питательных веществ, растения испытывают недостаток влаги и усиливают опасность пожаров. Пожар в торфяной толще опасен тем, что распространяется под землёй и его очень трудно потушить.
Демонстрация слайдов или фильма о горении торфяников.
Учитель: Какой вывод можно сделать? Как люди должны использовать природные богатства? (Только по назначению, беречь, жить в согласии с природой).
Закрепление новых знаний по микрогруппам.
Одна микрогруппа задаёт другой группе вопросы, которые были поставлены в начале урока.
Рефлексия
Какие интересные сведения получили?
Как мы должны вести себя в природе?
Оценивание.
Учитель: Заканчивается наш урок. Поработали хорошо. Обращаюсь с просьбой: берегите наш дом, берегите нашу планету Земля! А она взамен вам будет дарить жизнь!
Используемая литература:
1. В помощь школьному учителю. Дмитриева О.И., Мокрушина О.А. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 4 класс, Москва «ВАКО» 2004.
2. Никишов А.И. Биология. Неживая природа. 6 класс: учебн. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2009.
3. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. ООО «ИНФОТЕХ», Москва, 2008.
4. Плешаков А.А. От земли до неба: Атлас-определитель по природоведению и экологии для учащихся начальных классов – 2-е издание. – М.: Просвещение, 2000.
Светлана Леонидовна Гусельникова, учитель Киселевской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида Пермского края
В прикрепленном файле – презентация к занятию.
Комментарии