search
main
0

Урок естествознания в 6 классе по теме «Торф».

В современных условиях, когда происходит разностороннее воздействие общества на природную среду, все большее значение приобретает экологическое воспитание подрастающего поколения. Бережное отношение человека к природе складывается постепенно, под влиянием окружающей действительности, и особое влияние на это оказывает школа. Именно в школе закладываются основы экологической культуры.

В специальной коррекционной школе одним из главных предметов в этом вопросе является биология. Формирование ответственного отношения к природе – это сложный и длительный процесс. Конечным результатом должно быть не только овладение детьми определенными экологическими знаниями, но умение и желание активно улучшать, облагораживать природную среду.

Эффективность экологического воспитания возрастает при использовании форм активизации познавательной деятельности детей на уроках биологии, на внеклассных занятиях. Одна из главных целей уроков биологии – формирование нравственных знаний и убеждения в необходимости охраны почв, воздуха, воды, растительного и животного мира, рационального использования недр земли. И поэтому главная воспитательная задача всех уроков биологии: формирование экологической культуры у детей.

Задачи

1. Образовательные: познакомить с полезным ископаемым-торфом, с его свойствами, применением, способами добычи, месторождения; повторить знания о ранее изученных полезных ископаемых.

2. Коррекционные: развивать мыслительные процессы, расширять словарный запас по теме урока;

3. Воспитательные: воспитывать нравственные качества учащихся: любовь к природе, бережное отношение к природным богатствам, чувства ответственности за свои поступки, умение достойно вести себя в окружающей среде, желание сделать мир лучше.

Оборудование: процессор, видеопроектор, мультимедийная презентация, коллекция полезных ископаемых, оборудование для опытов, словари Ожегова, коллекция торфа.

Предполагаемые  результаты: учащиеся должны узнать, что такое торф, его свойства, месторождения, как используется торф, о роли болот в природе, получить положительный заряд от урока и стремление беречь природу и её богатства.

Ход урока

Организационный момент.

Учитель:

Начинается урок,

Думаю, пойдёт он впрок!

Сделайте вдох. Вдохните в себя всё самое доброе и хорошее. А выдохните все печали, обиды, неудачи! И с хорошим настроением начинаем урок естествознания. Сегодня будем продолжать работать группами. Правила работы в группах вам известны.

Улыбнитесь друг другу!

Улыбнитесь планете ЗЕМЛЯ (видеоролик), которая так прекрасна! Земля-это жизнь! И так важно, чтобы жизнь на нашей голубой планете продолжалась вечно!

А без чего невозможна жизнь на Земле?

(Без солнца, воды, воздуха, почвы).

Солнце, вода, воздух, почва – это живая или неживая природа?                                                                                                            (Неживая).

А что такое вообще природа?

(То, что нас окружает, но не сделано руками человека).

Посмотрите на слайд. Какое слово спряталось?

СМШГЕОЛОГШКУ (Геолог)

Кто такой геолог? Как он связан с природой?

(Человек, который ведёт поиски месторождений полезных ископаемых).

А что такое полезные ископаемые?

(Природные богатства, добываемые из недр (глубин) земли).

Значит, по какой теме будем продолжать работу?

(Полезные ископаемые).

Повторение ранее изученного.

Задание 1.

1.Какие полезные ископаемые используются в строительстве:

а) каменный уголь;

о)  песок, глина;

т)  гранит, мрамор?

2.Назовите самый лучший каменный уголь:

н) бурый;

л) антрацит;

п) обыкновенный?

3. Известняки-это ….

к) глина;

и) мел;

ч) мрамор?

4. Свойства глины:

р) горючесть;

у) сыпучесть;

н) вязкость?

5. При  разрушении гранита и кварца образуется :

б) мел;

о) песок;

г) каменный уголь?

Самопроверка.

Задание 2.

В какой из групп на столе лежит порода горного царства из шпата, слюды и кварца? Что это?

(Гранит)

Поднимите руку, у кого на столе самый лучший вид известняка? Что это?

(Мрамор)

У какой группы лежит  твёрдое, но хрупкое горючее полезное ископаемое? Что это?

(Каменный уголь)

Докажите, что вы держите в руках древнюю жизнь.

(Каменный уголь образовался 300млн. лет назад из древних папоротников и хвощей).

Настрой на новую тему

Учитель: Какое полезное ископаемое мне понадобится сейчас, чтобы записать дату и тему урока?

(Мел)

Запись даты.

Учитель: Определить тему поможете вы, когда ответите на вопросы в группах. Задания

на карточках.

Ф – Неэкономное использование полезных ископаемых?

О – К чему приведёт неумеренная охота?

Р – Неразумное использование бумаги и древесины.

Т –  Сжигание топлива.

(ОТВЕТЫ:

Т – загрязнение воздуха и воды;

О – исчезновение животных;

Р – вырубка лесов и обмеление рек;

Ф – истощение полезных ископаемых.)

Какое слово получилось? (Торф)

Сообщение темы урока. Запись в тетрадь.

Целеполагание.

Учитель: Что бы вы хотели узнать о торфе?

(Примерные вопросы:

– Что такое торф?

– Где в природе образуется торф?

– Из чего образуется?

– Как добывают?

– Свойства торфа.

– Использование. Значение)

Формирование новых знаний.

1. Что такое торф?

Ответ на этот вопрос найдёте в словарях.

(Торф – полезное ископаемое, плотная масса, образовавшаяся из перегнивших остатков болотных растений, используемое как топливо, удобрение, теплоизоляционный материал).

Рассматривание торфа (положить один кусок в воду для опыта).

2. Где в природе образуется торф?

Где образуется торф, когда отвечали на первый вопрос? (На болотах).

Более точный ответ на этот вопрос найдёт в учебнике 1 группа.

3. Как добывают торф?

Ответ найдёт 2 группа.

4. Где используют?

Задание 3 группе.

Ответы групп. Проверка понимания материала между группами. Обобщение учителя. Показ слайдов.

5. Свойства торфа.

Учитель: А теперь вернёмся к нашему опыту. Что можете сказать?

Что произошло с кусочком торфа? (Впитал много влаги (воды).

А сухой торф какой? (Лёгкий, пористый).

В сухом торфе в порах находится воздух. А воздух плохо проводит тепло. Это  ещё раз доказывает, почему торф используют как  укрывной материал и теплоизоляционный.

Можем ли мы использовать торф на нашей ферме? Докажите.

Торф тёмно-коричневого цвета, состоит  из остатков отмерших растений, которые легко отделить друг от друга. Торф лёгкий, легче воды. Сухой торф впитывает влагу и хорошо горит. Может  быть хорошим горючим  и хорошим удобрением.

Сообщение.

Экологические проблемы болот.

Перед вами выступит юный эколог (имя ребенка). Эколог – человек, который встаёт на защиту природного дома. А дом наш – планета Земля.

Издавна во всём мире ведётся работа по осушению болот. Громадные площади  болот  пришлось осушить при строительстве городов. Болота осушают не только

для строительства, но и для добычи торфа, который используется как топливо и в медицинских целях. Но при неправильном осушении болот происходит истощение питательных веществ, растения  испытывают недостаток влаги и усиливают опасность пожаров. Пожар в торфяной толще опасен тем, что распространяется под землёй и его очень трудно потушить.

Демонстрация слайдов или фильма о горении торфяников.

Учитель: Какой вывод можно сделать? Как люди должны использовать  природные богатства? (Только по назначению, беречь, жить в согласии с природой).

Закрепление новых знаний по микрогруппам.

Одна микрогруппа задаёт другой группе вопросы, которые  были поставлены в начале урока.

Рефлексия

Какие интересные сведения получили?

Как мы должны вести себя в природе?

Оценивание.

Учитель: Заканчивается наш урок. Поработали  хорошо. Обращаюсь с просьбой: берегите наш дом, берегите нашу планету Земля! А она взамен вам будет дарить жизнь!

Используемая литература:

1.      В помощь школьному учителю. Дмитриева О.И., Мокрушина О.А. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 4 класс, Москва «ВАКО» 2004.

2.      Никишов А.И. Биология. Неживая природа. 6 класс: учебн. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2009.

3.      Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. ООО «ИНФОТЕХ», Москва, 2008.

4.      Плешаков А.А. От земли до неба: Атлас-определитель по природоведению и экологии для учащихся начальных классов – 2-е издание. – М.: Просвещение, 2000.

Светлана Леонидовна Гусельникова, учитель Киселевской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида Пермского края

В прикрепленном файле – презентация к занятию.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте