search
main
0

Урок эмоциями не испортишь Но лучшая приправа к нему – логика

Говорят, “сколько людей, столько и мнений”. Перефразируя это высказывание, можно добавить, что “сколько педагогов, столько форм, методов и подходов в организации работы по своему предмету”. Не совсем правы те, кто считает, будто в образовательном процессе все уже давным-давно перепробовано и уже ничего нового придумать невозможно, остается лишь повторять прошлое. Да, но ведь каждый раз все повторенное не похоже на изначально задуманное, поскольку, кроме наследственности, есть еще и изменчивость – и это касается не только организмов.
Игровые задания в экологии применяются уже давно. Кроссворды, ребусы, криптограммы, шарады, чайнворды – кто из педагогов хоть раз в жизни не использовал их на своих занятиях? Любовь ИВАНОВА, учитель химии Новинской школы Володарского района Астраханской области, прислала на конкурс целую подборку подобных заданий. Единственно, что можно пожелать ей, так это побольше исключительно эрудированных учеников, ибо некоторые головоломки оказались не под силу даже членам жюри.
Зато разработки педагога дополнительного образования Людмилы БОРОДИНОЙ из села Погореловки Белгородской области кажутся достаточно простыми – по крайней мере, нам, взрослым. А ведь для малышей восстановить рисунок клетки, разделенный на несколько частей-фрагментов, наверняка не такая простая задача. Для занятий кружка “Юный гидробиолог” Бородина придумала специальную обучающую игру, основной принцип которой – передвижение по игровому полю в зависимости от правильности ответов.
Вечер в стихах, целиком посвященный лекарственным растениям, это, согласитесь, сильно. Самая трудная роль во всем этом представлении достается зрителям, которым необходимо запомнить не один десяток новых терминов и свойств растений. Тем не менее общее впечатление от конкурсной работы Галины ЭМИХ из города Камень-на-Оби Алтайского края весьма положительное.
“Как стать Геркулесом?” – задается вопросом Ирина АЛТУХОВА, заведующая эколого-краеведческим отделом Дома творчества детей и юношества Сергиева Посада Московской области. Очень красивая разработка внеклассного мероприятия предназначена для юношей 8-10-х классов. Чтобы приблизиться к мужскому идеалу, олицетворенному Гераклом, им необходимо выполнить 12 подвигов, в числе которых не только силовые, но и интеллектуальные испытания.
А коллега и землячка Алтуховой, заведующая информационно-методическим отделом Светлана ПОЛЯНСКАЯ прислала два материала. Первая игра – “Земля – мой дом”, в ходе которой участники проходят массу сложных испытаний, поют, пляшут, пьют на скорость из бутылки ром (то есть чай) и в конце концов предлагают свою концепцию благоустройства города “Чистограда”. Вторая игра – “Проделки Шапокляк”; в ней вредная старушка ехидными репликами и заковыристыми вопросами по экологии пытается загнать в угол доблестных учеников 1-5-х классов. Обе работы вполне могут быть использованы любым из экологов нашей страны и ближнего зарубежья.
Для организации и проведения научно-практической конференции требуются завидные организаторские способности преподавателя и недюжинные знания учеников. Здесь есть искушение пойти по пути выучивания уже готовых монологов и постановки урока как спектакля. Думается, Валентина БРЕДИХИНА, учитель биологии из Поныровской школы Курской области, сумела избежать этих моментов. Ее разработка конференции “Гены и судьбы” хоть и содержит некоторые недочеты, но все же выполнена на достаточно высоком уровне.
Интегрированный урок “Влияние окружающей среды на дыхание” (авторы учитель географии Елена МАЗЕИНА и учитель биологии Светлана ВЕРШКОВА из поселка Серва Кочевского района Пермской области) построен по классическим законам жанра, изобилует разнообразными видами работ и научной информацией. Но в нем авторы слишком перегрузили учеников сообщениями и почему-то совершенно не затронули такой вид загрязнения воздуха, как бытовое. А за окном плывут клубы дыма от горящих куч мусора и листьев…
Вячеслав МАКАРЕНКОВ, преподаватель химии и биологии профессионального училища N58 Орехово-Зуевского района Московской области, судя по присланным материалам, работает с будущими тружениками сельского хозяйства. Экскурсия на животноводческую ферму – важное мероприятие, в нем очень важен научно-практический подход, который блестяще реализовал педагог. А обобщающий урок по общей биологии, который проводится в форме устного журнала, поможет любому ученику запомнить, какое отношение имеют генетика и селекция к продуктивности пород сельскохозяйственных птиц.
Особое слово следует сказать о работах, присланных на конкурс из Ульяновского медицинского колледжа N2 (авторы разработок Елизавета ПАВЛОВА, Людмила ДРУЖИНИНА и Миляуша КАЛИМУЛЛИНА). На примере их можно увидеть, насколько сильно отличаются уровень школы и уровень колледжа. И отличие здесь даже не в том, что авторы используют другой тип оформления конспектов занятий, не в специфике работы студентов, а в узкоспецифичной направленности и углубленности тем, которые в школе изучаются достаточно поверхностно. К сожалению, это сильно затрудняет и даже делает невозможным использование опыта наших коллег из колледжа другими биологами страны. При этом должен выразить восхищение способностью авторов оформить работы методически правильно, красиво и в едином стиле.
Обычно учителя присылают разработки тех уроков и экскурсий, которые они уже проводили с собственными учениками в своем районе. И редко кто пытается адаптировать их для того, чтобы этим материалом могли воспользоваться коллеги из других природных зон и поясов. А вот Юрий ПРОКОФЬЕВ, биолог из Школы космонавтики города Железногорска Красноярского края, прислал сразу два варианта урока-экскурсии по изучению рекреационной дегрессии леса. Первый – апробированный, второй – переработанный для учителей, у которых другие условия и возможности.
Учитель биологии Ойской средней школы Ермаковского района Красноярского края Валентина ДАНИЛОВА поделилась опытом проведения урока-экскурсии по изучению видового состава хвойного леса, назвав его “самым добрым уроком”. На мой взгляд, получилось интересно, разве что ученикам здесь в основном отводится роль слушателей. А ведь тема экскурсии основана на знаниях, которые у ребят уже имеются.
Несколько иное впечатление оставляет работа Татьяны АРГУНОВОЙ, воспитателя из города Гусева Калининградской области. Занятие по познавательному развитию с экологическим направлением “Батискаф” проходит в виде диалога, в ходе которого педагог направляет рассуждения детей в нужное русло, позволяя им самим прийти к правильному выводу. И это при том, что разговор ведется о глубинных экосистемах океана!
Одна из конкурсных работ посвящена планированию и методическим рекомендациям по работе с учебником. Татьяна РОМАНОВА, учитель средней школы N2 города Лебедянь Липецкой области, детально разработала тему “Кожа”, разложив по полочкам каждую минуту урока. Учителю теперь точно известно, на каком этапе лучше всего преподнести тот или иной абзац, выполнить задание после параграфа или обратить внимание на конкретный рисунок. Что, естественно, не исключает свободы творчества детей и педагога.
Все в нашем мире можно и нужно воспринимать философски, убеждена Татьяна КАДОЧНИКОВА, учитель химии и биологии Кубанской средней школы Калманского района Алтайского края. Она прислала нам фрагменты рукописной книги “Экология души”, в которой особое место занимают диалоги с мудрецами. Как ребята могут прокомментировать или дополнить высказывания Блеза Паскаля, Данте Алигьери, Льва Толстого? Насколько актуальны сейчас слова, сказанные пятьсот, тысячу лет назад? Единственно, что хотелось бы добавить, что мало кому из педагогов удавалось устоять на этой зыбкой почве обсуждения чужих мыслей, не упав в болото демагогии и не утонув в словесной хляби.
Очень гармоничны по содержанию, доступны по восприятию и логически выстроены материалы Татьяны БАРАКОВОЙ, учителя начальных классов средней школы N2 города Грязовца Вологодской области. Педагог огромное значение придает эмоциональному аспекту в экологическом воспитании детей, неизменно подкрепляя его здравыми рассуждениями и результатами наблюдений. В ходе уроков, экскурсий и непринужденных бесед ученики узнают, что все растения и животные тоже живут и умирают (часто по прихоти человека), что в природе нет некрасивых или вредных организмов, что все живое происходит от живого и, если прервать эту нить, возродить жизнь не удастся.
Элементы психотренинга помогают настроить учеников на рабочий лад в начале урока, снять напряжение и усталость в конце. Марина КРЫЛАСОВА из школы N 7 города Краснокамска Пермской области начинает свой урок на тему “Уход за волосами. Прическа” с релаксации под негромкую музыку. Как вы знаете, подобные темы всегда интересны для детей, так как напрямую касаются каждого из них (кроме скин-хедов, конечно). Автор помогает ребятам уяснить, почему и как необходимо беречь волосяной покров, чем опасны химические красители и как лучше подобрать себе прическу.
Зачастую случается, что технологии и методики излагаются слишком пространно, замудренно и многословно. Но работа Ирины ЖИЛИНОЙ, биолога из села Троекурова Лебедянского района Липецкой области, понятна даже начинающему педагогу. Автор сумела предельно кратко и ясно изложить основные принципы “Формирования культуры умственного труда школьников в процессе преподавания биологии”. Ее разработка отличается четкой практической направленностью, богатой опытной базой и детально расписанным “способом применения”.
В завершение обзора хочется сказать, что конкурс в очередной раз показал: все работы наших педагогов выполнены творчески, имеют практическую ценность для коллег и достойны опубликования в том или ином объеме на страницах “Учительской газеты” и приложения “Сто друзей”.
Вадим МЕЛЕШКО,
шеф-редактор газеты “Сто друзей”, соросовский учитель

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте