search
main
0

Урок для младших школьников

Цели урока – игры

Научить детей не только видеть прекрасное вокруг нас, но и доказать им, что чудеса может совершать и каждый из нас – необходимо только быть честным, справедливым, помогать нуждающимся в твоей помощи, как это делали все положительные герои в сказках – “Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок”.

Действующие лица и исполнители:

Сказочник (родитель или старшеклассник)

Волшебница (учительница изо)

Реквизит:

1. Игровой барабан со стрелкой, разделенный на десять разноцветных секторов:

бордовый,

зеленый,

голубой,

синий,

белый,

алый,

желтый,

малиновый,

оранжевый,

коричневый.

2. Сумка Волшебницы, в которой лежат 6 конвертов с заранее написанными вопросами, “Музыкальная шкатулка”, папка-раскладушка “Художественная сказочная выставка”, “Сказочный сундучок”.

3. Костюм для Сказочника.

4. Костюм для Волшебницы.

Оформление кабинета изо:

Кабинет празднично украшен: здесь и выставка детских рисунков, поделок, сувениров и множество детских книг. На перемене звучат песенки сказочных героев.

Материалы к уроку для учителя: репродукции, иллюстрации, книги.

Материалы к уроку для учащихся: краски, кисти, альбом для рисования, простой карандаш, резинка.

Начало урока

Сказочник:

Я давно раздарил,

Дорогие ребята,

Те волшебные сказки,

Что слышал когда-то

От зверей и от птиц,

От березок и елей,

От костров и созвездий,

Дождей и метелей,

От рассказчиков многих,

Заморских и наших,

Сказок просит ведь каждый –

Ну как не раздашь их!

И когда вы за сказкой

Пришли ко мне снова,

Я не знал, где возьму ее,

Честное слово.

На замерзшие стекла

Растерянным взглядом

Посмотрел я – а сказка-то

Вот она, рядом!

Снежный замок, и в нем –

Ледяная темница,

И весна там

В плену у Кощея томится.

“Выручайте!

Невольницей долго ли буду?”

И летят гуси-лебеди к ней

Отовсюду:

“Мы на помощь спешим!

По тебе мы скучали!..”

И ударило солнце

В окошко лучами,

А лучи так теплы

И такая в них ласка,

Что взяла и растаяла

Зимняя сказка.

(Стихи Максима ТАНКА)

Сказочник:

Оказывается, если внимательно посмотреть на окружающий нас мир, то сказку можно увидеть повсюду. Она живет и в зимних узорах на стекле, и в больших снежных сугробах, и в тишине леса, и в звоне ручьев, и в радуге, появившейся на небе после дождя… Сказка окружает нас всегда. Надо только научиться видеть ее. А потом вы поймете, что сказку можете создавать и вы сами.

Сказочник подходит к игровому барабану, раскручивает волчком стрелку, говоря при этом свои “волшебные слова”:

Снит, снап, снурре,

Турре – базелюрре,

Крибле, крабле – бумс!

В кабинет входит Волшебница (учительница изо).

Волшебница:

Здравствуй, дорогой сказочник из сказки “Снежная королева”! Здравствуйте, девочки и мальчики, пришедшие на сказочную викторину!

Вы хотите увидеть чудеса вокруг себя и хотите научиться совершать чудеса сами? Если вы обещаете стать моими прилежными учениками, то я, добрая волшебница из сказки “Золушка”, охотно исполню эти ваши желания.

Сказочник, ступай в сад и принеси мне мою волшебную сумку.

(Сказочник приносит большую сумку. Волшебница касается ее волшебной палочкой, и Сказочник достает оттуда разноцветные конверты, “Музыкальную шкатулку”, папку-раскладушку “Сказочная выставка”, “Сказочный сундучок”. Волшебница раскладывает все это на цветные сектора игрового поля).

Сказочник:

Зимняя сказка может растаять, но не может растаять наша сегодняшняя сказка-игра!

Сказочник и Волшебница объясняют детям правила сказочной викторины:

бордовый сектор – сказки Пушкина, зеленый – сказки Ш. Перро, голубой – сказки Г.Андерсена, синий – “Сказочный сундучок” со сказочными предметами, белый – домашнее задание, алый – “Получите телеграмму”, желтый – “Художественная выставка”, малиновый – “Волшебные заклинания”, оранжевый – “Музыкальная шкатулка”, коричневый – “Сказочный аукцион”.

От команды выбирается капитан, который садится за игровой барабан. Зал разделен на две команды. Первой начинает играть та команда, чей капитан быстрее и правильнее ответит на вопросы Сказочника и Волшебницы.

Сказочник: Кто написал сказку “Снежная королева”? (Г.-Х.Андерсен).

Волшебница: Кто написал сказку “Золушка”? (Шарль Перро).

Начало викторины

Бордовый сектор

В секторе лежат несколько вопросов. Если стрелка игрового барабана указала на этот сектор, Сказочник и Волшебница разыгрывают один вопрос, который затем убирается и больше в игре не участвует.

Если же разыгрываются все вопросы сектора, то сектор больше не играет и игра переходит по часовой стрелке на другой сектор.

По этому же принципу играют все сектора “Сказочной викторины”.

В сказке “О рыбаке и рыбке” старик пожалел рыбку и отпустил ее обратно в море: “…Бог с тобой, золотая рыбка, Твоего мне откупа не надо; Ступай себе в синее море, Гуляй там себе на просторе…”

Как потом помогала золотая рыбка старику за его доброту? (Ответ: исполняла пожелания старухи).

В какой сказке Пушкина трудолюбивый работник совершал чудеса – своим умом, смекалкой, находчивостью заставил чертей оброк платить? (Ответ: Балда из сказки “О попе и работнике его Балде”).

Почему царевич Елисей из сказки Пушкина “О мертвой царевне и о семи богатырях” нарушил вечный сон мертвой царевны? (Ответ: он ее любил и хотел попрощаться с ней: “…На гроб невесты милой Он ударился всей силой. Гроб разбился. Дева вдруг Ожила…”).

“…Ты, царевич, мой спаситель, Мой могучий избавитель, Не тужи, что за меня Есть не будешь ты три дня, Что стрела пропала в море; Это горе – все не горе. Отплачу тебе потом! Ты не лебедь ведь избавил, Девицу в живых оставил, Ты не коршуна убил, Чародея подстрелил…”

В какой сказке Пушкина царевич спас девицу-лебедь? (Ответ: “Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди”).

Синий сектор: “Сказочный сундучок”

В сказках чудо совершают не только сказочные герои, но и сказочные вещи. Ведущий достает вещи из сундучка и просит назвать чудо, которое совершилось с их помощью.

Золотой ключик (он открыл потайную дверь).

Хрустальный башмачок (помог королевичу найти Золушку).

Стрела (убивала сказочных злодеев, указывала дорогу).

Веретено (принцесса из сказки Ш. Перро “Спящая красавица”, прикоснувшись к нему, укололась и упала замертво: так сбылось предсказание злой феи).

Горошина (помогла принцу найти настоящую принцессу).

Примечание: правило викторины прежнее – после указания стрелки на сектор “Сказочный сундучок” разыгрывается только один сказочный предмет.

Белый сектор: “Домашнее задание”

Домашнее задание оговаривается с командами заранее. Команда может спеть песенку любимого сказочного героя, показать фрагмент сказки, нарисовать иллюстрации, сделать поделки, нарядить куклу в костюм сказочного героя, станцевать танец любимого героя, придумать и написать свою сказку и т.д.

Зеленый сектор: “Сказки Шарля Перро”.

Кто помог бедной Золушке поехать на бал? (Ответ: старая ее тетка – добрая Волшебница). В сказке “Красная Шапочка” совершилось чудо – Красная Шапочка и ее бабушка были спасены. Кто, не побоявшись серого волка, спас их? (Ответ: дровосеки). Кто в сказке “Мальчик-с-пальчик”, не побоявшись смерти, спас мальчика-с-пальчика и его братьев в доме людоеда? (Ответ: жена людоеда).

Алый сектор: “Получите телеграмму!”

Какие сказочные герои могли отправить эти телеграммы?

Женюсь на девушке, которой башмачок придется впору!

(Ответ: королевич из сказки Ш. Перро “Золушка”).

Спасите!

Нас съел серый волк!

(Ответ: Красная Шапочка и ее бабушка).

Мышку уже съел!

(Ответ: Кот из сказки Ш. Перро “Кот в сапогах”).

Простое яичко уже снесла!

(Ответ: курочка Ряба).

Приезжайте, доктор,

В Африку скорей.

И спасайте, доктор,

Наших малышей!

(Ответ: гиппопотам из сказки Корнея Чуковского “Доктор Айболит”).

Желтый сектор: “Художественная выставка”

Творчество Виктора Михайловича Васнецова (1848-1926) тесно связано с русскими народными сказками, былинами, сюжеты которых он брал за основу своих картин.

Как называются эти картины и к каким сказкам художник их написал?

Примечание: в папке-раскладушке – репродукции картин.

По правилам викторины показывается по одной картине: “Богатыри”, “Аленушка”, “Снегурочка”, “Иван-царевич на сером волке”.

Малиновый сектор: “Волшебные заклинания”.

В какой сказке есть это волшебное заклинание?

“Ну, Иван-царевич, ложись спать: утро вечера мудренее”. (Ответ: “Царевна-лягушка”).

“Сивка-бурка, вещая Каурка, Встань передо мной, Как лист перед травой!” (Ответ: “Сивка-бурка”).

“Красная девица! Влезь ко мне в одно ушко, и в другое вылезь – все будет сработано”. (Ответ: “Крошечка-Хаврошечка).

По щучьему веленью,

А по моему прошенью!

(Ответ: “По щучьему веленью”).

Добро пожаловать, мороз;

Знать, Бог тебя принес

по мою душу грешную.

(Ответ: “Морозко”).

(По предложенному принципу составляются задания для голубого, оранжевого и коричневого секторов).

Волшебница:

Вот и закончилась наша викторина. Теперь вы знаете, что чудо в сказках совершалось тогда, когда сказочный герой добивался намеченной цели, побеждая злых героев своим умом, смекалкой, настойчивостью, сноровкой и силой, когда сказочный герой по-доброму относился к окружающим… Теперь и вы сами можете совершать чудеса, если станете такими же, как ваши любимые добрые сказочные герои.

Сказочник:

Закончилась викторина, но еще не закончен наш увлекательный урок.

Волшебница:

За десять оставшихся минут вы должны нарисовать любимый цветок сказочного доброго героя – чудовища из сказки Аксакова “Аленький цветочек”. Пусть ваш рисунок будет всем нам напоминать о нашем сегодняшнем уроке. Лучший рисунок получит в награду команда-победительница.

Урок-игра закончен. Под веселые мелодии Волшебница и Сказочник награждают команду-победительницу самым красивым рисунком – “Аленький цветочек”. Но и проигравшая команда не остается без приза – ей вручается заранее приготовленная учителем медалька. Звучит музыка. Дети уходят с урока.

Вера КОВАЛЕВА,

учитель изобразительного искусства 165-й средней школы

Новосибирск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте