search
main
0

Урок биологии в 8 классе на тему «Опорно-двигательная система. Осанка. Предупреждение плоскостопия».

На уроке формируются навыки здорового образа жизни. Раскрывается влияние физических упражнений на формирование опорно-двигательной системы. Разъясняются отрицательные последствия гиподинамии, плоскостопия, нарушения осанки. Происходит знакомство с методом самоконтроля и коррекции осанки, плоскостопия.

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

А.

1) Что входит в опорно-двигательную систему?

2) Какие функции выполняет опорно-двигательная система?

3) Назовите и покажите на скелете части осевого скелета?

4) Что относится к добавочному скелету? Покажите на скелете.

5) Где можно найти в скелете человека шов? Что это такое? Какие еще  есть виды соединения костей?

6) Где у мышцы хвост, а где голова?

7) Что такое гиподинамия? Чем она опасна?

Б.

1) Найдите и покажите грудино-ключично-сосцевидные  мышцы. Покажите движения: а) где эти мышцы действуют как антагонисты (поворот головы вправо, влево); б) где эти мышцы действуют как синергисты (опускают голову вниз).

2) На карточках написаны названия костей скелета. Ученики выбирают карточку и показывают на скелете.

В.

Какую работу выполняют мышцы рук при ручной стирке белья? (динамическую работу)

Какую работу выполняют мышцы спины при ручной стирке белья? (статическую работу)

Что устает больше спина или руки? Почему? (наиболее утомительна статическая работа, требующая сохранения однообразной позы или длительного удержания груза).

3. Изучение нового материала.

А. Составить план изучения нового материала.

– определение (осанки, плоскостопия);

– степени нарушения (осанки, плоскостопия);

– причины, вызывающие (нарушение осанки, плоскостопия);

– выявление нарушения (осанки, плоскостопия) у учащихся класса;

– меры профилактики нарушения (осанки, плоскостопия).

Б.  Изучение осанки по намеченному плану.

Состояние позвоночника очень важно для здоровья. В «списке болезней» школьников заболевания позвоночника занимают ведущее место: каждый третий ученик имеет нарушения осанки. Что же такое осанка?

Осанка – навык, обеспечивающий сохранение привычного положения тела человека  при стоянии, ходьбе, сидении, оно зависит от изгибов позвоночника, наклона таза и развития мышц скелета.

При правильной осанке голова и туловище находится на одной вертикальной линии, плечи развернуты и немного опущены, лопатки прижаты, грудь слегка выпукла, живот втянут, изгибы позвоночника нормальны. (Приложение 1).

В блестящих свитах принцев и принцесс среди мамушек и нянюшек, учителей и гувернеров всегда был человек, в чьи обязанности вменялось обучать будущих монархов держаться истинно по-королевски. «Ваше высочество, держите спину! – неустанно повторяли они. – Подданные должны узнавать повелителя не по одежде и короне. А по осанке». Величественную осанку – драгоценное наследие царской крови и воспитания, приобретенную в детские годы, они сохраняли до конца своих дней.

Круглая спина, плоская, кругловогнутая… страшновато звучит? Между тем это всего лишь медицинские термины, обозначающие те или иные нарушения осанки. Формируются они, чуть ли не в младенческом возрасте, а «вылезают», становятся особенно заметными в 6 – 7 лет, когда ребенок идет в школу.

Степени нарушения осанки:

– отклонения от нормы слабо выражены и исчезают при старании человека держаться прямо (если он контролирует себя);

– отклонения от нормы устойчивы, но связаны с нарушением мышечного аппарата.  Поддаются исправлению на занятиях лечебной физкультуры (корригирующая гимнастика); (Приложение 3)

– искривления позвоночника затрагивают скелет:

а) сколиоз искривления позвоночника в боковую сторону;

б) лордоз – искривления позвоночника в поясничном отделе кпереди;

в) кифоз – искривление позвоночника в грудном отделе кзади (сутулая, круглая спина).

По рисункам определите виды искривления скелета. (Приложение 2).

Какие причины способствуют нарушению осанки? Давайте в группах проанализируем ситуации и составим схему-кластер «Причины нарушения осанки».

Ситуация 1.

Неправильная походка. Она существенно ухудшает осанку. Осанка и походка сильно взаимосвязаны. При плохой осанке не может быть правильной походки, и неправильная походка формирует плохую осанку.

Ситуация 2.

Угнетенное настроение. Стресс приводит к нарушению осанки, из-за этого нарушается дыхание, кровообращение и очень страдает центральная нервная система, что еще более усиливает угнетенное состояние и плохое настроение.

Ситуация 3.

Недостаточная двигательная активность,

недостаточное пребывание на свежем воздухе,

переутомление,

слабое развитие мышц спины из-за малоподвижного образа жизни.

Ситуация 4.

Привычка носить тяжести в одной руке,

неудачно подобранные упражнения.

Ситуация 5.

Высокие каблуки.

Ситуация 6.

Неправильное положение тела вовремя сна. Нормальное положение позвоночника  может быть нарушено из-за привычки спать «калачиком» или с приподнятыми на подушке плечами, на слишком мягкой или неровной постели. Вредно также редко менять положение тела во время сна, так как нарушается кровообращение.

Ситуация 7.

Неправильное положение тела за партой.

Сообщение учащегося. Научно-исследовательская работа «Соответствие характеристики рабочего места антропометрическим показателям ученика».

Любое нарушение осанки – всегда признаки неблагополучия в детском организме, спутники многих хронических недугов. Они затрудняют работу сердца, дыхательной, нервной, почти всех систем.

Вы постоянно жалуетесь на головную боль, очень быстро устаете. Причина недомоганий повышенной утомляемости может быть в нарушении осанки.

Учащиеся выполняют лабораторную работу «Выявление нарушений осанки». Стр. 75. По итогам работы на доске составляется диаграмма (используется цветная бумага: желтый цвет норма, красный цвет отклонение от нормы).

Учитель: Подумайте, работая в группах, и предложите меры профилактики нарушения осанки.

Профилактика нарушений осанки

Профилактика развития нарушений осанки и сколиозов должна быть комплексной и включать:

а) сон на жесткой постели в положении лежа на животе или спине;

б) правильная и точная коррекция обуви;

в) организация и строгое соблюдение правильного режима дня (время сна, бодрствования, питания и т.д.);

г) постоянная двигательная активность, включающая прогулки, занятия физическими упражнениями, спортом, туризмом, плавание; (Приложение 3)

д) отказ от таких вредных привычек, как стояние на одной ноге, неправильное положение тела во время сидения (за партой, рабочим столом, дома в кресле и т.д.);

е) контроль за правильной, равномерной нагрузкой на позвоночник при ношении рюкзаков, сумок, портфелей и др.;

ж) плавание.

В рационе питания в этот период обязательно должны быть молоко, орехи,  масло, яйца, сыр, рыба, печень, морковь, помидоры, апельсины, изюм  и другие продукты, богатые микроэлементами (особенно кальцием и фосфором) и витаминами Д и А. От них в значительной мере зависит нормальный рост и развитие костной ткани.

В. Физкультминутка. (Одна из учениц показывает, весь класс за ней повторяет).

Это лоб, а это ушки, нос, язык, а это брюшко. Локти, плечи и лопатки, талия, коленки, пятки. Задание усложняется на голову надо положить книгу (задача учащихся, выполняя упражнение не уронить книгу).

Г.Изучение плоскостопия по намеченному плану.

Плоскостопие – деформация стопы, при которой уплощаются ее своды.

Виды плоскостопия:

а) Поперечное. Уплощается поперечный свод стопы, ее передний отдел опирается на головки всех пяти плюсневых костей, а не на 1 и 5, как бывает в норме.

б) Продольное. Стопа соприкасается с полом почти всей площадью подошвы.

Причины плоскостопия. Рассмотреть рисунки (Приложение 4) и составить схему-кластер «Причины плоскостопия»:

1) неправильно подобранная обувь (тесная обувь, обувь на высоком каблуке, обувь без каблука);

2) длительное хождение или стояние;

3) избыточная масса тела.

При плоскостопии нарушается мышечный и связочный аппараты стопы. Она расплющивается, отекает. Возникают боли в стопе, голени, бедре и даже в пояснице.

Учащиеся выполняют лабораторную работу «Выявление плоскостопия», стр. 75  (учащиеся дома должны сделать отпечаток стопы).

По итогам работы на доске составляется диаграмма (используется цветная бумага: желтый цвет – норма, красный цвет – отклонение от нормы).

При плоскостопии нарушается основная амортизационная функция стопы, ухудшается осанка, что приводит к деформациям позвоночника. Это, в свою очередь, становится причиной сотрясения,  смещения и нарушения функций внутренних органов, а так же образования микрокровоизлияний в головном мозге, которые могут вызвать головокружение, повышенную утомляемость.

Учитель: Подумайте, работая в группах, и предложите меры профилактики плоскостопия. Рассмотрите и запомните упражнения, рекомендуемые людям, страдающим плоскостопием. (Приложение 5).

При значительно выраженном плоскостопии применяют специальные стельки – супинаторы. Они поддерживают стопу в нужном положении. Это не только улучшает положение костей стопы, но и костей голеностопного, голенного и тазобедренного суставов.

4. Рефлексия.

1. Работа в группах.

Учитель: Что вы скажите людям, которые носят такую обувь?

а) туфли на высоком каблуке;

б) кроссовки (обувь на сплошной подошве, тесную).

Объясните поговорку «Без осанки конь – корова».

Неправильная осанка ухудшает фигуру, общий облик и делает человека малопривлекательным. Сгорбленная спина старит даже очень молодого человека. Правильная  осанка делает фигуру человека стройной и красивой. Правильная осанка не дается человеку от рождения, а приобретается им. Она вырабатывается в детстве и юности, а после 18 лет выправить ее недостатки очень трудно.

Используя выданный предмет (еловую шишку), придумайте упражнения для профилактики плоскостопия и профилактики нарушения осанки.

2. Подведение итогов урока «Метод пяти пальцев».

М.(мизинец) мыслительный процесс: Какие знания, опыт я сегодня получил на уроке?

Б.(безымянный) близкие цели: Что я делал на уроке, чего достиг?

С.(средний) состояние духа: Какое у меня настроение на уроке?

У.(указательный) удивление: Что меня удивило, поразило на уроке?

Б.(большой) бодрость, физическая форма: Что я сделал (сделаю) для своего здоровья?

5. Домашнее задание.

Параграф 15. Определить, соответствует ли ваше домашнее рабочее место вашим антропометрическим показателям, проведя соответствующие измерения. (Приложение 6).

Галина Денисова, учитель биологии Козьминской средней школы Ленского района Архангельской области

Приложения – в прикрепленном файле.

Фото с сайта http://www.liveinternet.ru.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте