search
main
0

Уравнение с несколькими неизвестными. Что включать в критерии оценки работы

Какова роль классного руководителя в сегодняшней школе? Как изменит его функционал ежемесячная президентская надбавка в тысячу рублей? Каким образом можно повысить его статус? И надо ли его аттестовывать? Эти и другие вопросы обсуждали недавно на «круглом столе» в Липецке директора сельских и городских школ, представители муниципальных органов управления образованием и Института развития образования. Важно, что классными руководителями в свое время были практически все из выступавших. А председатель Департамента образования и науки администрации Липецкой области Юрий ТАРАН даже защитил по этой тематике кандидатскую работу. Напомним, что Липецкая область уже не в первый раз активно включается в обсуждение самых актуальных проблем образования. Предыдущий «круглый стол», посвященный критериям отбора лучших школ и учителей на право получения президентских премий, состоялся в Липецке в октябре. «Учительская газета» писала об этом в №44 за 1.11.2005 года.

Юрий ТАРАН, председатель Департамента образования и науки администрации Липецкой области:

– Постановление об институте классного руководства в советской школе было принято Советом народных комиссаров в 1934 году, и до сих пор жизнь в школе во многом зависит именно от этих людей.

Работали всегда по-разному. Бывало, что классные руководители говорили: «Скажите спасибо, что за такие копейки я заполнила классный журнал и провела родительское собрание». Фактически деятельность классного руководителя сводилась к выполнению некоторых формальных обязанностей. Конечно, были и те, кто работал полноценно.

Но все меняется. Становятся другими формы работы, подходы к классному руководству, формируется новый функционал.

Теперь педагогическое сообщество активно обсуждает, что будет с классным руководителем в условиях реализации национального проекта. Поэтому сегодня хотелось бы поговорить о том, как повлияют дополнительные выплаты на повышение благосостояния классного руководителя и эффективность его работы.

Игорь ТОЛСТЫХ, и.о. первого проректора Института развития образования Липецкой области:

– Сегодня взят курс на поддержку лидеров образования, а поддержка классных руководителей фактически утверждает их в этом статусе и ставит задачи воспитательной работы в школе на первое место. Именно к классному руководителю пришел первый финансовый бонус национального проекта. Для кого-то это серьезная помощь, для кого-то она кажется недостаточной. И все-таки наша задача – помочь классному руководителю определить свои обязанности в новых условиях таким образом, чтобы он смог работать на развитие и перспективу.

Юрий ТАРАН:

– На мой взгляд, важно, чтобы в педколлективах четко определили функционал классных руководителей. Знаю, что некоторые директора уже сообщили своим «классным» о том, что в связи с президентской тысячей надбавка из надтарифного фонда уменьшится. Получается, директор априори считает, что классный руководитель эффективнее работать не станет. Справедливо ли это? И как вы, коллеги, полагаете, может ли президентская надбавка реально улучшить качество работы классного руководителя?

Эвелина ЕЛФИМОВА, директор средней школы №1, город Усмань, Липецкая область:

– Вполне может, нужны только четкие критерии его работы.

Лариса МАЗУРОВА, директор средней школы поселка Лески Краснинского района Липецкой области:

– Нужно еще и желание взять классное руководство. Вот у меня малокомплектная сельская школа. По нормативам – 14 учеников на селе – президентской тысячи ни один классный руководитель не получит. Доплачивать сможем по 350-400 рублей. Молодежь, что учится в педвузе на заочном, от классного руководства отказывается, мол, предстоит дипломный год. Думаю, если бы они получали более существенное вознаграждение, классное руководство бы за собой сохранили.

Александр ПОНАРЬИН, директор средней школы села Вторые Тербуны Тербунского района Липецкой области:

– Большинство школ в сельской местности малокомплектные с классами, где два-три ученика. В этом случае доплата будет маленькой, а работа все равно останется весьма существенной. Так не лучше ли назначить одного классного руководителя на несколько классов? Тогда его работа будет более системной.

Виктор ЦОПА, директор гимназии №1, Липецк:

– А я считаю выплаты в рамках национального проекта компенсацией за провал правительства и президента в области образования. Такое соотношение зарплаты учительства к зарплате в промышленности недопустимо. Хотелось бы верить, что национальный проект – первый шаг к исправлению ситуации. Пока же в школу поступит не вознаграждение, а компенсация за работу, которую выполняет учитель, классный руководитель или образовательное учреждение в целом.

Повысит ли КПД классного руководителя президентская тысяча? Думаю, нет. Во многом его деятельность зависит от личных качеств. Хорошо люди работали и при низкой доплате, потому что понимали, что они учителя. А плохой классный руководитель вряд ли станет трудиться лучше и при более высокой оплате. Так что в целом все останется по-прежнему.

Ольга УСАЧЕВА, директор средней школы №1 села Доброе Добровского района Липецкой области:

– А в нашей школе изменения по оплате классного руководства педагоги восприняли доброжелательно, в отличие от предыдущих повышений, когда зарплата увеличивалась на 10 процентов и на деле съедалась инфляцией. Сейчас люди действительно почувствовали, что отношение к работе классного руководителя в стране изменилось. Тысяча рублей – сумма существенная. Мы внесли дополнительные изменения в локальный акт по классному руководству, утвердили специальное положение и дополнительные критерии. Их, кстати, очень серьезно обсуждали. И мое мнение – изменения в работе классного руководителя должны быть.

Сергей КОМАРОВ, директор средней школы №1, город Задонск, Липецкая область:

– Если взять уже существующие должностные обязанности классного руководителя, становится понятно, какая это серьезная работа, да еще при существенной загруженности. Многие ведь имеют не одну ставку. Поэтому в идеале классные руководители должны быть освобожденными и работать на параллель. Тогда и результат получится ощутимый. И это вполне реально. Просто надо продумать механизм оплаты.

Эвелина ЕЛФИМОВА:

– А у нас в школе уже объявлен конкурс на замещение вакансий классного руководителя в пятых классах. Претендентов немало. Поэтому мы разработали критерии отбора. Чего мы требуем? Классный руководитель должен иметь четкую программу воспитательной работы не на один год, помогать личностному росту ребенка в зависимости от возрастных и психологических особенностей. Он должен видеть конечный результат. Конечно, мы будем оценивать и личностные качества претендентов.

Ираида ТИХОНОВА, директор средней школы №53, Липецк:

– Почему многие отказываются от классного руководства даже с нынешней надбавкой в тысячу рублей? Потому что это серьезная ответственность и очень большая нагрузка. По-хорошему классный руководитель не должен иметь 25 часов нагрузки. Максимум – ставку в 18 часов. Тогда будет отдача. А еще очень важен отбор претендентов, ведь результативней работают опытные «классные». У них есть взаимопонимание с детьми и родителями. Никто из взрослых им не скажет: «Вам тысячу прибавили, вот и воспитывайте». К сожалению, в пединститутах к классному руководству не готовят…

Надежда КИРЮХИНА, директор средней школы №2 села Чернава Измайловского района Липецкой области:

– Действительно, не каждый предметник способен быть классным руководителем. Я сама работаю 25 лет в школе, из них 20 лет директором, а начинала с вожатой, прошла все ипостаси и убедилась, что воспитательная работа в школе – основная. Сначала воспитай, потом давай знания, а не наоборот. Иначе ничего не получается.

Мы в школе длительное время работали над воспитательной системой, пробовали все и пришли к выводу: нужно, чтобы в школе были и классные руководители, и освобожденные классные руководители, и группы продленного дня. Как это сделать? У нас с 1-го по 4-й класс вместе работают (контингент пока позволяет) учитель и воспитатель. В начальной школе классный руководитель – вторая мама, и в вузах педагогов для начальной школы, к счастью, готовят хорошо. Предметники же воспитательной работе уделяют мало времени. Поэтому в 5-й класс в качестве классного руководителя у нас приходит воспитатель группы продленного дня. Это адаптационный период. А с 6-го по 11-й класс работают три освобожденных классных руководителя. Нагрузка у них по 4-6 часов, работают они вместе с психологом и социальным педагогом, проводят психологические консилиумы, если есть проблемы, приглашают родителей, ребенка и его учителей. К чему мы пришли? У нас ни один ребенок не стоит на учете в милиции. Мероприятия, которые проводят освобожденные классные руководители, проходят на высоте. А вот обычному классному руководителю сложнее, потому что времени меньше. Ему и на переменах не всегда удается пообщаться с подопечными – к уроку готовиться надо. И сейчас, когда прибавили классным руководителям, мы ошарашены, а что же освобожденных – разгонять? Им-то доплачивать не будут! А у них огромный опыт работы!

Вячеслав СЕМЫНИН, директор средней школы села Фомино-Негачевка Хлевенского района Липецкой области:

– У нас малокомплектная сельская школа, и практически каждый учитель является классным руководителем. И я думаю, что получение президентской доплаты положительно скажется на воспитательной работе. У директора появляется реальная возможность влиять на выбор классного руководителя и требовать отдачу.

Николай СИМАКОВ, директор средней школы села Толстая Дубрава Становлянского района Липецкой области:

– Очевидно, что личные качества классного руководителя выходят на первый план. Нужно не только вести тщательный отбор, но и предъявлять ясные требования к классному руководителю. Он должен понимать, чего от него хотят. Мы доплачиваем классным руководителям из надтарифного фонда. Оцениваем качество проведения воспитательных мероприятий, работу с родителями и в неблагополучных семьях, ведение документации… Самое главное – подводить итоги работы надо открыто и решать всем педколлективом, кто достоин в течение квартала получать установленную надбавку.

Владимир БЕЛЕВИЧ, директор средней школы села Первомайское Лев-Толстовского района Липецкой области:

– В малокомплектных школах проблемы схожие. Контингент в пределах 70 человек. В начальной школе учатся человек двадцать. Поэтому я сторонник объединения: у одного классного руководителя может быть несколько классов. Какое мероприятие проведешь с двумя учениками? Хорош путь совместной работы классного руководителя, воспитателя группы продленного дня, вожатого и заместителя по воспитательной работе. Такая цепочка дает максимальный результат. Необходимы и методические объединения классных руководителей. Это также влияет на качество их работы. А вот аттестация классных руководителей – дело далекого будущего.

Любовь КОЛЫХАЛОВА, директор основной школы села Павелка Лебедянского района Липецкой области:

– У нас в районе давно уже есть методические объединения классных руководителей, это большая помощь. А вот аттестация может и навредить, многих это подтолкнет бросить классное руководство.

Владимир СТАНКЕВИЧ, заведующий кафедрой управления педагогическими системами факультета повышения квалификации Липецкого государственного педагогического университета:

– Я не вижу прямой зависимости между выплатой вознаграждения и повышением качества работы. Нужно очень четко определить функции классного руководителя и платить ему за конкретную работу. А что с него требовать? Давайте заглянем в Приложение к приказу Минобрнауки РФ – Методические рекомендации об осуществлении функций классного руководителя педработниками государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений. Там перечислены функции и должностные обязанности классного руководителя. Я считаю, что это работа не для одного человека, а для целого педколлектива. Например, аналитико-прогностическая функция: изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития. Скажите, пожалуйста, а что будет делать в классе психолого-педагогическая служба, если эту работу переложат на классного руководителя? Еще пример. Индивидуальное взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом класса в целом. Разве только один классный руководитель обязан этим заниматься? Он даже должен «оказывать помощь обучающимся в формировании коммуникативных качеств». А что будут делать учителя русского и иностранного языков, литературы? Я называю эти примеры, чтобы подчеркнуть, насколько важно составить адекватные требования к функционалу классного руководителя.

Меня настораживает то, что акцент в воспитательной работе мы сдвигаем в сферу деятельности только классного руководителя. А что же остальные учителя-предметники? Нельзя повысить качество воспитательной работы без повышения качества деятельности всех педагогических кадров. Если педагог не понимает и не использует воспитательную возможность своего предмета, классный руководитель мало что сделает. Воспитательная работа в школе складывается из усилий всего коллектива.

Татьяна ФЕДЕНКО, начальник отдела финансов и статистики Департамента образования и науки администрации Липецкой области:

– Недостаточно продуман вопрос о том, что есть классы с большей наполняемостью, чем норматив 25 человек в городских и 14 – в сельских школах. Доплаты сверх норматива возможны только из средств областного бюджета. Это проблематично. Федеральный бюджет на сегодняшний день предусматривает 61 миллион 992 тысячи рублей на реализацию этого проекта, нам не хватает на единый социальный налог 26 миллионов. Из областного бюджета по нашей нормативно-правовой базе на сегодняшний день мы выплачиваем 57 миллионов рублей. Мы как раз гибко учитываем наполняемость классов. Что же касается старших воспитателей, то проблемы я здесь не вижу: вознаграждение будет выплачиваться педагогическим работникам, а старший воспитатель, так же как и логопед, является педработником согласно перечню должностей. Поэтому доплата ему также будет производиться. В нашем областном законе о порядке, размере и условиях выплаты вознаграждения классным руководителям мы постарались детально учесть механизм прохождения денег. Люди получат положенное в срок. Выплаты будут производиться по отдельной платежной ведомости: как областная надбавка, так и федеральная. Руководители должны быть к этому готовы.

Нина ЦЕЛИЩЕВА, председатель обкома Профсоюза работников народного образования и науки РФ Липецкой области:

– Хотела бы отметить, что инициативы президента по национальным проектам возникли не случайно. Во многом это результат активной работы профсоюза.

Что же касается классных руководителей, то, уважаемые коллеги, отнеситесь очень внимательно к распределению функций, не перебарщивайте. Согласно закону трудовая неделя учителя складывается из 36 часов. И не обязательно он за один раз должен отработать все часы по классному руководству. Учитывайте, что бывают и экскурсии на природу, и турпоходы, и посещение театра. Хороший классный руководитель отработает все сполна.

Марина СОЛОДКОВА, заведующая кафедрой теории и практики воспитательной работы Института развития образования Липецкой области:

– Я тоже считаю, что выплата надбавки ни в коей мере не связана с эффективностью работы. Классные руководители, которые до этого времени работали добросовестно, с душой, переживали за свое дело, так и продолжат трудиться. И все-таки отношение к выплате надбавки в школах неоднозначное. Есть обиженные. Предметники, например, теперь могут отказать классному руководителю в участии в его мероприятиях. Мол, тебе тысячу доплачивают, вот сам все и проводи. И пока у нас в школе не будет единства мыслей, чувств и видения содержания деятельности всех подразделений школы, будут раздоры, обиды.

Несомненно, эффективность работы классного руководителя зависит от мажорного отношения в коллективе. Если есть атмосфера единства и взаимопонимания всех работающих в школе, если есть культура общения, толерантность, результат будет ощутимым. Многое зависит от того, как администрация относится к своим «классным». Ведь их статус можно повышать не только денежной премией, но и добрым словом, человеческим отношением. А некоторые классные руководители сегодня боятся пристрастных проверок. Часто руководство – карающий меч, а не рука помощи и поддержки. А нужно, даже если что-то не получается, просто помочь. Отметить хоть какую-то изюминку, сказать об этом на педсовете: «Вот это получилось, а над этим еще стоит поработать». Такой доброжелательный подход станет стимулом для роста классного руководителя.

Подытоживая дискуссию, участники «круглого стола» единодушно согласились с тем, что обратной стороной новых требований к работе классного руководителя должны быть поддержка, наставничество, возможность развития. Необходима атмосфера для творчества, инициативы. Здесь уже многое зависит от руководителя. К шагу вперед иногда надо подталкивать, провоцировать коллег на участие в различных проектах. И чем больше в итоге в коллективе будет педагогов, достойных президентских премий и других наград, тем лучше для всех.

Говорили напоследок и о том, что учительство ждет достойной оплаты за свой труд. Тогда в школе будут работать лучшие. К этому, собственно, и стремятся в Липецкой области. До

10 марта тут суммируют все предложения по повышению эффективности целевого приема в педвузы и системы повышения квалификации, обсудят, как улучшить систему педпрактик и привлечь выпускников педвузов в школу. Эти задачи здесь ставят в продолжение реализации национального проекта, и решать их собираются сообща.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте