Она, как карманная батарейка, несет в себе одновременно отрицательный и положительный заряды. Заряды легко ранят, но прежде всего ее же собственную душу.
С нею, наверное, тяжело: эмоции плещут через край. Но, обидев кого-то, она всегда способна признать свою вину и первой пойти на мировую. Сильные великодушны.
С утра до позднего вечера, а то и до ночи в ее жизни – репетиции, концерты, обычные занятия. Образ нового танца приходит иногда так неожиданно… Взмах ресниц еще не проснувшихся глаз – оригинальное па. Бежит вслед за трамваем, на который вечно опаздывает, – новый жест. Стоп! Повторить! Прямо тут, на остановке, не замечая удивленного люда. Так. И еще. Очень хорошо. Нужно с девчатами попробовать. А трамвай уже ушел…
Итак, Светлана Гришечкина – художественный руководитель образцового ансамбля танца “Детство” и творческого центра “Поиск”, заслуженный работник культуры России. За ее плечами 20 лет руководства одним из старейших танцевальных коллективов в Челябинске.
– На протяжении всех этих двадцати лет во мне не убывало желание уйти. Дело, дескать, не мое, несерьезны мои танцы, случайны. Хотя в жизни нашей нет случайностей. Все человеку предназначено судьбой. Где-то на небесах. Как начертано, так и будет, – рассказывает Светлана Ивановна. – Я пыталась уйти, но не ушла… Я ведь и родилась-то в клубе. Мама жила в Краснодарском крае, дали ей при клубе комнатушку. Вот в этой комнатушке, в клубе, я и родилась…
Во дворец Челябинского тракторного завода она пришла еще девочкой. Жила тогда в деревне Новое Поле Сосновского района. Она очень хотела танцевать и уговорила маму свозить ее в Челябинск. Набор в хореографическую студию уже закончился, но Свету взяли. Так и обозначилась с тех пор вся ее жизнь: в любую погоду, будь то снег или дождь, ездила она заниматься танцем. Словно семя незабудки, вцепившись в землю, пыталась ухватиться, прорасти и расцвести.
Ею руководили великолепные педагоги – солисты театра Вдовин, Постников, Мещенина, заслуженный работник культуры России Бондарева. Была еще работа в Каштаке, в поселковом клубе. И до сих пор в ней живет ностальгия по той сельской жизни.
– Я была там свободна. Танцевала все, что хотела, и никто меня не останавливал: нельзя, не положено. Люди приходили на праздник, смотрели спектакли, танцы, им нравилось, они хлопали и смеялись, – вспоминает Гришечкина. – Когда я пришла во дворец, возникла масса препятствий. Худсовет проверял… В исполком меня вызывали и говорили: надо сделать танец труда, танец, посвященный комсомолу… А мне претило все это.
Свою жизнь она всегда оценивает как борьбу. Лишь коллектив, свой, родной танцевальный, согревает душу. Мелькание ног, улыбки, лица ребят – с утра до вечера. Благо две помощницы, ее бывшие воспитанницы Алла Акульшина и Ольга Основина, всегда рядом, готовы заменить и помочь. Танец – это не только красота. То, что на сцене, – трехминутное, точно отрепетированное костюмированное действо, – лишь итог, в который вложена не только ее, Гришечкиной, идея, но и пот юных артистов.
…”Детство” выросло. Малышами все приходили, а теперь, естественно, повзрослели и не хотят уходить из любимого танцевального коллектива. Да и Гришечкина этого не хочет. Надумали даже сменить название, чтоб и старшим место найти, но не решились: все-таки “Детству” уже за 50 перевалило. Пришла идея – на базе детского ансамбля выделить для повзрослевших танцоров творческий центр “Поиск”. Так возник второй, взрослый, танцевальный коллектив во дворце. Гришечкина видит в этом нормальную, здоровую рабочую конкуренцию.
Дворцу сегодня непросто, “Детству” тоже. Завод – главный спонсор – обнищал. Денег на культуру выделять не может. А родительская плата за занятия детей не способна восполнить все затраты. “Детство” ищет спонсоров на стороне, готово за помощь расплачиваться танцами. Дворец же не желает отпускать его. Ведь взять хотя бы новогодние представления для детей тракторостроителей – они полностью в прошлом году легли на плечи ребят и педагогов из “Детства”: 40-минутное действо на сцене – монолитный спектакль “Новогодние гулянья” – заслужило особой похвалы.
Появился “Поиск”- появились и новые танцы. Взрослые и удалые. А в противовес пионерским, которые ей, кстати, тоже удавались, она бросила вызов и поставила “Канкан” на музыку Оффенбаха. Танец, известный публике. Ни одно кабаре без него не обходится. Но чтоб “Канкан” танцевали дети!
– Мне хотелось не вызов бросить, а устроить праздник в жизни. Моим ребятам сегодня 18-20 лет. Возраст задора, жизнелюбия, им только “Канкан” и танцевать, – говорит Гришечкина. – Есть там маленькие вольности, как некоторые считают: девушки с джентльмена фрак снимают. Но ведь это шутка! Танец-шутка. Его нужно смотреть и наслаждаться, а не думать о том, что девочки ноги оголили, а молодого человека в трусах семейных оставили.
Танец этот мы на 60-летие дворцу подарили. Показали, нам похлопали, а после одна дама ко мне подходит и говорит: “Светлана Ивановна, лет 20 назад вас бы за такое уволили с работы”.
Не знаю, как насчет увольнения, но “Канкан” действительно зажигает. И когда на презентации “Поиска” им завершали программу, то зрители – мамы и папы, бабушки и дедушки – все ладошки отбили. Прекрасные костюмы – девушки в красных платьях из воздушного газа, юноши – в белых фраках и цилиндрах, прекрасная музыка, прекрасная хореография – все зажигает!
“Детство” всегда и везде принимали хорошо. Их танцы уже стали классикой. Городские и областные концерты, ни один конкурс не обходились без “Детства”. У него много званий. И среди лауреатов конкурсов есть скромное – участник телешоу “Утренняя звезда” Игоря Николаева. А недавно они покорили Уфу, а заодно и одного известного итальянца.
…Она была готова разрыдаться. Может, и разревелась бы от обиды, как десятилетняя девчонка, да нельзя было: за ее невысокой, хрупкой спиной стояли пятьдесят мальчишек и девчонок, и ради них она должна была оставаться твердой духом.
…Уфа встретила их не очень гостеприимно. “Детство” победило в конкурсе, посвященном старейшему хореографу Урала Наталье Николаевне Карташовой. В награду коллективу оплатили путевки на третий международный фольклорный фестиваль “Богат талантами Урал”. Но вместо фестиваля Уфа проводила простой праздник города, и “Детство” оказалось не у дел. Коллективов со всего Урала приехало много, площадок для выступлений не хватало. О гала-концерте, который должен был состояться в Театре драмы, Гришечкина узнала случайно.
За два часа до отхода поезда они буквально прорвались в драматический театр. Зал полон, и, совсем по-пушкински, ложи блещут, а в жюри каждый второй – иностранец. Светлана Ивановна бросилась к режиссеру концерта: понимаете, наш коллектив… победитель, ребята умницы… поставьте в программу, не пожалеете.
Режиссер сдался: блеснувшие слезы в глазах встревоженной женщины подкупили.
– Есть номер на две минуты? – спросил он.
– Есть! Не моргнув глазом, соврала Гришечкина. – “Уральская веселуха”.
Зазвучала фонограмма, и на сцену яркие, как бусинки, высыпали ребята. Две минуты пролетели, как мгновение. Режиссер, сообразив, что танец еще в самом начале, кричит: “Где Гришечкина!” Спрятаться не удается, и она опять, не стесняясь, лукавит: “Скоро кончится, танец всего четыре с половиной минуты длится”.
Но “Веселуха”, как ей и положено, кончается через 10 минут. Зал взрывается аплодисментами. Зрители удивлены: откуда вдруг появился этот коллектив?
Сам Гамозини, известный итальянский хореограф, председатель жюри, в порыве чувств выбегает на сцену, хватает на руки Катюшу Лукину, шестилетнюю солистку, прижимает, целует. Гала-концерт приостановлен, “Детству” вручают незапланированный приз зрительских симпатий.
Татьяна НАХТИГАЛЬ
Челябинск
Комментарии