search
main
0

«Ура, Вероника Сергеевна!»

Счастье - когда за тебя переживают и радуются твои воспитанники

Наша героиня – Вероника МУШКАРИНА, учитель английского языка. Мы встретились с ней почти сразу после того, как лучший учитель Челябинской области, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России» была назначена исполняющей обязанности директора академического лицея №95 Челябинска.

В роду дедушек и бабушек Вероники Мушкариной соединились две русские реки – Волга и Енисей. Мама победительницы тоже была учителем. Она обучала школьников начальных классов. Наверное, предчувствуя переломный момент своей жизни – победу в профессиональном творческом состязании, – Вероника Сергеевна вдруг всерьез заинтересовалась историей своей семьи, своих дедов и прадедов.

Наш разговор с педагогом, чье имя прочно вошло в историю педагогического сообщества в 2022 году, затронул темы семьи, знакомства с будущим мужем, воспитания детей, и, конечно же, мы говорили о профессии учителя, получившего великое право дотронуться до души ребенка. При этом нельзя было не спросить Веронику Сергеевну о большой ответственности, которая теперь лежит на ее плечах.

– Я никогда не мечтала стать директором, – рассказала она. – Был разговор в преддверии большого конкурса с друзьями. Мне говорили, это частая история, когда участники конкурса двигаются по служебной лестнице. В нашем лицее сегодня обучаются и воспитываются около 2500 детей (это вместе с детским садом), работают 180 сотрудников. Это сильная команда: педагоги, заместители, завучи. Я пришла сюда десять лет назад, после института, и все это время трудилась простым учителем, по­этому всех знаю, меня тоже все знают. Конечно же, чувствую так необходимую сейчас поддержку своих коллег. Понимаю огромную ответственность руководителя образовательной организации. Хочется заметить, что административная работа сильно отличается от учительской. Сейчас приходится перестраивать привычный процесс работы вплоть до выработки новых нейронных связей и привычек. Когда ты учитель, задача решается довольно быстро. Например, нужно заполнить журнал – зашла в аккаунт Сетевого Города и заполнила. Нужно проверить тетрадки? Села и проверила. Подготовиться к уроку? Взяла необходимую литературу и вспомогательные материалы и подготовилась. Это похоже на чек-лист. Как отмечать пункты по мере готовности дела. А когда ты директор, в голове приходится удерживать целую прорву нюансов. Напоминает столь любимую детективами доску с красными нитями, которая постоянно находится у тебя перед глазами. Нужно видеть связи, помнить детали, просчитывать вероятные последствия и при этом учитывать общие интересы учителей, детей, родителей. И в этой паутине находить компромисс.

Мы общаемся с Вероникой Сергеевной в большом и красивом кабинете директора лицея. Она не спеша рассказывает о том, как еще девчонкой ей хотелось быть учителем, как важна ранняя профориентация, как полезно знакомить детей с разными профессиями еще в детском садике.

– Важно, чтобы ребенок многое узнал и начал познавать себя, – продолжает педагог. – Ведь прежде, чем попробовать, надо себя познать. Да, это бесконечный процесс, я до сих пор удивляюсь самой себе, открывая что-то новое. Став учителем английского, я преподавала в начальной школе, моя душа там. А потом пришел новый опыт обучения школьников двенадцати лет, это шестые классы. В числе профессиональных актуальных методик – коммуникативный метод, проектные технологии и развитие исследовательских компетенций у детей. Суть коммуникативного метода в том, что, если ты сама не разговариваешь на языке, вряд ли его можно изучать. Всегда вызывают сомнения уроки английского, на которых тишина, поэтому на моих занятиях шумно. Но это рабочий шум. Ведь тут дети получают навыки, которые помогут им в проектно-исследовательской деятельности. К примеру, изучая продукты питания, мы на уроке вместе с учениками замешиваем тесто, хотя это никакая и не технология. А что лучше всего очистит грязную монету? Проговариваем на иностранном языке весь процесс, пробуя класть монету в воду, лимонный сок, картофель, тем самым побуждая к исследовательской деятельности. Такой подход соответствует обновленному государственному образовательному стандарту, в котором отражена необходимость формирования функциональной грамотности у школьников. Мне важно не просто дать детям знания, а научить применять их в разных сферах своей жизни. То есть чтобы ребенок не просто выучил слова по теме «Продукты питания», а был способен, взяв аутентичную кулинарную книгу на иностранном языке, приготовить дома блюдо по рецепту из этого издания.

Решиться принять участие в профессиональном состязании на всероссийском уровне было несложно, особых сомнений у Вероники Мушкариной не было. «Да, участвую», – решила она и начала готовиться вместе со специалистами Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования. Интересно, что, готовя свою визитную карточку, Вероника Сергеевна указала столько своих умений, увлечений, что невольно возникают сомнения: это точно все про одного человека?

– Могу сыграть на гитаре или виолончели, мне совершенно нетрудно оседлать лошадь, а еще ценю прогулки на свежем воздухе и занятия в тренажерном зале, – подтверждает Мушкарина. – Люблю и умею печь вкусные торты. Могу станцевать нежный медленный вальс, а могу – заводное и «говорящее» аргентинское танго, ведь когда-то профессионально занималась спортивными бальными танцами. Образовательный процесс чем-то похож на танец: кто кого ведет? Партнер партнершу или парт­нерша своего партнера? А на уроке – учитель ученика или ученик учителя? Работая учителем, каждый раз, приходя в класс, все больше убеждаюсь в резонности этих вопросов. Невероятно важная задача учителя – раскрыть потенциал ученика, позволить каждому проявить себя, найти свои сильные стороны и поделиться опытом и знаниями с другими.

С улыбкой говорит она о профессии, сравнивая современного педагога с конструктором. Это, по ее мнению, специалист, сочетающий в себе огромное количество различных амплуа: методист, наставник, родитель, воспитатель, супервизор, ментор. И важно не просто сочетать, но и понимать, с каким учеником какое амплуа применить, чтобы обучение было для каждого ребенка естественным, комфортным и эффективным.

Челябинская учительница не скрывает: во время выступлений в Тюмени и в Москве так волновалась, что была близка к обмороку, но виду не подала. Ведь держать себя в руках, не демонстрируя своих слабостей, – это тоже профессиональный подход. На душе неспокойно, сердце сейчас вот-вот вырвется из груди? Держись, на тебя смотрит вся страна!

– Я как будто бы заново для себя открыла тот факт, как огромна наша Россия, сколько у нас разных интересных и великолепных профессионалов, – вспоминает педагог. – Мы перезнакомились, все 88 человек, участники конкурса из разных регионов. Идея конкурса специфична, там постоянно идет оценивание. Мне, конечно же, очень хотелось, чтобы каждый из учителей смог себя проявить, но такие уж правила: кто не проходит в финал, тот сидит в зрительном зале. И хотя организована видеотрансляция всех профессиональных испытаний, очень хотелось, чтобы все учителя поделились своим огромным и уникальным опытом со страной. Потому что каждый из них бриллиант!

Конечно же, много вопросов о той большой конкурсной поездке ей задали ее собственные ученики. Больше всего удивил и даже смутил мальчик, который до сих пор, встречая лучшего учителя Челябинской области в коридорах лицея, хлопает в ладоши и радостно кричит: «Ура, Вероника Сергеевна!».

В день записи интервью с Вероникой Мушкариной в кабинете директора я встретилась с ее старшей дочерью, первоклассницей Ариной. Девочка, увидев меня, на минутку прижалась к маме, поздоровалась и немного смущенно вышла из кабинета. Рассказ учителя о семье звучал искренне, серьезно и радостно. И знакомство с будущим мужем, которое состоялось благодаря участию в большом спорте – спортивных бальных танцах, – и воспитание двоих детей, и рассказ о любимой профессии – все значимо для учителя.

Мне стало интересно, кому, впервые уехав в столь длительную (три недели!) командировку, Вероника Мушкарина доверила дочь Арину и маленького, почти трех лет, сына Демида.

– Впервые оставить семью на такой большой срок мне было, конечно же, чисто психологически очень сложно, – призналась она. – Но большое спасибо мужу Максиму. Он лучший, любящий, любимый, надежный, с хорошим чувством юмора человек, который меня поддерживает всегда и во всем. Мы познакомились, когда мне было 15, а в 20 я согласилась стать его женой. Как встретились? Встреча – как красивая сказка. Может быть, это судьба? Думаю, что и сердце, и душу нужно слушать, выбирая человека на всю жизнь. Сегодня немало раздражающих факторов, которые влияют на ум человека, и потому, уверена, должен быть внутренний стержень. Вместе с Максимом мы несколько лет были парой в спортивных бальных танцах. Потом пошли учиться: я в педагогический колледж, потом в университет, он в институт. Из большого спорта ушли, но общались, дружили. Однажды Максим сказал: «Давай летом поженимся!» Я согласилась. Знаете, меня иногда спрашивают, как мы с мужем (оба трудимся в образовании) воспитываем своих детей. Я говорю, что дети воспитываются, даже когда нас нет дома. Это и среда, и наше поведение. Мы за то, что воспитывать надо себя, а дети скопируют нас. Неправильно, по-моему, требовать от ребенка не сидеть в телефоне, если сам взрослый все свое свободное время проводит перед экраном. У нас в доме, к примеру, есть правило: мы ужинаем, не заглядывая в телефон. Что касается семейных обязанностей, распределяются они по принципу: делаем кому что нравится и у кого что лучше получается. У меня было насыщенное детство. Помимо спортивных бальных танцев училась в музыкальной школе, параллельно занималась с репетитором по английскому языку. Когда у тебя каждый день образовательная и музыкальная школа, бальные танцы и английский, а еще заботы о младших, сестренке и брате, жизнь летит, быстро учишься, многое удается быстро постичь. Спасибо маме, услышав мои желания, она когда-то поверила в меня и в то, что я смогу реализовать свои таланты, став учителем!

Вера ЕВСТИГНЕЕВА, Челябинск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте