В 2003 году я была назначена классным руководителем 5-го «В» класса. Учителем начальных классов у ребят была опытный педагог высшей категории И.Г.Алферова. За четыре года она сформировала прекрасный ученический коллектив, сплотила родителей, которые всегда и во всем были ее первыми помощниками. Конечно, я встретилась с Ириной Геннадьевной, чтобы расспросить ее о ребятах, их способностях, прилежании, а также о родителях. Получила исчерпывающую информацию, ознакомилась с личными делами, с успеваемостью класса. 30 августа была представлена ученикам и их родителям.
Первого сентября я была немного смущена. Ведь совсем недавно на этом школьном дворе стояли мои одиннадцатиклассники – нынешние студенты…
Пятиклассники, как маленькие воробышки, жались к родителям и к Ирине Геннадьевне. Первая моя задача была завоевать внимание ребят, уважение родителей. А значит, надо было сразу показать им, что мы – единое целое, что я буду стоять на страже их интересов, их коллектива.
По традиции лицея 1 сентября пятиклассники играют в «Путешествие по станциям города Знаний»: знакомятся с учителями, новыми кабинетами, учебными предметами и т.д. Первая наша победа – в первосентябрьском марафоне. Мы дружно кричали «Ура!», и родители, увидев довольные, счастливые лица детей, успокоились. Хороший знак!
На классном собрании, обменявшись мнениями и обсудив прошедший день, мы с ребятами говорили о том, что хорошо бы всегда быть впереди.
Уже через три недели родился девиз: «5-й «В» достоин чести быть всегда на первом месте!». Этому девизу мы следуем по сей день.
Я знакомилась с ребятами, наблюдала за ними, разговаривала со всем коллективом и отдельными детьми, и чем больше я их узнавала, тем яснее вырисовывался будущий образ нашей совместной работы.
Вот некоторые задачи, которые я ставила перед собой:
1. Сохранение «лица» класса, сформированного в начальной школе.
2. Обеспечение скорейшей адаптации ребят в среднем звене.
3. Сохранение и развитие интеллектуального потенциала класса.
К концу сентября на классном собрании мы приняли «Законы нашей жизни» и выбрали совет класса, который возглавил Витя Морозов – заместитель классного руководителя. Каждому коллективу нужны традиции: решено было сохранить уже сложившиеся и ввести новые.
В начальной школе ребята несколько раз посещали художественный музей. Интерес к искусству надо поддерживать, тем более что с 2002 года экскурсоводом в музее работает моя бывшая ученица Татьяна Кабина. Наше сотрудничество продолжается второй год. Татьяна интересно ведет лекторий абонемента «Мир искусства». Шестиклассники внимательно слушают и живо участвуют в диалоге о прекрасном. Экскурсии по Кремлю, по известным историческим местам Нижнего, по городам Нижегородской области – это тоже начинание Татьяны Кабиной.
К новым традициям можно отнести идею создания «Истории класса». Этот фотоальбом ученики класса ведут сами: рисуют, пишут, оформляют страницы. Не каждый класс может похвалиться таким общим делом.
У ребят сохранилась необходимость общаться с Ириной Геннадьевной. Шефская работа – тоже традиция: пятиклассники не просто ходят в гости, а помогают провести праздник, беседу, обустроить кабинет.
Итоги первой четверти показали, что переход в среднее звено почти не отразился на успеваемости ребят. Результаты окончания начальной школы:
отличников – 6,
хорошистов – 22,
троечников – 3.
Успеваемость в 1-й четверти 5-го класса:
отличников – 4,
хорошистов – 20,
троечников – 5.
Этот результат мы старались сохранить до конца года. Получилось. Молодцы!
На первом родительском собрании я провела анкетирование и выяснила, пап и мам волнует не только успеваемость их детей, но и душевное здоровье ребят, сохранение сплоченного коллектива. А то, что родительский коллектив сплочен, я чувствую постоянно.
Ярким событием прошлого учебного года стало рождение творческого коллектива «КЛАСС!». Театральное представление «Один день из жизни Винни-Пуха» стало результатом кропотливой работы учеников, родителей, классного руководителя. Выступление на районном смотре и Диплом III степени – свидетельство успеха.
Замечательный коллектив родителей помогает мне устраивать праздники, походы, посещать театры, поздравлять именинников и многое другое.
Задачами на новый учебный год стали:
– совершенствование форм общения;
– гражданское воспитание учащихся;
– подготовка к празднованию 60-летия Победы в Великой Отечественной войне;
– начало работы «Школы робинзонов» (тренировки и практические навыки туристической мудрости).
Свои выводы и учительские находки я попыталась изложить в виде модели воспитательной системы класса, которую я назвала «Ты – россиянин».
Цель программы
Воспитание личности с активной гражданской позицией, обладающей духовной культурой, умеющей адаптироваться в современных условиях.
Задачи
Развивать познавательную активность учащихся как условие интеллектуального, нравственного, коммуникативного и физического самовыражения.
Формировать интеллектуальный, нравственный, физический потенциал личности ребенка.
Содействовать развитию творческих способностей.
Создать содружество детей, педагогов и родителей.
Направления воспитательной работы
Гражданско-патриотическое воспитание – программа «Я – гражданин России»;
интеллектуальное развитие учащихся – программа «Школа будущих академиков»;
эстетическое воспитание – программа «Школа искусств и этикета»;
спортивно-оздоровительное направление – программа «Школа выживания»;
социальное партнерство – программа «Семья».
Елена ПЕДЧЕНКО, учитель математики лицея №8, Нижний Новгород
Комментарии