«Наши четвероклассники – самые читающие четвероклассники в мире!» – такой вот праздник российской начальной школе подарила международная организация PIRLS, изучающая качество чтения и понимания текста. В российскую победу существенный вклад внесли четвероклассники 8 московских школ: №№1151, 1195, 1939, 668, 1243, 1356, 60, 449.
Эти исследования Международная ассоциация оценки школьной успеваемости IFA проводит каждые пять лет. В прошлый раз, в 2001 году, Россия заняла 12-е место, что считалось совсем неплохим результатом, если вспомнить, что тогдашние ребятишки пошли в школу, когда и учителей не хватало, и зарплату им часто недоплачивали, и забастовки учительские случались. Такие же результаты в 2001 году показали Гонконг и Сингапур. И сегодня именно эти три страны заняли ведущие места: Россия – первое, Гонконг – второе, Сингапур – четвертое (на третьем оказалась Канада).
Как проверяют?
Как проводится это исследование? В России выборка была сделана по 45 субъектам Федерации, школы выбирались наугад, четвероклассникам предлагались тексты – художественный и научно-популярный – и оценивалось их умение понять и интерпретировать прочитанное. На каждое задание отводилось 40 минут. За это время маленькие читатели должны были выявить главную мысль автора, объяснить, с какой целью написан текст; им приходилось обобщать данные из различных кусков материала и высказывать собственное мнение.
В обоих случаях – в чтении для удовольствия и в чтении для получения информации – наши четвероклассники оказались на высоте: высказывались увереннее, были смелее и самостоятельнее в суждениях своих зарубежных сверстников.
Разные вопросы к текстам приносили от одного до трех баллов, потом все это суммировалось, переводилось на тысячебалльную шкалу, подсчитывалось, и полученный результат – 565 баллов – намного превзошел средний международный показатель (500 баллов). Всего же 61% российских школьников показали повышенный уровень знаний и умений – такое вот продвинутое получилось поколение.
Когда в порядке эксперимента эти же тетради с заданиями предложили взрослым, они задумались, попросили повременить и дать им перечитать текст – в общем, чтобы соответствовать уровню современной начальной школы, им пришлось серьезно потрудиться.
Откуда что взялось?
Из чего сложился этот успех? Специалисты отмечают несколько факторов.
Во-первых, повсеместный переход на четырехлетнее начальное образование. Средний возраст 10,8 лет окончивших начальную школу в 2006 году по сравнению с 10,3 года «выпускников» 2001 года – существенная разница для этого возраста. Четырехлетняя школа, считает заместитель министра образования Исаак Калина, стала спокойней, терпеливее по отношению к ребенку, что для начального образования – одно из главных качеств.
Во-вторых, дало результат то, что родители стали больше заниматься своими детьми. Прошла лихорадка 90-х, а может, попривыкли люди к новому ритму жизни и стали больше играть со своими малышами, читать им книжки, песни петь, в зоопарк водить, поэтому дети оказались лучше подготовленными к школе. Ведь не секрет, что, общаясь с любящими взрослыми, дети и болеют меньше, и развиваются лучше.
Сказывается и система предшкольного образования – и в детских садах, и в специальных центрах организована подготовка малышей к школе. Имеет смысл, конечно, не дублирование программы первого класса, а именно подготовка, психологическая и физическая, к школьной жизни: работа над мелкой моторикой, умение общаться, стимулирование общего развития. В идеале «предпервый класс» должен быть классом веселой игры и чтения хороших книжек – играючи легче всего научиться читать и считать.
Большую роль сыграли новые развивающие программы начального обучения, направленные на развитие творческих способностей ребенка – реализация идей, заложенных еще Выготским, Элькониным, Давыдовым, Занковым. 78 комплектов учебных методик – учебников, пособий, дидактических материалов – применяются в нынешней начальной школе, разработана и система повышения квалификации учителей. Привычными для нынешних школьников стали учебные тетради на печатной основе, что тоже помогло им легко справиться с заданием IFA, в отличие от озадаченной «контрольной группы» взрослых, которые в своем школьном прошлом с такими пособиями не встречались.
Что делать?
Как удержать достигнутую победу? Какие резервы помогут нам и впредь не отрываться от Гонконга и Сингапура и обгонять Англию и Бельгию?
Специалисты считают, что простые количественные рецепты – больше часов чтения, меньше детей в классе – результата не дают, весь секрет в структурировании урока, в мобилизации активности ребенка. Важен и гендерный подход: во всем мире мальчики читают хуже девочек – значит мальчишкам нужно повышать мотивацию, составлять тексты, интересные именно им, разработать программу поддержки чтения у мальчиков в начальной школе.
Наши школьники традиционно интересуются больше литературными, чем научно-популярными текстами, значит, полагают специалисты, следует уделять больше внимания работе с информацией, в том числе чтению электронных текстов. Хорошо бы только, чтоб электронная грамотность не заменила интеллигентность.
Результаты исследования PIRLS демонстрируют «серьезный прорыв младшей школы в России», и, по мнению эксперта, это делает еще более заметным ее отрыв от старшей, которая сегодня занимается откровенным натаскиванием подростков к сдаче ЕГЭ.
Поздравляем!
Остается еще раз поздравить нашу «началку» со славной победой – тех, кто учит, и тех, кто учится, и пожелать основной школе таких же успехов в творческом развитии личности.
Комментарии