Проектная деятельность в школе заставляет детей искать в себе неведомые доселе таланты, открывать запертые двери скрытых умений, откапывать клады в зыбких, болотистых землях интеллектуальных возможностей. Все это, безусловно, является целью любой деятельности в школе – помочь ребенку открыть то, что еще не открыто, обнаружить то, о чем он еще не знал.
Но начинается любая проектная или творческая работа, конечно же, с терзаний и многочасовых дум о том, в какой области все-таки искать сии драгоценные сокровища. Когда в начале года кто-то из моих детей восторженно (или робко) является предо мной и сообщает, что хочет делать «что-нибудь по литературе», я всегда предлагаю придумать небольшую, но интересную игру для одноклассников или ребят помладше. Игра – удачный вариант для проекта, потому что интересна сразу всем ее участникам: создателю, руководителю и испытуемым (в нашем случае – игрокам).
Для начала мы условливаемся, что игра должна быть рассчитана на один урок, чтобы было удобно ее провести в течение учебного дня, в ней должны быть задействованы все ученики класса, в этом случае лучше всего разделить класс на команды по 5-6 человек. Далее происходит обсуждение формы и правил игры. Наиболее очевидным решением здесь становится привычная викторина. Плюс викторины в простоте ее создания, минус – дети в течение всех 11 лет по поводу и без играют в викторины. Минус сильно перевешивает, поэтому мы возвращаемся к поиску формы (в литературе, согласитесь, это самое важное).
Прекрасным вариантом здесь может стать игра по примеру передачи «Своя игра». Для современных детей, возможно, новая, а для нас, взрослых людей, очень известная: на экране/поле/стенде сформулированы темы нескольких блоков, в каждом блоке по нескольку вопросов, каждый из которых имеет стоимость от 100 до бесконечности в зависимости от того, сколько вопросов. Чем сложнее вопрос, тем больше баллов за него получают игроки. Разработка такой игры сводится к следующим этапам: формирование корпуса произведений, известных будущим игрокам (здесь сразу понятно, что, чем старше дети, тем больше размах); на его основе фиксация тематических блоков (допустим, для 6‑го класса: А.С.Пушкин, биографии писателей, цитаты из стихотворений, угадать произведение по отрывку, угадать героя по описанию); придумывание вопросов для каждого блока с учетом разной сложности; создание поля (на экране в презентации – прекрасный вариант, но он подойдет для старшеклассников, которые смогут совладать с техникой и собственным терпением, чтобы проставить гиперссылки, для более младших идеально нарисовать на ватмане красивый стенд, сделать фон, написать темы, придумать, как оформить ячейки для вопросов). Последний этап не имеет прямого отношения к литературе, зато имеет непосредственное отношение к ребенку, ведь все, что мы в школе делали своими руками, запоминается на всю жизнь, то есть проект-игра не только интересен сам по себе, но и красив и эффектен для демонстрации. А вот предпоследний этап – это самая настоящая литература, работа с текстами, знаниями самого ребенка, а также попытка проанализировать, что класс отгадает быстрее, а что будет для него более сложным. Это как раз то, над чем размышляют создатели, подбирая вопросы под разные цены. И это очень интересно!
Вообще создание игры не только полезно, но и очень приятно для школьника. Продумывая ее, ребенок не только повторяет и осваивает пройденные произведения литературы, но и видит настоящий результат своей работы, когда доделывает поле/стенд, чувствует себя главным участником, проводит игру и всегда получает благодарность от одноклассников, ведь все любят на уроке поиграть.
Мария ПЕТРОСЯН, учитель русского языка и литературы школы №518
Комментарии