Выпущенный издательством «Просвещение» комплект пособий по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» – несомненный шаг вперед в учебном книгоиздании. Но первое впечатление от красивых книг начинает корректироваться при знакомстве с их содержанием.
Еще в программе авторский коллектив заявляет, что особенностью их комплекта является диалог культур, а также диалог во взаимоотношениях авторов, учителя и учеников. Однако стиль диалога не выдержан ни в одном пособии. Возможно, диалог мог бы выразиться в развернутом многоуровневом методическом аппарате к параграфам учебника. Открываем. Смотрим. В рубриках «Вопросы и задания» по 3-4 простеньких вопроса воспроизводящего уровня. То есть задача ученика – просто запомнить содержание.Кстати, о параграфах. 5-й класс, учебник «Основы светской этики», параграф (он же урок) 22 «Честь и достоинство». На двух разворотах – 5 абзацев текста и 5 иллюстраций. Даже в очень среднем классе этого материала хватит на 10-15 минут работы, а что дальше?Полностью несостоятельным выглядит тезис авторов о том, что «курс имеет не вероучительный, а культурологический характер». За исключением учебника по основам светской этики в книгах происходит назидательное изложение основ вероучения христиан, иудеев, мусульман и буддистов соответственно. Здесь еще больше очевиден разрыв между сложным содержанием и методикой преподавания.Может быть, методические новации сконцентрированы в CD с цифровыми образовательными ресурсами? Загружаем. Поскольку в силу воспитания и образования я более знаком с историей христианства, нежели с историей других конфессий, то первым устанавливаю диск по основам православной культуры. Безупречно удобный интерфейс, а вот дальше… бросает в дрожь: урок «Христос и его крест». Раздел «Тренажер», а далее совершенно кощунственно выглядит рубрикатор «Распятие. Упражнение 1, 2, 3, 4». Хочется задать вопрос: «Упражнение по распятию?»Не буду больше утомлять читателя подробностями. Разрыв между теорией и методикой, заявленными идеями и их воплощением в пособиях очевиден. Кстати, самым неинтересным и бледным с точки зрения содержания в комплекте является учебник по основам светской этики, хотя, как показывает практика, именно он является одним из самых востребованных в экспериментальных регионах.Мое отношение к преподаванию в школе основ религиозной культуры отрицательное. Можно ли за один час в неделю воспитать уважение к религиозной культуре и уберечь от религиозного экстремизма? Можно ли с равной любовью и уважением рассказать о православии, католичестве, исламе, буддизме, иудаизме и атеизме? Сплотит ли это российское общество? Для меня эти вопросы остаются открытыми.Владимир КРУЖАЛОВ, учитель истории и обществознания московской гимназии №1542, победитель конкурса «Учитель года России-2009»
Комментарии