В Московском институте развития образования состоялась городская конференция «Школьные управляющие советы Москвы. Доверие. Партнерство. Право», организованная Департаментом образования, Московским институтом развития образования, Московским городским экспертно-консультативным советом родительской общественности, Центром образования №548 «Царицыно».
По большому счету задачей конференции был анализ результатов и эффектов развития государственно-общественного управления в образовательных организациях Москвы, обсуждение особенностей организации работы управляющих советов в образовательных комплексах, обеспечения взаимодействия комплексов и городского сообщества для повышения качества образования, определение путей повышения эффективности работы управляющих советов образовательных организаций (через создание некоммерческого партнерства образовательных организаций, реализующих принцип государственно-общественного управления образованием). Дискуссия оказалась чрезвычайно интересной для педагогического сообщества столицы, поэтому в рамках традиционного видеоселектора Департамента образования состоялись включение и диалог с участниками конференции, в котором приняли участие министр образования Исаак Калина, начальник Северного окружного управления образования Ольга Сусакова, начальник Северо-Восточного окружного управления образования Павел Кузьмин, начальник Юго-Западного окружного управления образования Михаил Случ, депутат Мосгордумы Михаил Москвин-Тарханов, ректор ВШЭ, член Общественной палаты РФ Ярослав Кузьминов, директор МИРО Антон Молев, директора столичных школ. Исаак КАЛИНА, министр образования Москвы: – Сегодня наступил такой момент, когда нужно разделить полномочия администрации ОО и управляющих советов. Напомню, что управляющие советы, по сути дела, в большинстве школ рождались на переходе 2010-2011 годов, когда у школы вообще было очень мало особых самостоятельных полномочий. Сегодня, когда солидные московские школы имеют сверхсолидные самостоятельные полномочия, что называется, есть что делить. Четыре года назад делить было нечего, а сегодня, к счастью, в самом деле наступила эпоха, когда полномочий у школы столько, что их надо делить между администрацией, управляющим советом, родительским комитетом, профсоюзной организацией. Мне кажется, самое главное, что могла сделать конференция, – выработать проект тех стандартов деятельности, проект положения о УС, проект примерного положения о разделении полномочий в школе. На уровне департамента тоже есть управляющий совет – это Общественный совет при Департаменте образования под председательством Нины Минько. Нужно вынести проекты всех документов на обсуждение этого Общественного совета, это будут документы, которые по крайней мере станут входной диагностикой для всех председателей управляющих советов московских школ. Если управляющий совет соответствует критериям, принятым на уровне города, то мы будем считать этот управляющий совет тем, с которым Департамент образования может советоваться, даже передавать ему какие-то свои полномочия. Ну а если этот управляющий совет не будет соответствовать этим критериям, то, к сожалению, мы тогда не сможем с ним ни советоваться, ни общаться, ни делегировать ему полномочия, потому что он сформирован по непонятным правилам. Мне кажется, в названии некоммерческого партнерства «Доверие. Партнерство. Право» есть хорошее слово «доверие». Я считаю, что доверие слабым очень опасно, обманчиво, ведь слабые могут подвести. Поэтому в основе доверия в какой-то мере звучит и сила тех, кому ты доверяешь. Доверие школе очень во многом зависит от силы этой школы, а сила и авторитет школы, мне кажется, очень здорово зависят от авторитета управляющего совета. Поэтому уверен, что сильный директор сделает все, чтобы привлечь в состав управляющего совета сильных людей, будет заинтересован в том, чтобы сильный человек стал председателем УС, все это составляющие общей силы школы. Несильный директор сделает все с точностью до наоборот, тогда мы получим карманный управляющий совет, толку от него не будет, будет от него только вред. Я благодарю Ярослава Кузьминова, Михаила Москвина-Тарханова, еще очень многих людей, которые, несмотря на их огромную занятость, несмотря на то что они абсолютно реализовались по жизни, находят желание и силы работать председателями управляющих советов школ, тем самым укрепляя авторитет и силы таких школ. Хочу, чтобы директора школ изучили с этой точки зрения то, что прозвучало на конференции. Людмила МЯСНИКОВА, председатель Московского городского экспертно-консультативного совета родительской общественности:- В условиях постоянного расширения функций, которые Департамент образования делегирует школам, важное значение приобретают правила деятельности школьных органов управления, и в первую очередь государственно-общественного управления, принимающих или согласовывающих все стратегические решения по развитию образовательной организации. Сегодня практически все школы имеют управляющие советы, но правовая неурегулированность их статуса приводит к многочисленным конфликтам. В этой связи в мае 2014 года Экспертно-консультативный совет родительской общественности при Департаменте образования и три московские школы, имеющие долгую и успешную историю развития демократии в своих стенах (Центр образования №548 «Царицыно», ставший в столице флагманом программ развития государственно-общественного управления в образовании; Пушкинский лицей №1500, созданный по инициативе заинтересованных представителей науки, культуры, общественности, работающих на протяжении более 10 лет в его совете; школа №875, в которой первый совет был создан еще в 1989 году и которая все прошедшие годы была верна принципам государственно-общественного управления), выступили с инициативой объединения образовательных организаций, готовых следовать единым стандартам деятельности управляющих советов, в общественное партнерство. Такое объединение, с одной стороны, придаст легитимность и прозрачность институту управляющих советов, с другой стороны, позволит сохранить преемственность курса при смене состава управляющего совета или директора школы. Эти три школы стали учредителями некоммерческого партнерства содействия развитию государственно-общественного управления в образовании «Доверие. Партнерство. Право». По своей сути некоммерческое партнерство призвано выполнять функции саморегулируемой организации для ее участников. Основными функциями партнерства будут:- разработка, принятие и контроль соблюдения членами стандартов деятельности;- юридическое консультирование и правовое сопровождение школ-участников в части государственно-общественного управления;- выполнение функций третейского судьи в спорах между управляющим советом и администрацией, между различными категориями членов управляющего совета;- организация образовательных программ, курсов, семинаров для разных категорий членов управляющих советов по подготовке школьных управляющих;- просветительская и издательская деятельность;- проведение независимой оценки деятельности образовательных организаций.На учредительном собрании директоров школ-учредителей единогласно были избраны руководители органов управления партнерства:- председателем наблюдательного совета – директор Московского института развития образования Антон Молев; – председателем правления – директор ЦО №548 «Царицыно» Ефим Рачевский. На должность директора назначен член Экспертно-консультативного совета родительской общественности при Департаменте образования Андрей Алферов. Нельзя не отметить, что инициатива Экспертно-консультативного совета и трех московских школ вызвала живой интерес в системе образования, в конференции, которая состоялась в МИРО, было представлено более 50 образовательных организаций из всех округов Москвы. Таким образом, теперь слова «доверие», «партнерство», «право» обозначают не только принципы деятельности управляющих советов, но и объединение единомышленников, понимающих важность институтов государственно-общественного управления для развития своих школ и системы образования Москвы в целом.Антон МОЛЕВ. директор МИРО:- У меня есть воспоминания о том, каким в те времена, когда я был еще молодым учителем, в моей школе было родительское собрание, которое закончилось очень поздно. Я шел из зала и встретил коллегу, который спросил: «Ну что, все враги ушли?» Такой вопрос, к сожалению, порой очень точно отражает систему взаимоотношений между школой и родительской общественностью. О том, как сделать так, чтобы эти отношения были взаимоуважительными отношениями доверия и сотрудничества, и шла в том числе речь на нашей конференции. Сегодня звучит немало самых разных мнений по поводу роли, функций, а самое главное, полномочий управляющих советов, которые в последнее время стали занимать существенное место в системе управления школами. Нынче изменяется роль управляющих советов в крупных образовательных комплексах, особо стоит отметить то, что школа становится одним из ключевых социокультурных субъектов жизни районов, а значит, управляющие советы призваны обеспечить партнерство с основными субъектами в этих самых районах. Перед управляющими советами стоит задача формирования современных, отвечающих всем требованиям программ развития школ. Несомненно, все это позволило предположить, что вообще проблематика развития государственно-общественного управления в настоящий момент вышла на принципиально новый уровень, а значит, существующие вопросы требуют не отдельного локального решения, а консолидации того опыта, который уже накоплен. В рамках конференции было внесено ключевое предложение: поскольку этот новый уровень отвечает практически всем требованиям, а роль управляющих советов, принципиальное разграничение полномочий между директором, администрацией школы и УС целиком далеко не всегда очевидно, мы сочли возможным поддержать ту инициативу, с которой выступили три образовательные организации Москвы, создавшие некоммерческое партнерство «Доверие. Партнерство. Право». На наш взгляд, принципиально важна для нас возможность выработки стандартов деятельности управляющих советов в ответ на существующие запрос и вызов, разногласия в этой позиции, а соответственно возможности сертификации деятельности УС на этапе включения в состав этого некоммерческого партнерства тех школ, которые готовы эти стандарты разделить и быть подвергнутыми этому условному сертифицированию. Ирина КОЗЛОВА, директор школы №875:- Название нашего некоммерческого партнерства «Доверие. Партнерство. Право» очень важно и правильно. Взаимодействие школ на государственно-общественном уровне необходимо, и мы на своем опыте поняли, насколько родители могут быть не просто нашими помощниками, но и очень важными людьми, которые очень много знают и умеют. Каждый родитель в свое время был учеником, он имеет опыт ученичества – когда-то он был положительным, когда-то отрицательным, но этот опыт очень важен, им необходимо делиться. Мы понимаем, что каждый из родителей, получивший образование, стал специалистом в своей области. Мы понимаем, что каждый родитель еще и родитель, который много знает и умеет, имеет опыт общения со своим ребенком, со своей семьей. В нашей школе много родителей – наших выпускников, бесценная команда помощников-профессионалов, которые готовы работать в содружестве с педагогическим коллективом и успешно делают это на благо развития и процветания школы. На мой взгляд, это самое главное и важное, то, что нужно для развития нашего партнерства. Елена ШИМУТИНА, директор Института развития государственно-общественного управления образованием:- На протяжении последних трех лет существенно менялась ситуация с созданием управляющих советов в Москве.Сейчас практически во всех образовательных организациях Москвы работают управляющие советы как органы государственно-общественного управления образованием. Каждая школа готовит свой публичный доклад – отчет о самообследовании, выкладывает его в Интернете. Интересно, что 50 процентов ОО осуществляют взаимодействие с родителями на основе постоянно действующих реальных или онлайновых переговорных площадок: это и сайты, и форумы, и родительские университеты. Два года назад, когда начинали работу городской инновационной площадки «Организация эффективной модели государственно-общественного управления в образовательных учреждениях Москвы», мы увидели, что этим вопросом занимаются и общественные организации, и вузы, и комиссии, комитеты, и отдельные эксперты. Нам показалось очень важным объединить именно в сетевое сообщество, в городскую сеть участников государственно-общественного управления. На наш взгляд, нам это удалось, сейчас в числе наших партнеров и Городской экспертно-консультативный совет родительской общественности, и Московский городской педагогический университет, и МПГУ, и Московский институт развития образования, и детский центр «Команда», с которым мы в последний год работаем очень активно. Сейчас в этой сети более 300 участников, это позволяет нам оперативно взаимодействовать, привлекать их на наши семинары, конференции, но нынче настало время институализировать это сообщество, для того чтобы организовать системную работу, договорившись о правилах и стандартах работы. Не случайно одним из первых мероприятий было обсуждение стандарта деятельности управляющих советов, мы посмотрели на то, как работают управляющие советы. Все по-разному. С одной стороны, понятно, что школы разные, у всех разных задачи, разные программы развития. Но с другой стороны, мы увидели, что даже в основе организацию работы советов все понимают по-разному. Даже сейчас мы встречаем случаи, когда директор школы возглавляет управляющий совет или, наоборот, школы не хотят, чтобы кооптированный член УС стал его председателем. Поэтому два года назад мы вышли с инициативой сделать некий текст – свод правил, чтобы договориться о тех правилах, о тех основах, на которых мы будем работать. Это был один из первых краудсорсинговых проектов в образовании. Технологии краудсорсинга мы обсудили, наше понимание было в том, что стандарты деятельности УС не должны спускать сверху, что они должны быть разработаны, обсуждены и приняты самим сообществом, то есть теми, кто их будет реализовывать. Итогом этого проекта стало то, что мы внесли комментарии, предложения по двум разделам – «Стандарты» и «Идеи и инициативы». Сейчас этот текст готов, мы хотели бы вернуться к нему еще раз, обсудить уже итоговый вариант в рамках тех школ, которые работают по этому направлению, принять эти стандарты за основу. То есть в нашем сообществе есть все основания, по которым все школы могут вступать в наше некоммерческое партнерство. Для нас это очень важно еще и потому, что мы проанализировали вместе с коллегами нормативно-правовую базу и установили, что в школах сегодня много локальных актов, принятых в разное время, которые часто не согласуются друг с другом. Это становится основой конфликтов, которые, к сожалению, сейчас есть, поэтому одна из наших задач – разработать пакет нормативно-правовых актов. Мы надеемся, что к августу этот пакет будет готов, в его разработке участвуют и московские юристы, и юристы из других регионов России, что работают в этом направлении уже более десяти лет. Мы хотели бы этот пакет предложить для обсуждения, провести внешнюю юридическую экспертизу и дальше работать со школами, посмотреть, насколько согласованы разработанные локальные акты. Сейчас мы готовим серию «Московские школьные управляющие советы», и в августе уже выйдут эти брошюры, здесь нам очень важен диалог со школами, чтобы понять, каких материалов не хватает для работы управляющих советов. Это работа общественная, поэтому нам очень важно помочь тем людям, которые готовы в своих школах работать в качестве управляющих.Ефим РАЧЕВСКИЙ, директор Центра образования №548 «Царицыно»:- Тема деятельности управляющих советов сегодня становится очень острой. В Высшей школе экономики каждый год в конце учебного года проходят семинары, посвященные московскому директору Анатолию Пинскому, к сожалению, рано ушедшему из жизни. Анатолий Аркадьевич был сторонником модернизации образования, в этом году на семинаре мы говорили о том, что граждане наконец-то начинают осознавать себя полноправными участниками образовательного процесса не только потому, что они налогоплательщики, но и потому, что их интересует образование их детей. Во времена Анатолия Пинского диковинкой были управляющие советы. Сегодня они входят в жизнь школы, но есть одна довольно острая коллизия, связанная с тем, что управляющий совет управляет, а ответственность за все, что происходит в школе и со школой, несет ее директор. Нам нужно эту коллизию как-то развести. Назрела проблема разграничения полномочий и ответственности между управляющим советом и администрацией, директором школы в первую очередь. На конференции мы услышали рассказ Михаила Москвина-Тарханова об опыте работы УС Пушкинского лицея №1500, о разграничении полномочий между родительским комитетом, ученическим самоуправлением, педагогическим советом. Если взять школьные уставы, то там так много советов, что, в общем-то, непрофессионалы в специфике работы этих советов разбираются слабо. Управляющие советы сегодня набирают свою управленческую и правовую мощь, поэтому разграничение полномочий советов представляется чрезвычайно актуальным. Созданное некоммерческое партнерство призвано выполнять консультативную функцию, иногда функцию третейского судьи, вести просветительскую деятельность, разграничение понятий и вовлечение новых членов, для того чтобы иметь возможность для обмена взаимным опытом, оказывать необходимую правовую и содержательную поддержку, в том случае когда возникают конфликтные зоны, допустим, между УС и руководством школы, внутри УС, когда его не понимает все остальное школьное население. Москва очень остро нуждается в нормативном оформлении всех этих отношений. Если наше некоммерческое партнерство саморегулируемая организация, то нам необходим городской закон об управляющих советах. Надеюсь, что с новым составом Мосгордумы мы сумеем пролоббировать принятие такого закона. Мы приглашаем другие столичные школы вступить в наше некоммерческое партнерство. Нашей важной задачей будет подтверждение квалификации членов УС по аналогии с теми цеховыми принципами, которые существуют у Ассоциации психологов или у Ассоциации юристов. Наше некоммерческое партнерство, по сути дела, ассоциация членов управляющих советов. Нам чрезвычайно это важно, потому что наступил тот период, когда количественные изменения требуют качественного вмешательства и, самое главное, компетентности, ибо мы можем перейти ту самую грань, которая звучит как «не навреди!». Перевод совместных усилий в конструктивное русло должен привести к тому, чтобы каждый шаг был продуктивным. Ярослав КУЗЬМИНОВ, ректор ВШЭ, председатель управляющего совета школы №2095:- Я молодой председатель управляющего совета: недавно был создан образовательный комплекс «Покровский квартал», в который вошли семь школ, шесть детских садов и МУК №25. Это комплекс, имеющий 23 здания. Решение о создании комплекса было принято решениями управляющих советов, которые там уже работали, это позволило объединить педагогические коллективы и родителей практически бесконфликтно. Вообще конфликтов лучше избегать на стадии принятия решения, потому что иначе потом придется разбираться с ними по факту. Теперь в комплексе создан единый управляющий совет из представителей родителей, учащихся, педагогов, администрации и местного сообщества. Когда мне предложили войти в этот совет и возглавить его, я согласился. Мне это интересно, потому что в Вышке активно развивается лицей – старшие классы внутри университета. Все желающие в лицее не умещаются, там есть конкурс и конкурсный отбор, этот отбор так или иначе оставляет за пределами лицея очень хороших детей. На мой взгляд, очень удачно, что эта крупная школа (как объединение разных школ) находится вместе с ВШЭ и лицеем практически на одной городской площадке – в Басманном районе. Мы будем пытаться построить работу так, чтобы старшие классы лицея и старшие классы «Покровского квартала» занимались по одной образовательной линейке. Вместе с учителями и преподавателями одного предмета мы делаем кафедры. Что мы хотим сделать на базе связки «лицей ВШЭ – «Покровский квартал»? Фактически мы попробуем реализовать потенциал объединенной, укрупненной школы. В Москве порой есть скептическое отношение к комплексам: дескать, укрупняют школы, чтобы деньги сэкономить, чтобы управлять было проще, но на самом деле есть удачные примеры такого укрупнения, скажем, это Центр образования №548, который показывает, что в большом комплексе можно сделать то, чего нельзя сделать в маленькой школе. В комплексе прежде всего можно обеспечить школьнику выбор предмета, учителей (когда в школе 5-6 учителей физики, среди них всегда выделяется тот, кто сильнее). Это для нас непривычно – ты живешь с тем предметом, с тем учителем, что тебе достался. Но я считаю, что нужно жить с тем учеником, который тебе достался, ведь учитель работает для ученика. Выбор учителя дает инструмент отбора и поощрения лучшего педагога, выделения педагога с проблемами, выбор должен быть профессиональным. Этот выбор мы, на запредельной стадии реализовав в лицее, теперь хотим сделать в укрупненном школьном комплексе. Как сделать эту линейку выбора для младших школьников? Это тема открытая, мы будем ее вместе с руководством комплекса пробовать решить. Нам очень хочется этим заняться, потому что это реальный шанс для резкого повышения качества образования. Для нас важен тот набор кружков, студий, секций, который может дать образовательный комплекс такого рода. Мы должны создать нормальные траектории для тех, кто хочет пойти учиться на инженера, на педагога, поэтому мы договорились с Бауманкой, МГПУ, будем договариваться с Лингвистическим университетом, сделаем профильные классы и кружки по разным направлениям. Ключевой вызов здесь – нужные городу профессии, которые мы должны предоставлять. Крупнейшая и интереснейшая проблема – как сделать образовательную траекторию для школьников, которые станут парикмахерами, массажистами, фитнес-тренерами, мастерами-визажистами, работниками коммунального хозяйства. Этот тренд должен реализовываться так, чтобы люди мастеровитые начали проявляться уже в 7-8-м классах. Это серьезный вызов, и мы с ним собираемся работать. Еще одна задача – сформировать систему персонального педагогического консультативного сопровождения школьников, каждого маленького человека, который делает выбор, оценивать его результаты, советовать его родителям и ему, как выбирать, что выбирать, на что ориентироваться, какие ключевые дополнительные компетенции у себя развивать. Впервые мы будем реализовывать на базе «Покровского квартала» такого рода сервисы. Тут должны быть вовлечены психологи, коллективы учителей и педагогов дополнительного образования.Важнейшая задача управляющего совета – вовлечение в работу родителей. Москва – один из самых образованных городов мира, а не только России, образование родителей в столице выше, чем в большинстве мировых столиц, но этот огромный потенциал мы, к сожалению, не умеем использовать. Мы находимся в ловушке патернализма, родители считают, что школа лучше все умеет, они сдали туда ребенка и будут строго спрашивать, чему школа его научила. Эта позиция сформировалась тогда, когда учитель был на порядок образованнее абсолютного большинства родителей в школе. Теперь это не так, мы об этом рассуждаем, объясняя трудности учителей, имеющих менее высокий статус, чем нам хотелось бы. Но в школе учатся наши собственные дети, неужели мы, такие образованные, не можем сделать что-то для своих детей, выйти из ловушки патернализма? Это означает, что нужны мероприятия просветительские, профориентационные, помощь учителям в педагогической работе, особенно в ситуации, когда нужно позаниматься со школьниками, которые имеют запросы выше школьных. С точки зрения финансовой поддержки школы есть актуальная задача: управляющий совет никогда не будет чувствовать себя на равных с государством, он всегда будет сидеть на приставном стульчике, если за ним не будут стоять его собственные ресурсы. Да, ресурсы могут быть натуральными, но в случае с финансовыми он будет чувствовать некоторое основание для своей деятельности. Когда меня выбирали председателем управляющего совета образовательного комплекса №2095, я прочитал положение об этом совете. Меня удивило, что в положении записано все так, что директор сам не делает ничего, он даже добавку кому-то не может дать, так как все решает управляющий совет. Понятно, что модель такого рода приведет к тому, что управляющий совет обреченно скажет: вы тут нам много чего записали, но мы все делегируем директору школы. На этом все и кончается, так как невозможно решать оперативные вопросы управления школой через орган, который факультативно собирается раз в месяц. Это провокационно по отношению к самой сути управляющих советов, поэтому первое, что я сказал членам УС: «Ребята, давайте определим, какие полномочия мы берем». Наши задачи – это наблюдение за развитием школы, которое выражается в отчетах, и обсуждение проблем. Без внешних функций наблюдения заинтересованных людей (в том, что их дети учатся, или в том, что они учат этих детей) ничего не получится. Должна быть некоторая программа развития школы, вместе с администрацией УС должен обсуждать образ школы, которую мы хотим иметь, а потом вместе с директором смотреть, чем УС может помочь. Задача УС – согласование кандидатуры при назначении директора, ключевые решения, когда возникает выбор между теми или иными образовательными направлениями, тем, какого рода кружки может и должна иметь школа, в какого рода партнерство и с какими вузами она может и должна вступить. Совершенно очевидно, что все это задачи управляющего совета. Конечно, не последний вопрос – имидж УС. Работа в управляющих советах сегодня еще не стала привлекательной, люди не верят в независимость и реальные полномочия таких советов, директора школ на практике не готовы к реальному партнерству и предпочитают иметь ручные управляющие советы, у них нет готовности видеть рядом с собой председателя совета – лидера (например, по принципу президента университета). Для массы серьезных людей сам характер менеджмента в школе, сама позиция директора школы – очень архаичные вещи, они не представляют себе ни экономику современной школы, ни реальных возможностей, которые есть, например, у укрупненных школ. Вообще работа в УС воспринимается внешними людьми как работа родительского совета неработающих матерей. Поскольку я никаким образом к этой категории не отношусь, хочу доказать, что это не так, и надеюсь, что отношение к УС будет реально меняться. Михаил МОСКВИН-ТАРХАНОВ, депутат Мосгордумы, председатель управляющего совета Пушкинского лицея №1500:- Совершенно необходимо разграничить полномочия между директором и управляющим советом, иначе будет бесконечное вторжение в полномочия друг друга. Директор как хозяйственный руководитель находится в определенной вертикали, у него есть подчиненные, он должен регулярно контролировать всю деятельность школы. При этом есть ни за что не отвечающий управляющий совет, который ему пытается диктовать то или другое. Это страшная ситуация. Поэтому должно быть очень простое решение: наш управляющий совет занимается тем, что издает локальные акты, определяет стратегию развития лицея, выступает как примирительный орган в случае конфликтов, немножко работает во внешней среде, представляя интересы лицея. Родительский комитет не входит в состав управляющего совета, он занимается другими делами, например, питанием, наличием сменной обуви. Педагогический совет занимается конкретной организацией учебного процесса, там не ждут чайников из управляющего совета, у него довольно сложная работа. Наконец, у ученического самоуправления своя жизнь, в которую родителям вторгаться незачем. Поэтому, разделяя и признавая полномочия друг друга, мы поддерживаем нормальное государственно-общественное управление. Нужен ли управляющий совет? Нужен, так как он многое определяет, позволяет находить решения в сложном процессе объединения школ, когда объединяются, по сути дела, элитарное образовательное учреждение и школа, где учатся ребята, плохо говорящие по-русски. Здесь стоит амбициозная задача – научить их говорить по-русски, и мы получим потрясающий результат, потому что они трудолюбивы, при поддержке выходят на очень высокий уровень. Эта амбициозная задача должна решаться всеми силами: теми людьми, которые работают в школе, а не только учительским коллективом, и ни в коем случае не в процессе противостояния – любое противостояние яд, в конфликте не бывает правых.Когда происходит объединение школ, у которых есть разные управляющие советы с разными традициями, тут важно не торопиться объединять эти советы, так как надо понять, как работает тот или иной УС. Объединение советов – как объединение в федерацию, сложный процесс. Должна быть конфедерация, но всегда УС школы, которая объединяет, должен патронировать процесс, первое время не интегрировать управляющие советы, когда объединяются ОО. Сначала должен быть сложный переговорный процесс, затем добровольное объединение (насилие абсолютно неуместно), а потом выборы общего управляющего совета. В таком деле нужны такт, ум и некоторое искусство, потому что дать общий рецепт невозможно.Ольга МОЗЖУХИНА, директор Пушкинского лицея №1500:- Сегодня мы присоединяем к Пушкинскому лицею школу №282. Когда мы с Михаилом Москвиным-Тархановым посетили эту школу, она произвела на нас особое впечатление. Мы были встревожены и взволнованны. Возник первый вопрос: как мы будем с ними работать? В этой школе нужно вводить изучение русского языка как иностранного, потому что когда мы вошли в класс, ребята не поняли наше приветствие, и только после того как учитель сделал взмах рукой, они с нами пообщались. Конечно, задача, которая теперь перед нами стоит, наверное, будет самой главной и основной. У нас в лицее обучаются дети разных национальностей, но они учатся в русскоязычной школе, общаясь с другими ребятами на русском языке, и уже начинают говорить на нем. А вот дети, которые учатся в школе №282, говорят на узбекском и таджикском языках, их родители учатся в Военной академии. Думаю, то, что мы организовали некоммерческое партнерство, поможет нам решить эту и многие другие проблемы. Мы найдем те решения, которые помогут и нам, и другим школам.
Комментарии