search
main
0

Управляющий совет начинается с учеников

Центральный округ провел крупномасштабное обучение школьников – активистов ученического самоуправления эффективной работе в управляющих советах школ и основам экономики образовательного учреждения.

Широко известно (и не только в педагогической среде), что московская система образования переходит на новые формы бюджетного финансирования. Вместе с повышением самостоятельности образовательных учреждений возрастает и роль управляющих советов, которые должны обеспечивать грамотное распределение финансов школы и думать о стратегии ее развития. Чтобы ознакомить старшеклассников Центрального округа с особенностями работы школьных управляющих советов, в этом году впервые в рамках летней смены управленческого лагеря для активистов образовательных учреждений ЦАО была проведена деловая экономическая игра. Пятый раз подряд школьников из Москвы встретил поселок Сергеевка под Одессой. Чем же этот лагерь, поддерживаемый префектурой и Центральным окружным управлением образования ЦАО, так привлекает ребят, что отличает его от множества других летних лагерей? Главным организатором смены выступил Молодежный ученический совет (МУС) – детская организация, в которую входят школьники ЦАО, принимающие активное участие в общественной жизни округа. У этих ребят уже есть опыт подготовки и проведения крупных молодежных мероприятий в различных сферах деятельности: добровольчество, патриотическое воспитание юных граждан, популяризация здорового образа жизни и спорта, раскрытие творческого потенциала учащихся или развитие школьных СМИ. Конечно же, список дел, которыми занимается Молодежный ученический совет, не исчерпывается этими направлениями. Тем важнее подобные летние выезды, во время которых мусовцы могут не только проявить свои лидерские качества и управленческие таланты, но и рассказать о деятельности совета таким же увлеченным ребятам. Поскольку вожатыми и игротехниками смены становятся практически сверстники участников, то новичкам без труда удается приспосабливаться к жизни в лагере, перенимать опыт и знания более опытных товарищей, быть открытыми и креативными. Еще ранней весной активисты Молодежного ученического совета начали готовиться к летнему выезду, которого ждали весь учебный год. 1 июля 2011 года стартовала юбилейная пятая смена в санатории «Золотая нива». На этот раз участниками лагеря стали двести учащихся округа. На протяжении всей смены они обсуждали планы предстоящих мероприятий и делились впечатлениями от прошедшего учебного года, разрабатывали социальные проекты и предлагали пути их реализации в своих образовательных учреждениях. В течение этих же трех недель эксперты – молодые педагоги и специалисты окружного методического центра ЦАО проводили тренинги на разнообразные темы, включая теоретические основы работы с коллективом, вопросы конфликтологии, а также организации мероприятий. Большой интерес вызвали лекции по тайм-менеджменту и ораторскому искусству, во время которых ребятам было предложено не только наблюдать за тем, что происходит на сцене, но и сразу же самим попробовать свои силы. Чтобы смены актива в управленческом лагере под Одессой были интереснее, каждый раз организаторы придумывают что-то новое. В этом году яркой находкой (впрочем, как и лейтмотивом всего выезда) стала деловая экономическая игра. Каждый отряд выступил в роли управляющего совета виртуальной школы. При этом заданные для команд условия игры оказались различными, что позволило продемонстрировать возможные пути развития непохожих друг на друга образовательных учреждений и рассмотреть порой диаметрально противоположные ситуации. Отправной точкой для игры стали полученные отрядами легенды, которые указывали количество учащихся, социальный состав семей, материально-техническое обеспечение образовательного учреждения, его расположение, а также наличие социальных партнеров. Например, одна из легенд определяла следующие условия: «Школа расположена в спальном районе, 700 учащихся. Количество желающих поступить в первые классы пока превышает количество мест в ОУ. Рядом со школой расположена гимназия с изучением иностранных языков, которая постепенно растет за счет уменьшения вашей школы. Также рядом расположены детский сад и досуговый центр, однако системного взаимодействия с ними у школы нет. Здание школы довоенной постройки, не лучшим образом благоустроенный двор не способствуют повышению привлекательности школы в глазах населения». Какие же шаги следует предпринять управляющему совету, чтобы поднять статус образовательного учреждения, создать сплоченный, высокопрофессиональный коллектив и привлечь как можно большее число новых учеников? На эти непростые даже для опытных руководителей вопросы предстояло ответить сегодняшним школьникам – участникам деловой экономической игры. Ежедневно каждый отряд принимал стратегические решения, направленные на дальнейшее развитие и модернизацию образовательного учреждения, привлечение новых учащихся и увеличение школьного бюджета. В конце игрового дня эксперты, входящие в состав окружного общественного совета, рассматривали предложения команд и выносили решение о принятии того или иного стратегического шага развития образовательного учреждения. Стоит отметить, что на каждом этапе игры из бюджета виртуальной школы списывали деньги на коммунальные расходы и заработную плату учителей. Именно поэтому так важно было выбрать по-настоящему эффективную модель развития, позволяющую всегда оставаться в плюсе. Чтобы понять, насколько разнообразные предложения вносили импровизированные управляющие советы, следует ознакомиться хотя бы с некоторыми из решений:     «Мы открыли в своей школе профильные классы физико-математического профиля и подписали договоры с рядом ведущих вузов. При выборе профиля было проведено серьезное анкетирование населения микрорайона, родителей школьников и учащихся».     «У нас большое здание, но в нем мало учеников, а значит, пустуют помещения. Мы открыли дошкольные группы. Уверены, что это привлечет детей в первые классы».     «Мы много думали о модернизации системы дополнительного образования и намерены развивать кружки научно-технического творчества, компьютерной графики и видеомонтажа. Сейчас это очень интересно ребятам».     «Наше решение – провести в школе день открытых дверей при участии членов ученического самоуправления. Мы считаем, что главная гордость образовательного учреждения – это его ученики и традиции».     «Главное для нас – повышение качества образования. Родители ведут детей в школы, которые дают возможность поступить в сильные вузы. Поэтому на протяжении нескольких раундов мы тратим деньги на то, чтобы закупить интерактивные доски, организовать в нашей школе лекции ведущих преподавателей вузов, повысить квалификацию учителей». Необычайно популярными стратегическими решениями модернизации виртуальных образовательных учреждений стали такие предложения, как развитие школьных сайтов, поиск новых форм работы с родителями и организация курсов по подготовке к ЕГЭ. В рамках деловой экономической игры участники летнего управленческого лагеря разрабатывали школьные проекты, предлагая более активно внедрять социальное проектирование в жизнь образовательных учреждений. Сначала учащиеся по отрядам разрабатывали групповой проект, а затем создавали проекты индивидуальные, направленные на развитие своего образовательного учреждения. Тематика проектов оказалась чрезвычайно разнообразной: патриотика, добровольчество, создание или развитие ученического совета школы и многое-многое другое. Были и такие вопросы, которые вызвали интерес значительного количества учащихся. Особой популярностью в этом году пользовалась тема Отечественной войны 1812 года. Ребята предлагали проведение дискуссий, моделирование знаковых битв и даже экскурсионный марафон по Центральному округу с опорой на исторические факты 1812 года. Стоит сказать, что за пять лет проведения выездного летнего лагеря к участию в управленческой смене подключились около девяноста образовательных учреждений округа, а это 1400 учащихся, и значит, 1400 инновационных проектов! В этом году уровень подготовки ребят оказался таков, что экспертная группа после упорной работы школьников приняла все проекты. Особого внимания, с точки зрения как экспертов, так и самих участников, заслуживает десятка победителей:     «История школы, или С чего все начиналось» – проект, посвященный развитию школьного музея и направленный на привлечение интереса учащихся к истории своего образовательного учреждения путем создания особых экспозиций и проведения занятий силами самих учеников.     Проект «Смотри и учись» предполагает создание школьного клуба по истории, участники которого будут проводить собственные исследования, смотреть и обсуждать интересные исторические фильмы, посещать спектакли и выставки.     «Помоги другу» – проект, направленный на повышение уровня знаний школьников по общеобразовательным предметам путем взаимодействия сильных учеников с отстающими.     Проект «Давайте дружить!» поможет лучше узнать друг друга ученикам двух объединенных школ. В рамках проекта предлагается организовать станционную игру, которая позволит в нетрадиционной и интересной форме провести знакомство.     «Дюперрон. Начало» – проект, цель которого – проведение турнира по мини-футболу, приуроченного к 115-летию со дня основания российского футбола благодаря первому российскому футбольному судье и спортивному журналисту, теоретику и библиографу российского спорта Г.Дюперрону.     Проект «Разговор у свечи» направлен на обсуждение книг по школьной программе в формате традиционной «свечки».     Идея «Реестра социальных проектов» заключается в создании перечня существующих школьных проектов для их дальнейшей реализации и исключения повторных разработок.     Проект «Золотая пара» предполагает проведение конкурса учащихся в стиле эпохи XIX века для популяризации в молодежной среде этикетной модели поведения.     «Литературный квест» – проект, заключающийся в подготовке и проведении станционной игры для 7-8-х классов. В основе игры – факты и события литературной жизни XIX века.     «Ты не такой, как все» – проект, направленный на создание в структуре ученического самоуправления отдельного творческого сектора, в который войдут ребята, обладающие яркими и необычными талантами, способные проводить мастер-классы, делать видеоролики и обучать этому других ребят. Деловая экономическая игра, групповые и социальные проекты – это, конечно же, основная, но вовсе не исчерпывающая часть жизни в детском управленческом лагере «Золотая нива»! Школьники Центрального округа не упускали ни малейшей возможности отдохнуть: пляжный футбол и волейбол, познавательные экскурсии в древнюю Белгород-Днестровскую крепость и солнечный город Одессу, творческие вечера и веселые репетиции, КВН и дискотеки, «Евровидение» и танцевальный стартин. И это далеко не все! Каждый день помогал раскрыться кому-то из учащихся, а активистам – узнать для себя много нового. Наконец приблизился день закрытия смены. Знаменателен он тем, что ежегодно участники управленческого лагеря, готовые вскоре отправиться домой, узнают имена двух ребят, добившихся, по мнению экспертов, самых высоких результатов, – имя лучшего вожатого и лучшего участника смены. По традиции победителям присуждается самая престижная награда для школьников Центрального округа – звание лауреата гранта префекта, дающее право на бесплатную образовательную поездку за рубеж. В этом году лучшим вожатым стал ученик 11-го класса школы №622 Игорь Селенов, а лучшим участником – ученик 10-го класса лицея №1574 Александр Турчанинов. Кроме того, в юбилейный год пятой смены неожиданно для всех было принято решение о присуждении еще одной дополнительной награды в номинации «Творчество». Ее получил ученик 11-го класса школы №123 Антон Аравин. Победителей ждет незабываемая поездка в Лондон, которая состоится уже этой осенью. А все участники летнего управленческого лагеря не устают доказывать, что, опираясь на положительный опыт прошлого и настоящего, они всегда смогут сказать, что готовы нести ответственность за общее будущее.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте