search
main
0

Управляющий совет как фактор развития. Образование должно стать открытым

Сегодня российская школа, как и все наше образование, перестает быть заколдованным царством, живущим по другим, отличным от всего общества законам. Жизнь образовательных учреждений стремительно меняется, становясь более открытой и динамичной, все большую роль в ней начинает играть общественная составляющая. О том, что реально под силу управляющим советам как наиболее эффективной форме общественного управления, об их роли при переходе учреждений в статус автономных участникам стажировки рассказала проректор ТОГИРРО, кандидат педагогических наук Марина КУСКОВА.

Современному образовательному учреждению – будь то школа, детсад или Дворец творчества – невозможно обойтись без участия в управлении потребителя образовательных услуг, без соблюдения принципов открытости и прозрачности. Потребность в изменении подходов к управлению образованием особенно остро встала в новых экономических условиях. До 2005 года наиболее распространенными формами государственно-общественного управления в Тюменской области были родительские комитеты, советы образовательного учреждения, попечительские советы. Но изменилась экономика системы образования, и кроме материальной поддержки, образованию понадобились новые возможности взаимодействия в процессе управления образовательным учреждением. Мы прекрасно понимаем, что есть и государственная структура управления, и у директора, и у руководителя муниципального уровня есть свои полномочия, степень ответственности, но вместе с тем существует и общественная структура управления с определенными полномочиями и ответственностью. Это позволяет привлечь в образование различные ресурсы, в том числе финансовые и кадровые. Привлекаются профессионалы, которые могут участвовать в управлении, в организации различных дел воспитательного и образовательного плана.

Мы начали развивать управляющие советы в области, когда еще не было соответствующей нормативно-правовой базы. По инициативе правительства Тюменской области, губернатора (в тот период – Собянина С.С.), а в дальнейшем при поддержке губернатора Тюменской области Якушева В.В. данная форма общественного управления была рекомендована и признана как наиболее эффективная. Компетенцией совета стало и распределение по представлению руководителя образовательного учреждения стимулирующей части оплаты труда педагогов (отраслевая система оплаты труда).

Сейчас управляющие советы – это основная форма государственно-общественного управления, советы есть в 92 процентах школ Тюменской области. Деятельность управляющих советов сегодня регламентируется распоряжением правительства Тюменской области и примерным положением. Причем по составу управляющие советы могут быть разными, в зависимости от школы. До половины состава управляющего совета обычно составляют родители и представители от учащихся, в совет также входят и работники школы, это могут быть не только учителя, но и завхоз, бухгалтер… В управляющем совете в качестве кооптированных членов (вошедших по предложению избранных членов совета) зачастую работают выпускники прошлых лет, представители общественных организаций. Чтобы деятельность управляющего совета в школе была эффективной, чтобы в нем работали компетентные люди, понимающие роль и задачи советов, Тюменский областной институт развития регионального образования обучил директоров школ и членов управляющих советов, обобщил и распространил успешный опыт экспериментальных площадок школ. В ходе обучения мы показывали, в чем отличие управляющего совета от прежних форм, говорили о том, что совет наделен полномочием участвовать в распределении стимулирующего фонда оплаты труда учителей, но никак не призван определять заработную плату, в том числе и директорскую. Возникали при работе и трудности – не всегда и не везде директора школ были готовы разделить управление школой с управляющим советом, дать им определенные полномочия, без которых работа совета будет неэффективной. Совет должен иметь право утверждать и рассматривать программы развития школы. В этом, помимо педагогического коллектива, должна участвовать и родительская общественность. Говоря о социальном заказе, мы понимаем, что заказчиками здесь являются родители, и они хотят видеть той или иной школу или детсад. Их привлечение позволяет более успешно обеспечивать комфортность и благоприятность условий в образовательном учреждении. Кстати, директора благодаря наличию управляющего совета становятся более защищенными, так как в разрешении конфликтных ситуаций с родителями участвует и совет, а не только директор. Мы проводили мониторинг и экспертизу деятельности органов государственно-общественного управления в образовательных учреждениях. О том, какую роль играет управляющий совет в жизни школы, можно судить по многим параметрам, в том числе по сайту образовательного учреждения. Во многих образовательных учреждениях действительно сильные управляющие советы, реально участвующие в жизни своего образовательного учреждения, инициирующие и реализующие социальные проекты: сохранение парковой зоны, поддержку программы «Одаренный ребенок», создание школьных газет и сайтов, установление дорожных знаков, обеспечивающих безопасность детей, организацию работы кружков и секций и т. д.

Сегодня одним из критериев успешной работы образовательного учреждения становится эффективность работы управляющего совета. Проводятся конкурсы на лучший управляющий совет.

Говоря о создании управляющих советов, мы понимали, что решать вопросы только образовательного учреждения мало, нужно выходить на уровень создания муниципальных организационных форм. У нас в области это совет родительской общественности в городе Ишиме, это общественная организация «Родительская инициатива» в Тюмени.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте