Мэр Москвы Сергей Собянин принял участие в заседании управляющего совета школы №875. У Сергея Семеновича и членов совета состоялся серьезный разговор.
Сергей СОБЯНИН: – Управляющий совет для Москвы дело достаточно новое, хотя много было общественных советов, родительских советов. Мы создали такую структурированную систему с особыми полномочиями. Зачем? Сегодня мы много денег вкладываем в образование – в этом году на 30% увеличен общий объем его финансирования. Это и ремонт, и реконструкция, и информатизация, и новое оборудование, и изменение нормативов финансирования. Мы поставили задачу увеличить до 120 тысяч (то есть для этой школы почти в два раза будет увеличен норматив). Не сразу, поэтапно, но до 1 сентября мы доведем финансирование школ так, чтобы оно было в 2 раза выше. Каждый квартал идет прибавка финансирования, я думаю, школы это уже почувствовали. Двойное финансирование означает практически такое же увеличение и по заработной плате, и по обеспечению учебного процесса. Все для того, чтобы дети чувствовали себя не менее комфортно и были обеспечены таким же качеством образования, как и в других школах. У нас есть более продвинутые школы, есть менее продвинутые, но базовое финансирование должно быть одинаковым у всех. Школы, которые показывают лучшее качество образования, достигают лучших успехов, это отдельная история – в этом году мы ввели присуждение грантов – 650 млн рублей специально выделяется для этих школ. Плюс к тому параллельно выстраиваются жесткие требования к качеству образования, преподавания. За этим мы следим, по итогам сдачи единого госэкзамена видно, кто и какое качество дал ученикам. Департамент образования со своей инспекцией смотрит, как исполняются стандарты, замечательно, что есть такая государственная система контроля. Но ЕГЭ сдают один раз в жизни на выходе из школы. Инспекторы образования сегодня прибежали в школу, посмотрели, а завтра забыли, послезавтра у них какие-то иные отношения сложились с директором школы, всякое по жизни бывало. Чиновничий контроль есть чиновничий контроль, он не плохой, не хороший, а такой, какой есть, ждать от него какой-то идеальной настройки, какого-то идеального контроля не приходится. Поэтому я считаю, что важнейшие инструменты повышения качества и воспитания в школе -школьное самоуправление и контроль самих родителей, потому что вся система образования существует не сама по себе. Хотя у нас замечательные учителя и мы должны обеспечивать им заработную плату, нормальное социальное обеспечение, школа-то все же создается и работает не ради них, а ради учащихся. Несмотря на то что государство платит, что кажется, будто государство – заказчик образования, на самом деле оно выполняет некую посредническую функцию, собирает налоги и затем отдает их школе. Главные заказчики образования – дети и родители, поэтому логичным было бы то, чтобы главный заказчик был главным оценщиком того, что происходит в школе, и инспектором. Именно поэтому мы, создавая управляющие советы, наделили их максимумом полномочий, которым только можно было. Это и принятие устава, и утверждение программы школьного компонента, и оценка деятельности преподавателей, и распределение премиального фонда, и смета расходов учреждения в целом. То есть мы дали возможность этим советам прямо влиять на работу педагогического состава и школы в целом, причем включили в их состав не только родителей, но и учащихся, даже установили такое драконовское правило, что председателем управляющего совета не должен быть директор. Я думаю, в этом тоже есть разумное зерно, потому что директор своим авторитетом, наверное, все же довлел над управляющим советом.Конечно, как и во всяком деле, тут важно неформальное отношение к делу, потому что любой совет, любой коллектив можно выхолостить так, что вроде формально все хорошо, а на практике ничего работать не будет, особенно то, что касается общественности, граждан. У нас есть примеры управляющих компаний и товариществ собственников жилья, когда вроде тоже все правильно, но люди не проявляют активности, настойчивости, не привыкли сорганизовываться, коллективно управлять какими-то процессами, в результате система не работает. Я не хочу, чтобы такое получилось в наших школах. Для этого требуется неравнодушное отношение родителей, у нас есть, как мне кажется, надежда на это, потому что речь идет не об уборке подъездов или благоустройстве двора, а о самом дорогом, что у нас есть, – о наших детях, об их настоящем и будущем. Я хочу, чтобы такие советы были действительно серьезным инструментом, структурой, которая бы постоянно держала в тонусе наше образование, обеспечивала наших детишек качественным образованием. С материальной точки зрения мы будем делать все, что необходимо, все, что возможно, но настроить изнутри эту систему, сделать ее работающей, эффективной мы без родителей не сможем.Анатолий МОЛОТКОВ, управляющий советом школы №875:- Раз мэр к нам приехал, значит, действительно наша работа была замечена и оценена. Управляющие советы на сегодняшнем этапе получили некоторые ключевые функции. Не секрет, что родительские комитеты в школах были всегда, но они в основном выполняли организационно-хозяйственные функции, а управляющий совет – это все-таки в первую очередь орган управления.Наш совет был создан в октябре 2010 года, даже до пилотного проекта, и, конечно, надо отдать должное и сказать большое спасибо директору школы Ирине Козловой, потому что только с ее приходом удалось это сделать, хотя идею мы вынашивали уже довольно давно, в 2004-2005 годы, она была выстрадана, инициирована жизнью.Сейчас можно услышать о том, что управляющий совет – некий карманный орган при директоре, который позволяет что-то делать. Но умному директору управляющий совет нужен не успокоенный, а по-хорошему сумасшедший, чтобы он был и помощником, и каким-то конструктивным критиком, чтобы общими усилиями идти вперед. Мы думаем, что управляющий совет – такая площадка, которая позволяет всем участникам процесса (и родителям, и ученикам, и учителям), объединившись, разобрать баррикады, которые зачастую возникают между обществом и администрацией, совместными усилиями сделать нашу школьную жизнь интересней. В конце концов это все для детей делается.Собственно говоря, с 2010 года у нас началась работа управляющего совета. Решение хозяйственных вопросов в меньшей степени затрагивается управляющим советом, потому что основные наши вопросы, можно сказать, это вопросы стратегического развития. Мы планируем решать вопросы зарплаты и распределения стимулирующей части фонда, ведения каких-то дополнительных образовательных предметов, курсов даже силами родителей, разрабатывать профориентационные курсы.Большая часть нашего управляющего совета (может быть даже, это наша особенность) – родители-выпускники, которые в свое время окончили эту школу, сейчас их дети пришли сюда учиться. Получается так, что сегодня у нас 25 процентов (больше 150 детей) – ученики во втором, а то уже и в третьем поколении. Они уже приходят как носители и продолжатели традиций. Некоторые проблемы, связанные с поступлением детей в первый класс, нас не могут не волновать, потому что после принятия закона о привязке территории к школе, мало того что у нас в микрорайоне резко возрос спрос на квартиры, люди снимают квартиры, чтобы быть привязанными к ней. Нас, конечно, очень беспокоит судьба младших братьев и сестер, которые тоже хотят учиться там же, где учатся старшие, а уж про детей-выпускников я не говорю, потому что до сегодняшнего момента у нас ребята приезжают из Переделкина, из Солнцева, только чтобы попасть сюда. Дух в школе необыкновенный!В дошкольной гимназии 80 ребят, которые 1 сентября придут сюда, но школа, к сожалению, бетонная, а не резиновая. Поэтому одна большая проблема, которой мы сейчас озадачились, некое расширение школы за счет пристройки. Место на участке для нее у нас есть.Ирина КОЗЛОВА, директор школы №875:- Если говорить об истории, то у нас раньше был ученический совет, затем был создан совет школы, в который входили ученики, учителя, выпускники и родители. Вроде бы все само собой было отлажено, а потом на новой волне было решено создать управляющий совет. Совместная работа помогает нам добиваться успехов. Например, в 2008 году ребенок с диагнозом гидроцефалия, который проучился у нас 11 лет и не сходил с этой сцены в качестве одного из главных героев всех спектаклей, сейчас студент МГУ, мы гордимся этим выпускником, его родителями.
Комментарии