search
main
0

Управляющий директор Фонда содействия кадетским корпусам России Анатолий ДРУКАРЕВ Кадеты России: из прошлого в будущее

Анатолий Александрович Друкарев родился в 1932 г. в Воронеже. Окончил Тамбовское СВУ, Тамбовское пехотное училище, Военную академию
им. М.В. Фрунзе. В Вооруженных Силах прошел все командные должности от командира взвода до начальника штаба ракетной армии. Был начальником кафедры, факультета и консультантом в Военной академии им. Петра Великого. Генерал-майор в отставке. Кандидат военных наук, доцент.
С 1993 г. возглавляет объединение выпускников суворовских и нахимовских училищ, проживающих в Москве, – “Московское суворовско-нахимовское содружество”. С 2000 г. – управляющий директор Фонда содействия кадетским корпусам России. Организатор Первого Московского Великого князя Дмитрия Донского кадетского корпуса.

– Анатолий Александрович, как вы пришли к идее создания кадетских корпусов в России?
– Мы, члены Суворовско-нахимовского содружества, председателем которого я и являюсь, пришли к выводу, что та система суворовских военных училищ, при которой учеба занимает 3 года, резко отличается от традиционной российских кадетских корпусов, где мальчики учились 7 лет, в худшую сторону. Суворовцы ныне совсем не те. Они приходят в училища уже тогда, когда внутренне сформированы, и правильно воспитать их, а скорее перевоспитать просто не хватает времени. Мы стали добиваться того, чтобы суворовцы вновь стали обучаться в училищах после четвертого класса средней школы. Но не были услышаны. В итоге решили сами создавать подобного рода учебные заведения. Ими и стали нынешние кадетские корпуса.
– Но создать кадетский корпус без денег просто невозможно. Где же вы нашли на это средства?
– Нам просто повезло. В 1992 г. мы приняли в Москве около ста человек бывших кадет, которые закончили русский кадетский корпус в Югославии. Это были дети тех русских офицеров, которые после революции эмигрировали из России. Мы их возили в Санкт-Петербург, показывали, как обстоят дела в Москве. И перед отъездом у них осталась сумма более 10 тысяч долларов, которую они не потратили. Эти деньги они решили оставить на развитие кадетских корпусов у нас на Родине. Так весной 1993 г. и был создан 1-й московский кадетский корпус.
Сначала мы набрали 30 человек, через год еще 30, и так ежегодно. Классы формировались из ребят одной из школ в Царицыно. Посещение – только по субботним и воскресным дням. Но очень скоро мы пришли к выводу, что лучший способ организации кадетского корпуса – это его развитие на базе школы-интерната. Там решаются сразу несколько проблем. Во-первых, это хозяйственная база. Во-вторых, при том распорядке, который существует в интернатах (то есть постоянная жизнь вместе, учеба вместе), тех целей, которые мы перед собой ставили в плане воспитания молодых людей, достичь намного легче. Главной задачей было создание настоящей системы воспитания. Так был организован второй московский кадетский корпус, затем 3-й МКК налоговой полиции и другие.
Ныне в Москве существует 10 кадетских корпусов, из которых 7 являются таковыми в полном смысле слова. “Настоящим” я считаю тот корпус, в котором мальчишки проводят все время, а “не вполне настоящим” так называемые кадетские школы, где нет совместного проживания воспитанников. По-моему, последний подход неверен, так как достичь в таких учебных заведениях всех поставленных нами целей в данном случае значительно сложнее. Не спорю, есть и исключения из этого правила – кадетские корпуса в Волжске и Перми. Я это знаю, так как мы занимаемся всей Россией.
– Скоро ваша организация будет называться по-новому: “Фонд содействия кадетским корпусам имени Алексея Борисовича Йордана”. Кто этот человек и каков его вклад в дело создания кадетских корпусов в нашей стране?
– Алексей Йордан один из тех кадет, которые приезжали к нам в начале 90-х. Он являлся лидером и идейным вдохновителем всего движения возрождения кадетских корпусов в России. Каждый год, приезжая из Америки к своим детям – Борису и Кате, которые живут здесь постоянно, он проводил с ними всего 2-3 дня, после чего ездил по уже действующим кадетским корпусам и делал многое для создания новых. Вместе с ним в этом процессе активно участвовал и его сын Борис (ныне генеральный директор “Эха Москвы”). В 1994 и 1995 гг. Борис выделял по 50 тысяч долларов для 5 кадетских корпусов, затем значительные суммы – на другие дела: 30 тысяч долларов – на восстановление рухнувшей кровли здания нахимовского училища в Санкт-Петербурге, 100 тысяч долларов – на восстановление Александро-Невской лавры, в которой похоронены много известных деятелей нашей страны. Но эта помощь была бессистемной. В итоге в 1998 г. созрела идея создания фонда, который бы занимался этими вопросами. Когда такой фонд был создан, Борис Йордан стал его президентом, а я управляющим директором.
– Что представляет собой ваш фонд сегодня?
– Мы являемся единственной организацией, которая помогает кадетским корпусам всей России. Безусловно, каждый из них имеет своих “покровителей”. Кому-то помогает налоговая полиция, кому-то – Министерство юстиции. Но – только своему. У нас же более 40 объектов помощи. Я, как управляющий директор, занимаюсь распределением тех 150 тысяч долларов, которые ежегодно Борис Йордан выделяет на нужды организации. Рассматриваю просьбы директоров кадетских корпусов и удовлетворяю их по мере возможности и необходимости. Однако и в распределении этих денег есть один нюанс. Дело в том, что наличных средств у нас нет вообще. Все они находятся на счету фонда. Если какой-нибудь директор хочет приобрести какие-либо технические средства для своего корпуса, форму или что-то еще, он связывается с нами и, если мы даем “добро”, высылает нам счет к оплате. Мы его оплачиваем также по безналичному расчету.
Я сам или мои помощники объезжаем все корпуса, которым мы помогаем, и проверяем их. Первым делом, приехав в тот или иной город, я говорю директору: “Покажи, что мы тебе купили”. И еще ни разу мы не заметили каких-либо нарушений. Вообще мы со своей стороны делаем все, чтобы наши средства шли именно кадетам. Все оборудование, которое покупается, должно быть полезным именно им. Почему? Да прежде всего потому, что в стране существует всего 7 кадетских корпусов силовых ведомств. Остальные принадлежат Министерству образования. Они на одном бюджете прожить не могут. Именно на них в первую очередь направлено наше внимание. Именно их мы больше всего стараемся поддерживать.
– Чем еще, кроме финансовой помощи кадетским корпусам, вы занимаетесь?
– Мы оказываем и методическую помощь. В начале нашей работы корпусов было 17. Сейчас – около 50. Существует целый пакет документов, помогающих в функционировании новых корпусов. И мы высылаем их всем желающим, которые к нам обращаются, в том числе и через интернет, где у нас существует свой сайт.
Еще мы издаем книги, инструкции по воспитательной работе для офицеров, работающих с ребятами. Вышла в свет хрестоматия для кадет, после прочтения которой воспитанники будут иметь представление о том, какими были кадеты в дореволюционной России, какие в то время существовали традиции, а так же вторая книга – пособие для офицеров-воспитателей.
Кроме того, наш фонд проводит различного рода мероприятия. К примеру, когда вышел фильм “Сибирский цирюльник”, мы устраивали его просмотр в кинотеатре “Россия” для курсантов московских военных учебных заведений. Это произошло всего через три дня после премьеры в Кремле. А еще мы в 2001 г. провели слет лучших кадет России. Они приехали со всех уголков нашей страны в Москву, и мы проводили для них экскурсии по столице. Показали даже резиденцию Президента России – Московский Кремль. Ведь главная задача фонда – не накормить и одеть кадет, хотя и этим мы активно занимаемся, а повысить качество воспитания. Именно воспитание стоит во главе угла. Если человек не воспитан в широком понимании этого слова, то, даже будучи хорошо образованным, он не принесет большой пользы Отечеству, а может даже навредить ему и согражданам. Поэтому надо обучать через воспитание.
И еще. Долгое время у нас в стране считалось, что только словом можно воспитать людей. Это не так. Можно говорить целыми днями, а толку не будет. На самом деле воспитывает коллектив, но при мудром и чутком руководстве этим коллективом, а также через образ жизни этого сообщества. Подобная система существовала только в кадетских корпусах. По их типу в свое время создавались суворовские военные училища. Главная беда сегодня заключается в том, что уже существует около 50 кадетских корпусов, но нигде не готовят офицеров-воспитателей. Между тем тот же Сталин, создавая систему воспитания молодых офицеров – суворовские училища – отдельным пунктом приказал создать факультет подготовки офицеров-воспитателей при военно-педагогическом институте. Туда принимали офицеров, готовили их три года, давая высшее педагогическое образование. И они приходили в суворовские и нахимовские училища. Сейчас этого, увы, нет.
– Вы считаете, что необходимо уделить внимание не только воспитанникам корпусов, но и самим воспитателям?
– Безусловно. Именно поэтому президент фонда принял решение учредить премию лучшим офицерам-воспитателям по итогам работы за год. Эту премию может получить любой офицер корпуса: директор, его заместители, командиры рот – собственно воспитатели. Ее размер – 7000 рублей. Раньше она была больше, но по просьбам самих директоров ее сократили, но увеличили количество лауреатов.
– Есть ли конкурс в кадетские корпуса?
– Есть, и очень большой. На одно место претендуют 20-30 мальчишек. Родители готовы отдать своего ребенка в наши надежные руки, лишь бы убрать его с улицы, оградить от криминала и наркотиков. Они видят, что дети ухожены, одеты, обуты и, главное, воспитаны! Кроме того, преобразуя интернаты, создатели кадетских корпусов вынуждены что-то делать с той частью детей, которые не подходят нам по своему развитию. Кадетские корпуса – школа для мужчин. Учебное заведение “только для девочек” создано пока только в Красноярске – Мариинская женская гимназия.
Что касается вообще контингента кадетских корпусов, то в них в первую очередь принимают сирот и тех, чьи родители лишены родительских прав. Но надо отметить, что примерно 10% кадет – дети из достаточно состоятельных семей. Родители таких ребят выделяют корпусу, в котором учатся их дети, деньги на благоустройство. Таким образом, восстанавливается дореволюционная система, при которой существовали две категории кадет: те, которые платили за свое обучение, и те, которые учились за счет этих денег. Так что, ничего нового мы здесь не открыли.
– Чем вы можете объяснить то положение, в котором находится ныне армия? И как в этой связи следует воспитывать будущего офицера?
– То, что армия испытывает голод в офицерах младшего звена – это отголосок неправильной политики руководства страны в 60-е годы. Тогда были ликвидированы суворовские училища, а оставшиеся были переведены на трехгодичное обучение. За три года воспитать будущего офицера нельзя. Это глубочайшая ошибка. Вторая ошибка заключалась в ликвидации средних военных училищ и замены их высшими училищами. Это стало ответом руководства страны на резкое сокращение желающих связать свою судьбу с армией. Таким образом пытались вновь привлечь молодых людей на службу. Обратной стороной этого решения стало то, что из училищ пошел отток преподавателей, воспитателей, людей, которые обучали курсантов – будущих офицеров – умению общаться с людьми. А офицера необходимо готовить с детства. Почему балерину мы готовим с четырех лет, а кадры для наших Вооруженных Сил только с 15 или, того хуже, с 18 лет? Да, не спорю, и балерины стране нужны. Но офицеры ей жизненно более необходимы.
Если бы меня спросили, что необходимо сделать, чтобы восстановить армейские кадры, я бы предложил следующие меры. Во-первых, развивать систему суворовских кадетских корпусов в России (я так назвал бы все СВУ и кадетские корпуса). Во-вторых, восстановить набор в них мальчиков после 4-го класса. И, наконец, построить там такую систему воспитания, которая прививала бы любовь к службе. Ведь нам же привили! Вот, к примеру, я закончил СВУ с золотой медалью. Выбирал училище третьим. И выбрал пехотное. У меня и в мыслях не было выбрать какой-нибудь Военный институт иностранных языков. Я хотел стать общевойсковым офицером. А сейчас иной курсант после окончания третьего курса так и норовит сбежать из военного учебного заведения в какой-нибудь гражданский вуз и доучиваться там. Это неправильно, и это положение необходимо менять.
– Что бы вы хотели сказать кадетам в качестве напутствия?
– От имени президента Фонда содействия кадетским корпусам России Бориса Алексеевича Йордана и от себя лично хочу пожелать всем кадетам российских кадетских корпусов и офицерам, которые выполняют тяжелую, но святую обязанность по их воспитанию удачи, исполнения желаний, успехов в учебе и дальнейшей службе на благо Родины!

Беседу вел
Сергей Шурлов

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте