На современном этапе директор школы должен иметь новое педагогическое мышление и уметь работать по-новому, то есть переосмыслив и пересмотрев саму технологию своей профессиональной деятельности. Сегодня это невозможно без активного введения информатизации в управление образовательным процессом школы.
В первую очередь это связано с формированием единой управленческой системы, в которой работа администратора (директора, завуча) органично сочетается с работой учителя-предметника, классного руководителя, бухгалтера, секретаря, библиотекаря.
Такая система не может быть создана и отработана быстро – для этого требуется время. Однако четкого поэтапного деления в работе при ее создании, на мой взгляд, быть не должно: оснащение оргтехникой, подготовка кадров, формирование школьной медиатеки и информационной базы на электронных носителях – все это должно осуществляться параллельно.
Вот уже второй год педагоги и администрация Детчинской средней школы проходят курсы ИКТ-компетентности на базе межшкольного информационного методического центра. Одновременно с подготовкой учителя идет процесс создания информационной системы школы с использованием различных электронных пособий – «ХроноГраф», «Управление школой» (ведение документации и нормативная база) и так далее. Они поступили в школы обрасти в рамках проекта ИСО и предназначены как для работы администрации, так и для использования педагогами электронных учебных пособий.
Эти программы помогают рационально организовать последовательную деятельность администрации. Пользуясь уже готовыми вариантами локальных нормативных актов, форм внутренней и внешней отчетности и внося в них соответствующие корректировки, мы можем сэкономить значительное количество времени при составлении отчетных и аналитических документов. Использование в качестве клише утвержденных форм приказов по комплектованию классов, увольнению и приему работников, обязательных приказов на начало учебного года по целому ряду направлений освобождает работника канцелярии от необходимости периодического формирования бланков документов. Таким образом мы создаем электронную книгу приказов, решая ряд рутинных задач школьного делопроизводства.
С помощью электронных пособий, предназначенных для работы администрации, мы создали базу данных мониторинга состояния образовательного процесса по таким аспектам, как успеваемость, качество знаний учащихся, состояние их физического развития. Также постоянно отслеживается кадровый потенциал школы.
В нашем образовательном учреждении процесс информатизации напрямую связан с проведением совещаний и мероприятий различного ранга – педсоветов, заседаний школьных методических объединений, общешкольных родительских собраний.
Все знают, что августовский педсовет всегда отличался от всех остальных изобилием приводимых статистических данных. Здесь обычно звучат цифры, подводящие итоги работы различных подразделений, требующие анализа и нацеливающие на дальнейшую работу. Использование компьютерной техники на этом мероприятии необходимо не только для обработки и хранения всей этой информации, но и для оперативного использования наглядных таблиц, схем, графиков. Все это способствует активизации деятельности присутствующих и сокращению объема материала выступающих.
Наконец, еще одно весьма перспективное направление деятельности школы на сегодня связано с созданием серверной и локальной сети. В перспективе это позволит осуществлять руководство и контроль на новом качественном уровне. Но здесь предстоит сделать еще очень много.
Елена ПОПОВА, директор Детчинской средней школы, Малоярославский район, Калужская область
Комментарии