search
main
0

Управляем вместе с советом

​Марина БЫЧКОВА, директор Центра образования №1178: – Наша школа тоже не вошла в число школ, работающих в рамках проекта «Москва-125», но мы с 1 марта 2011-го работаем в рамках другого пилотного проекта, апробирующего механизмы новой системы оплаты труда руководителей. Как известно, в Южном округе много школ работают с созданными ими управляющими советами. Есть такой совет и в нашем Центре образования. Он был создан 6 лет назад.

Сегодня для каждого  руководителя чрезвычайно актуален вопрос: как управлять образовательным учреждением, кто может в этом помочь? Безусловно, в каждой школе сегодня есть родительские комитеты в классах,  родительский комитет школы, есть педагогический совет и совет ученической общественности, административный аппарат и финансовые органы, сегодня создаются советы попечителей. Когда я посмотрела на все эти  управленческие сообщества, которые существуют  в любом ОУ, то у меня выстроилась структура управления, но она оказалась несовершенной, так как у нее отсутствовало взаимодействие  с общественными организациями и финансовыми органами. Все решения родительского комитета  были только рекомендациями, что позволяло коллективу избирательно  относиться к тем или иным предложениям  родителей. Я, как директор, не входила ни в родительский комитет, ни в совет школы, а это означало, что я, обладая исключительно  правом совещательного голоса, не могла принимать  полноценного участия   в работе этих общественных структур. Вот поэтому и возникла идея создания управляющего совета, в состав которого входит и директор, решения совета обязательны для всех членов коллектива. Отсюда можно сделать вывод, что управляющий совет – главный орган соуправления образовательным учреждением, но вся ответственность все равно лежит на руководителе. Наш управляющий совет  наделен полномочиями, которые мы разделили на четыре группы:    утвердительные, которые заключаются в утверждении  устава и дополнений в устав школы и локальных актов, образовательной программы,  программы развития,  режима работы школы, комплектования классов, расходования внебюджетных средств;    совещательные, которые  нужны при обсуждении компонента ОУ, профилей  обучения, выбора учебников, формировании бюджетной сметы, аренды объектов собственности, представлении работников к поощрениям;    организующие, которые важны при выполнении решений конференции, введении школьной формы, привлечении внебюджетных средств, рассмотрении жалоб и заявлений, контроле за соблюдением условий обучения;    представительские, необходимые  для отстаивания интересов в рамках своих полномочий в государственных, муниципальных организациях, представления  конференции и общественности отчета  о своей деятельности и состоянии дел в Центре образования. Наш управляющий совет очень серьезно занимается комплектованием классов и режимом работы ОУ. Наш Центр образования  работает по своему учебному календарю, который утвержден управляющим советом.  Любой учебный год у нас заканчивается последним совещанием управляющего совета, на котором мы согласуем учебный план, методическое сопровождение этого плана в части возможности ведения тетрадей на печатной основе по предметам, так как если это не контролировать, то учителя заставят детей иметь печатные тетради по всем предметам, а это, на наш взгляд, не всегда оправданно.  На этом последнем заседании управляющего совета мы распределяем часы школьного компонента нашего учебного плана, направления профильного обучения. Наконец, мы определяем особые условия для оплаты и доплаты нашим учителям, распределяем по итогам учебного года нагрузку, чтобы стимулировать  наших учащихся. Наш управляющий совет решает, какие учебные кабинеты стоит оплачивать, а какие еще рановато, каким учителям и по каким предметам стоит доплачивать за работу по проверке тетрадей. Мы много внимания уделяем выполнению, соблюдению  и контролю за реализацией  СанПиНов, работе пищеблока, соблюдению питьевого режима, организации санитарного состояния всех помещений школы. Еще три года назад наш управляющий совет ввел единую школьную форму, так как посчитал, что  полезно соблюдение  единого дизайна.  Члены нашего управляющего совета работают  как общественные наблюдатели при проведении ГИА и ЕГЭ, участвуют в проведении дней открытых дверей и открытых уроков для родителей, а также принимают участие в формировании  публичных докладов, которые мы размещаем на нашем сайте два раза в год. Исходя из того, какие серьезные функции у нашего управляющего совета, я сделала вывод, что нельзя в этот совет выбирать только родителей-активистов,  мы должны привлекать туда родителей-профессионалов и профессионалов-управленцев. Три направления деятельности нашего управляющего совета  обеспечивают решение задач образовательного учреждения  по модернизации, по развитию и совершенствованию образовательной среды, по качественному  выполнению государственного и социального заказа. Главный   стимул  повышения качества, результата   и эффективности работы ОУ – это материальная основа. Главными механизмами для создания и укрепления материальной основы становятся система оценки качества    образования и  новая система оплаты труда. Если сейчас управляющий совет определяет направления расходования  бюджетных средств по  смете и  ее исполнение, расходования внебюджетных средств на основе удовлетворения потребностей заказчика, то завтра  при введении нового механизма финансирования и  новой системы оплаты труда совет будет оказывать влияние на  зарплату сотрудников, устанавливая   размер компенсирующей и стимулирующей  частей оплаты труда на основе оценки качества и результата работы. Сейчас управляющий совет применяет  критериальный подход  к  оценке качества и результата  деятельности работников в нашем ОУ. Ну разве жаль  совету лишний раз дать грамоту хорошему учителю?! Конечно, нет.  То есть управляющий совет принимает  участие в наградной работе, рекомендует   педагогическим работникам аттестовываться на более высокие категории,  принимает участие в изменении   учебной нагрузки учителей на следующий учебный год  при следующей тарификации, но все  это сегодня, а завтра управляющий совет должен будет принимать участие в критериальном подходе  при оценке качества и результатов работы педагогов   не только для морального, но главным образом и материального стимулирования. Мы провели мониторинг в своем педагогическом коллективе и выяснили, что для 96% учителей важно моральное удовлетворение  от своего труда, но только 33% учителей считают, что новая система оплаты труда по достоинству оценит  их работу, так что тут еще предстоит большая работа с педагогическим коллективом. Сейчас управляющий совет  в спорных вопросах может  оказать психологическую поддержку на основе взаимодоговоренности сторон, а с введением  новых механизмов и новой системы оплаты труда в корне меняется система решения споров. Мы будем платить  деньги в обмен на результат, значит, возможны  жалобы, обиды, конфликты, тут у управляющего совета появляется задача отслеживать строгое выполнение законодательных документов на основе соблюдения материальной заинтересованности членов школьного коллектива.Для меня важно то, что управляющий совет – ресурс управления образовательным учреждением.Как же управляющий совет взаимодействует  с администрацией школы? Хоть наш ЦО и не вошел в пилотный проект «Москва-125», мы все равно решаем вопросы по введению новой системы оплаты труда. Мы обсуждаем, как увеличить стимулирующий фонд оплаты труда, видим тут резервы в оказании платных услуг. Администрация  провела мониторинг имеющихся условий оказания таких услуг в районе  и мониторинг возможностей коллектива по оказанию  этих услуг.  Управляющий совет подготовил к следующему заседанию техническое задание по изучению потребностей заказчика, по подбору специалистов по оказанию   платных услуг  и по определению ценовой политики с бонусами. Есть ли риски при формировании и работе управляющего совета? Первый риск – это неправильный подход к формированию управляющего совета. Желательно избирать в этот совет профессионалов, ведь любой школе сегодня больше всего нужны профессиональные юристы, экономисты. Грамотно сформированный управляющий совет  может стать модератором идей и  деяний. Второй риск – это то, что в управляющий совет могут попасть  профессионалы, не знающие специфики работы системы образования. Поэтому здесь, конечно,  хорошо было бы создавать консалтинговые центры, действующие с учетом интересов образовательных учреждений. Думаю, что было бы целесообразно кооптировать в  управляющие советы временных  членов под кратковременные цели и задачи ОУ. Кроме того, на мой взгляд, было  бы чрезвычайно полезно на уровне города продумать систему обучения управляющих советов и выработать программу  развития общественных сообществ для   председателей советов родительской общественности  и председателей управляющих советов. Хотелось бы иметь еще и городскую площадку для обмена опытом деятельности управляющих советов.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте